Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить особенности построения бюджетов и проблемы их сбалансированности.
Объект исследования – бюджетная система государства.
Предмет исследования – проблемы сбалансированности бюджетов.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и функции дефицита и профицита бюджета.
2. Дать определение сбалансированности бюджетов. Определить значение сбалансированности бюджетов для национальной экономики.
3. Охарактеризовать бюджетный дефицит и источники его финансирования в РФ.

Оглавление

Введение 3
Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Понятие и сущность бюджета 5
1.2 Понятие и условия сбалансированности бюджета. 9
Бюджетный профицит и направления его использования 13
Бюджетный дефицит и источники и его финансирования 18
Профицит и дефицит бюджета в РФ 26
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

финансы печать.doc

— 828.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 5

Распределение доходов  и расходов консолидированного бюджета  
Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов  
по уровням бюджетной системы 
в январе-сентябре 2011г.

млрд.рублей

 

Федера-льный 
бюд-жет

Бюдже-ты госу- 
дарст-венных внебюд-жетных фондов

Консолиди- 
рован- 
ные бюдже-ты субъектов  
Российс-кой  
Федера-ции

Бюдже-ты тер- 
ритори-альных государ-ственных внебюд-жетных фондов

Справочно  
январь-сентябрь 2010г.

феде-ральный  
бюджет

бюджеты государст-венных внебюд-жетных фондов

консоли- 
дирован- 
ные бюд-жеты  
субъектов 
Российс-кой 
Федера-ции

бюдже-ты террито- 
риальных государ-ственных внебюд-жетных фондов

Доходы

8213,0

4266,7

5617,7

657,6

6008,6

3543,9

4812,7

426,0

из них: 
налог на прибыль организаций

260,8

-

1511,9

-

182,9

-

1159,3

-

налог на доходы физических лиц

-

-

1378,5

-

-

-

1241,5

-

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

-

2402,8

-

161,5

-

1538,2

-

118,7

из них единый социальный налог 

0,1

0,7

0,0

0,1

3,2

5,0

0,0

8,3

налог на добавленную  стоимость: 
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1340,8

-

0,2

-

980,1

-

0,2

-

на товары, ввозимые на территорию  
Российской Федерации

1056,7

-

-

-

802,1

-

-

-

акцизы по подакцизным  товарам  
(продукции):производимым на территории Российской Федерации

170,7

-

278,6

-

83,6

-

243,5

-

ввозимым на территорию Российской Федерации

31,2

-

-

-

20,1

-

-

-

налоги на совокупный доход 

-

13,3

158,5

5,2

-

15

130,7

8

налоги на имущество

-

-

503,0

-

-

-

469,6

-

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1483,6

-

27

-

1027,6

-

23,1

-

задолженность и перерасчеты  по 
отмененным налогам, сборам и иным  
обязательным платежам

0,5

1,3

1,1

0,2

32,4

10,9

1,5

8,4

доходы от внешнеэкономической  
деятельности

3224,5

-

-

-

2274,8

-

-

-

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

334,4

27,4

194,0

0,0

375,0

24,2

157,6

0,1

безвозмездные поступления

28,0

1896,1

1310,2

473,6

0,1

2016,0

1164,3

281,5

платежи при пользовании  природными ресурсами

61,7

-

21,5

-

31,9

-

17,9

-

доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

0,3

-

35,1

-

0,1

-

35,8

-

Расходы

7082,1

3838,8

4786,1

622,4

6701,2

3215,5

4345,1

419,9

из них на: 
общегосударственные вопросы

488,1

61,2

315,7

6,1

596,0 (1)

41,8

320,8(1)

5,4

из них на обслуживание государственного и муниципального долга

215,2

-

45,4

-

165,3

-

44,8

-

национальную оборону

908,4

-

2,2

-

782,8

-

2,1

-

национальную безопасность  
и правоохранительную деятельность

787,6

-

176,2

-

706,7

-

170,8

-

национальную экономику

969,2

-

767,1

-

670,6

-

668,3

-

из нее на: 
топливно-энергетический комплекс

20,1

-

10,7

-

9,3

-

16,1

-

сельское хозяйство и рыболовство

94,2

-

151,2

-

17,5

-

133,0

-

транспорт

142,7

-

125,9

-

151,8

-

104,6

-

дорожное хозяйство

229,0

-

268,9

-

143,5

-

232,1

-

связь и информатику

22,2

-

13,9

-

25,5

-

13,2

-

прикладные научные  исследования  
в области национальной экономики

86,4

-

1,1

-

74,6

-

1,8

-

другие вопросы в  области  
национальной экономики

237,7

-

129,4

-

197,1

-

102,2

-

жилищно-коммунальное хозяйство

157,9

-

538,8

-

102,4

-

511,5

-

социально-культурные мероприятия

3063,9

3777,6

2919,2

516,7

752,6

3094,5

2439,5

414,0

межбюджетные трансферты  
бюджетам государственных  
внебюджетных фондов

481,6

-

11,7

99,7

-

-

-

-

Профицит, дефицит (-)

1130,9

427,9

831,6

35,2

-692,6

328,4

467,7

6,1


* здесь и  далее п.п. – процентные пункты

 

 

Динамика поступлений  основных налогов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-июле 2010–2011гг. приведена на следующем  графике.

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в июле 2011 годасоставили 168,7 млрд. рублей и по сравнению с июлем 2010 года выросли на 7,7%;

в январе-июле 2011 года поступило 1 421,7 млрд. рублей –  на 30,2% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)

Из общей  суммы января-июля 2011 годапоступления в федеральный бюджет составили 190,8 млрд. рублей (13%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 230,9 млрд. рублей (87%). В январе-июле 2010 года указанное соотношение также составляло 13% и 87% соответственно.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 153,9 млрд. рублей, что на 38,6% больше, чем в июле 2010 года;

в январе-июле 2011 года поступило 1 042,9 млрд. рублей – на 37,5% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный  бюджет в июле 2011 года поступило 8,0 млрд. рублей, или в 2,1 раза больше, чем в июле 2010 года;

в январе-июле 2011 года поступило 51,2 млрд. рублей – в 2,2 раза больше, чем в январе-июле 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  из Республики Казахстан.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный  бюджет Российской Федерации составили  в июле 2011 года 59,3 млрд. рублей и выросли  относительно июля 2010 года на 47,4%;

в январе-июле 2011 года поступило 337,5 млрд. рублей – на 34,8% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)

Из общей  суммы января-июля 2011 годапоступления  в федеральный бюджет составили 127,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  –209,6 млрд. рублей (62%).

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в июле 2011 года 166,1 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше,чем в июле 2010года;

в январе-июле 2011 года поступило 1 129,7 млрд. рублей –  на 43,0% больше, чем в январе-июле 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть что обусловлено повышением цены на нефть (с 75,4$ в декабре 2009 года – июне 2010 года до 105,6$ в декабре 2010 года – июне 2011 года, или на 40,1%). (Рис. 3)

Из общей  суммы января-июля 2011года поступления  в федеральный бюджет составили 1 111,7 млрд. рублей (98%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 18,0 млрд. рублей (2%).

Имущественных налогов в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  в июле 2011 года 83,7 млрд. рублей, что  на 7,4% больше, чем в июле 2010 года;

в январе-июле 2011 года поступило 419,3 млрд. рублей – на 8,5% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)

Незначительный  рост имущественных налогов в  январе-июле 2011 года обусловлен увеличением  поступлений налога на имущество организаций на 11,8% и земельного налога – на 9,7% и снижением поступлений налога на имущество физических лиц и транспортного налога в связи с изменением сроков их уплаты.

Налога на имущество  физических лиц в январе-июле 2011 года поступило 3,0 млрд. рублей, или на 29,8% меньше, чем в январе-июле 2010 года.

Налога на имущество  организаций в январе-июле 2011 года поступило 287,5 млрд. рублей (68,6% общей  суммы поступлений имущественных  налогов), или на 11,8% больше, чем в  январе-июле 2010 года.

Транспортного налога в январе-июле 2011 года поступило 52,8 млрд. рублей (12,6% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 5,5% меньше, чем в январе-июле 2010 года.

Поступления земельного налога в январе-июле 2011 года составили 75,9 млрд. рублей (18,1% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно января-июля 2010 года на 9,7%.

II. В федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 381,1 млрд. рублей – в 1,5 раза больше,чем в июле 2010 года;

в январе-июле 2011 года поступления составили 2 554,9 млрд. рублей - на 40,5% больше, чем в январе-июле 2010 года.

В общей сумме  администрируемых ФНС России доходов  федерального бюджета поступления  налога на добычу полезных ископаемых составили 44%, НДС - 41% и налога на прибыль  – 7%.

III. В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в июле 2011 года поступило 491,5 млрд. рублей – на 8,1% больше,чем в июле 2010года;

 

за январь-июль 2011 года поступления составили 3 104,0 млрд. рублей - на 17,7% больше, чем в  январе-июле 2010 года.

 

Формирование  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в январе-июле 2011 года на 89% обеспечили налог на прибыль - 40%, НДФЛ - 35% и имущественные  налоги - 14%. По сравнению с январем-июлем 2010 года доля указанных налогов возросла на 1 процентный пункт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как  дефицит, так и профицит бюджета  – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и  налоговой политики, осуществляемой государством.

На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны  расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.

Государственные финансы  оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующем в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду инвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.

Однако ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.

В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком  денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счёт эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведёт к росту совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте.

Более рациональным с  позиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов с дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.

Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. «Бюджетная система  России: учебник для студентов  вузов, обучающихся по экономическим  специальностям». Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007г.

2. «Финансы». Учебник.  Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2007г.

3. «Финансы. Завтра экзамен». Бочаров В.В. СПб.: Питер, 2007г.

4. «Финансы и кредит».  Учебное пособие. Кизиль Е.В., Ростов  н/Д: «Феникс», 2003г.

5. «Финансы, денежное  обращение и кредит». Учебник.  Под ред. М.В. Романовского и  проф. О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2002г.

6. Источники: Интернет/ Известия.ru

7. Источник: Интернет  газета/ Новости экономики.

  1. Источник: Интернет/Федеральная служба государственной статистики.
  2. Долан Э., Линдсей Дж. Макроэкономика. — СПб., 1994.
  3. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2004.
  4. Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2004.
  5. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М., Юрайт, 2003.

 Финансы,  денежное обращение и кредит».  Учебник. Под ред. профессора  чл.-корр. РАЕН Л.А. Дробозиной  – первое издание; под редакцией  академика Г.Б. Поляка – второе  издание

6. Источники: Интернет/ Известия.ru

7. Источник: Интернет  газета/ Новости экономики.

  1. Источник: Интернет/Федеральная служба государственной статистики.
  2. Долан Э., Линдсей Дж. Макроэкономика. — СПб., 1994.
  3. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2004.
  4. Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2004.
  5. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М., Юрайт, 2003.
  6. Финансы, денежное обращение и кредит». Учебник. Под ред. профессора чл.-корр. РАЕН Л.А. Дробозиной – первое издание; под редакцией академика Г.Б. Поляка – второе издание.

 




Информация о работе Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов