Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа
Цель данной работы – изучить особенности построения бюджетов и проблемы их сбалансированности.
Объект исследования – бюджетная система государства.
Предмет исследования – проблемы сбалансированности бюджетов.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и функции дефицита и профицита бюджета.
2. Дать определение сбалансированности бюджетов. Определить значение сбалансированности бюджетов для национальной экономики.
3. Охарактеризовать бюджетный дефицит и источники его финансирования в РФ.
Введение 3
Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Понятие и сущность бюджета 5
1.2 Понятие и условия сбалансированности бюджета. 9
Бюджетный профицит и направления его использования 13
Бюджетный дефицит и источники и его финансирования 18
Профицит и дефицит бюджета в РФ 26
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Таблица 5
Распределение доходов
и расходов консолидированного бюджета
Российской Федерации и бюджетов государственных
внебюджетных фондов
по уровням бюджетной системы
в январе-сентябре 2011г.
млрд.рублей
Федера-льный |
Бюдже-ты госу- |
Консолиди- |
Бюдже-ты тер- |
Справочно | ||||
феде-ральный |
бюджеты государст-венных внебюд-жетных фондов |
консоли- |
бюдже-ты террито- | |||||
Доходы |
8213,0 |
4266,7 |
5617,7 |
657,6 |
6008,6 |
3543,9 |
4812,7 |
426,0 |
из них: |
260,8 |
- |
1511,9 |
- |
182,9 |
- |
1159,3 |
- |
налог на доходы физических лиц |
- |
- |
1378,5 |
- |
- |
- |
1241,5 |
- |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
- |
2402,8 |
- |
161,5 |
- |
1538,2 |
- |
118,7 |
из них единый социальный налог |
0,1 |
0,7 |
0,0 |
0,1 |
3,2 |
5,0 |
0,0 |
8,3 |
налог на добавленную
стоимость: |
1340,8 |
- |
0,2 |
- |
980,1 |
- |
0,2 |
- |
на товары, ввозимые на
территорию |
1056,7 |
- |
- |
- |
802,1 |
- |
- |
- |
акцизы по подакцизным
товарам |
170,7 |
- |
278,6 |
- |
83,6 |
- |
243,5 |
- |
ввозимым на территорию Российской Федерации |
31,2 |
- |
- |
- |
20,1 |
- |
- |
- |
налоги на совокупный доход |
- |
13,3 |
158,5 |
5,2 |
- |
15 |
130,7 |
8 |
налоги на имущество |
- |
- |
503,0 |
- |
- |
- |
469,6 |
- |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1483,6 |
- |
27 |
- |
1027,6 |
- |
23,1 |
- |
задолженность и перерасчеты
по |
0,5 |
1,3 |
1,1 |
0,2 |
32,4 |
10,9 |
1,5 |
8,4 |
доходы от внешнеэкономической |
3224,5 |
- |
- |
- |
2274,8 |
- |
- |
- |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
334,4 |
27,4 |
194,0 |
0,0 |
375,0 |
24,2 |
157,6 |
0,1 |
безвозмездные поступления |
28,0 |
1896,1 |
1310,2 |
473,6 |
0,1 |
2016,0 |
1164,3 |
281,5 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
61,7 |
- |
21,5 |
- |
31,9 |
- |
17,9 |
- |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,3 |
- |
35,1 |
- |
0,1 |
- |
35,8 |
- |
Расходы |
7082,1 |
3838,8 |
4786,1 |
622,4 |
6701,2 |
3215,5 |
4345,1 |
419,9 |
из них на: |
488,1 |
61,2 |
315,7 |
6,1 |
596,0 (1) |
41,8 |
320,8(1) |
5,4 |
из них на обслуживание государственного и муниципального долга |
215,2 |
- |
45,4 |
- |
165,3 |
- |
44,8 |
- |
национальную оборону |
908,4 |
- |
2,2 |
- |
782,8 |
- |
2,1 |
- |
национальную безопасность |
787,6 |
- |
176,2 |
- |
706,7 |
- |
170,8 |
- |
национальную экономику |
969,2 |
- |
767,1 |
- |
670,6 |
- |
668,3 |
- |
из нее на: |
20,1 |
- |
10,7 |
- |
9,3 |
- |
16,1 |
- |
сельское хозяйство и рыболовство |
94,2 |
- |
151,2 |
- |
17,5 |
- |
133,0 |
- |
транспорт |
142,7 |
- |
125,9 |
- |
151,8 |
- |
104,6 |
- |
дорожное хозяйство |
229,0 |
- |
268,9 |
- |
143,5 |
- |
232,1 |
- |
связь и информатику |
22,2 |
- |
13,9 |
- |
25,5 |
- |
13,2 |
- |
прикладные научные
исследования |
86,4 |
- |
1,1 |
- |
74,6 |
- |
1,8 |
- |
другие вопросы в
области |
237,7 |
- |
129,4 |
- |
197,1 |
- |
102,2 |
- |
жилищно-коммунальное хозяйство |
157,9 |
- |
538,8 |
- |
102,4 |
- |
511,5 |
- |
социально-культурные мероприятия |
3063,9 |
3777,6 |
2919,2 |
516,7 |
752,6 |
3094,5 |
2439,5 |
414,0 |
межбюджетные трансферты |
481,6 |
- |
11,7 |
99,7 |
- |
- |
- |
- |
Профицит, дефицит (-) |
1130,9 |
427,9 |
831,6 |
35,2 |
-692,6 |
328,4 |
467,7 |
6,1 |
* здесь и далее п.п. – процентные пункты
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2010–2011гг. приведена на следующем графике.
Поступления налога
на прибыль организаций в
в январе-июле 2011 года поступило 1 421,7 млрд. рублей – на 30,2% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)
Из общей суммы января-июля 2011 годапоступления в федеральный бюджет составили 190,8 млрд. рублей (13%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 230,9 млрд. рублей (87%). В январе-июле 2010 года указанное соотношение также составляло 13% и 87% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 153,9 млрд. рублей, что на 38,6% больше, чем в июле 2010 года;
в январе-июле 2011 года поступило 1 042,9 млрд. рублей – на 37,5% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 8,0 млрд. рублей, или в 2,1 раза больше, чем в июле 2010 года;
в январе-июле 2011
года поступило 51,2 млрд. рублей – в
2,2 раза больше, чем в январе-июле
2010 года, что связано с
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в июле 2011 года 59,3 млрд. рублей и выросли относительно июля 2010 года на 47,4%;
в январе-июле 2011 года поступило 337,5 млрд. рублей – на 34,8% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)
Из общей суммы января-июля 2011 годапоступления в федеральный бюджет составили 127,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –209,6 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в июле 2011 года 166,1 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше,чем в июле 2010года;
в январе-июле 2011 года поступило 1 129,7 млрд. рублей – на 43,0% больше, чем в январе-июле 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть что обусловлено повышением цены на нефть (с 75,4$ в декабре 2009 года – июне 2010 года до 105,6$ в декабре 2010 года – июне 2011 года, или на 40,1%). (Рис. 3)
Из общей суммы января-июля 2011года поступления в федеральный бюджет составили 1 111,7 млрд. рублей (98%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 18,0 млрд. рублей (2%).
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в июле 2011 года 83,7 млрд. рублей, что на 7,4% больше, чем в июле 2010 года;
в январе-июле 2011 года поступило 419,3 млрд. рублей – на 8,5% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)
Незначительный рост имущественных налогов в январе-июле 2011 года обусловлен увеличением поступлений налога на имущество организаций на 11,8% и земельного налога – на 9,7% и снижением поступлений налога на имущество физических лиц и транспортного налога в связи с изменением сроков их уплаты.
Налога на имущество физических лиц в январе-июле 2011 года поступило 3,0 млрд. рублей, или на 29,8% меньше, чем в январе-июле 2010 года.
Налога на имущество
организаций в январе-июле 2011 года
поступило 287,5 млрд. рублей (68,6% общей
суммы поступлений
Транспортного налога в январе-июле 2011 года поступило 52,8 млрд. рублей (12,6% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 5,5% меньше, чем в январе-июле 2010 года.
Поступления земельного налога в январе-июле 2011 года составили 75,9 млрд. рублей (18,1% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно января-июля 2010 года на 9,7%.
II. В федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 381,1 млрд. рублей – в 1,5 раза больше,чем в июле 2010 года;
в январе-июле 2011 года поступления составили 2 554,9 млрд. рублей - на 40,5% больше, чем в январе-июле 2010 года.
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 44%, НДС - 41% и налога на прибыль – 7%.
III. В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в июле 2011 года поступило 491,5 млрд. рублей – на 8,1% больше,чем в июле 2010года;
за январь-июль 2011 года поступления составили 3 104,0 млрд. рублей - на 17,7% больше, чем в январе-июле 2010 года.
Формирование
доходов консолидированных
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.
На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.
Государственные финансы оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующем в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду инвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.
Однако ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.
В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счёт эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведёт к росту совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте.
Более рациональным с позиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов с дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.
Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.
1. «Бюджетная система
России: учебник для студентов
вузов, обучающихся по
2. «Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2007г.
3. «Финансы. Завтра экзамен». Бочаров В.В. СПб.: Питер, 2007г.
4. «Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.
5. «Финансы, денежное обращение и кредит». Учебник. Под ред. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2002г.
6. Источники: Интернет/ Известия.ru
7. Источник: Интернет газета/ Новости экономики.
Финансы,
денежное обращение и кредит».
Учебник. Под ред. профессора
чл.-корр. РАЕН Л.А. Дробозиной
– первое издание; под
6. Источники: Интернет/ Известия.ru
7. Источник: Интернет газета/ Новости экономики.
Информация о работе Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов