Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить особенности построения бюджетов и проблемы их сбалансированности.
Объект исследования – бюджетная система государства.
Предмет исследования – проблемы сбалансированности бюджетов.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и функции дефицита и профицита бюджета.
2. Дать определение сбалансированности бюджетов. Определить значение сбалансированности бюджетов для национальной экономики.
3. Охарактеризовать бюджетный дефицит и источники его финансирования в РФ.

Оглавление

Введение 3
Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Понятие и сущность бюджета 5
1.2 Понятие и условия сбалансированности бюджета. 9
Бюджетный профицит и направления его использования 13
Бюджетный дефицит и источники и его финансирования 18
Профицит и дефицит бюджета в РФ 26
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

финансы печать.doc

— 828.00 Кб (Скачать)

Бюджетный дефицит встречается в бюджетах многих стран. Причинами его образования могут выступать:

-  рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;

-  чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

-  кризисные явления  в экономике, развал и неэффективность  финансовой системы. 

Минимизация дефицита бюджета  достигается разными методами: одни используются при формировании бюджета, другие при его исполнении.

К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных  расходов, совершенствование механизма  распределения бюджетных доходов, выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов, построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений, сокращение масштабов государственного сектора экономики, жесткая экономия расходов путем исключения из них лишних затрат, использование      наиболее     эффективных форм бюджетных  заимствований.

В ходе исполнения бюджета  минимизация размера дефицита достигается  с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов, строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных  обязательств, определения оптимальных сроков осуществления расходов, использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета, мобилизации резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи другим бюджетам.

Дефицит федерального бюджета  в разные годы в России составлял: в 1996 г. – 6,8% от ВВП; в 1997 г. – 5,4% от ВВП; 1998 г. – 4,6% от ВВП; в1999 г. – 2,54 % от ВВП; в 2000 г. – 1,08% от ВВП; ; в 2001 г. бюджет был принят без дефицита, а бюджет 2002 и 2003 гг. с профицитом.

Таким образом, программа  правительства РФ от 13 августа 1997г. № 1003 о сокращении дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы была успешно  выполнена.

Обычно в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, законом (решением) об этом бюджете, утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретенные Банком России долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований при их первичном  размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Внутренние источники  финансирования дефицита федерального бюджета бывают следующих видов:

•      кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;

•      государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

•      бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

•      поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

•      сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

•      изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

•      государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

•      кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

В таблице 1 представлены внутренние и внешние источники  финансирования.

 

Таблица 2

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд.рублей

 

Январь-сентябрь 
2011г.

Справочно 
январь-сентябрь 
2010г.

Общее финансирование1)

-1130,9

692,6

в том числе: 
источники внутреннего финансирования2)

-1054,2

590,6

из него: 
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации

779,9

332,5

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета2)

-2319,3

449,5

из них: 
увеличение остатков денежных средств Резервного фонда

-

-

увеличение остатков денежных средств Фонда национального  благосостояния

-

-

уменьшение остатков денежных средств Резервного фонда

-

-

уменьшение остатков денежных средств Фонда национального  благосостояния

-

-

иные источники внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов

485,2

-191,3

из них: 
акции и иные формы участия в капитале, находящиеся  
в государственной и муниципальной собственности

115,5

2,4

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных  камней

-3,0

3,1

курсовая разница

186,8

-98,8

бюджетные кредиты, предоставленные  внутри страны  
в валюте Российской Федерации

-98,0

-96,5

прочие источники внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов

280,2

-6,0

источники внешнего финансирования

-76,7

-101,6

в том числе: 
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  
указана в иностранной валюте

-66,7

121,6

кредиты иностранных  государств, включая целевые иностранные  
кредиты (заимствования), международных финансовых организаций,  
иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц  
в иностранной валюте

-24,5

-32,6

иные источники внешнего финансирования

14,6

13,0

1) С учетом  погашения основной суммы задолженности (долга). 
Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком. 
2) Включая остатки денежных средств бюджетов.


 

 

 

 

Таблица 3. - Источники финансирования дефицита федерального бюджета

         млрд. рублей

 

 

Показатель

2011 год 

Прогноз  

2012 год

2013 год

2014 год

1

2

3

4

5

Всего источников

937,1 1

381,4 1

585,7 1

438,4

Государственные заимствования, всего

1077,3

1 346,3

1 329,9

1 246,4

в том числе: 

 привлечение

1490,8

2 019,3

2 015,8

2 099,8

погашение

-413,5

-673,0

-685,9

-853,5

Приватизация

174,3 

300,0 

380,0 

475,0

Иные источники

-314,5

-264,9

-124,2

-283,0


 

 

Бюджетный Кодекс РФ установил  размер дефицита федерального бюджета, который не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Размер дефицита бюджета  субъекта РФ не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процента объема доходов местного бюджета  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

По законодательству РФ федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ местный бюджет должны быть составлены соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления и утверждены законодательными (представительными) органами, представительным органом местного самоуправления без профицита бюджета.

Но если в процессе составления или рассмотрения проекта  бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует  осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:

- сократить привлечение  доходов от продажи государственной  или   муниципальной   собственности   (для   федерального   бюджета   – сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);

-   предусмотреть      направление      бюджетных      средств      на дополнительное погашение долговых обязательств;

-    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если вышеперечисленные  меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

 

4. Дефицит и профицит бюджета РФ.

 

  Дефицит  бюджета РФ в 2011 г будет нулевым,  в 2012 г вырастет до 1,6% ВВП – ВБ

Консолидированный бюджет РФ может быть сбалансирован  в 2011 году и исполнен с дефицитом  в 1,6% ВВП в 2012 году, говорится в  докладе Всемирного банка об экономике  России.

 Ранее Всемирный  банк прогнозировал профицит  консолидированного бюджета РФ  в размере 0,4% ВВП в 2011 году и 0,6% ВВП в 2012 году.

"С учетом  новых допущений о цене на  нефть и параметров проекта  федерального бюджета на 2011-2012 годы  мы скорректировали наши прогнозы  консолидированного бюджета России. На основании наших последних  оценок мы прогнозируем, что в 2011 году консолидированный бюджет будет сбалансирован, а в 2012 году он будет исполнен в дефицитом в 1,6%", - говорится в документе.

 Вместе с  тем, эксперты Всемирного банка  видят существенные риски ухудшения  бюджетных параметров, обусловленные неопределенностью роста глобального спроса, высокой волатильностью цен на нефть, и потенциальным возобновлением роста расходов на модернизацию вооруженных сил, инфраструктуру и дополнительными социальными расходами - особенно в предвыборный период.

 Подводя  итоги исполнения бюджета РФ  в первом полугодии 2011 года, Всемирный  банк отмечает, что высокие цены  на нефть и ожидаемое запаздывание  с исполнением бюджетных расходов  способствовали образованию значительного  профицита федерального бюджета.  В докладе отмечается, что по оценкам Минфина, в январе-июле 2011 года федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 2,5% ВВП по сравнению с дефицитом в размере 1,3% за 2011 год, предусмотренным в поправках к закону о федеральном бюджете на 2011 год.

 Такой профицит сформировался главным образом за счет более высоких поступлений доходов, которые составили 21,8% ВВП по сравнению с 19,3%, запланированными в законе о бюджете. Расходы федерального бюджета за этот период составили 19,3% ВВП по сравнению с 20,7% ВВП, предусмотренными в законе о бюджете.

 

Исполнение федерального бюджета.

Таблица 4 млрд.рублей

 

Доходы

Расходы

Профицит, дефицит(-)

2010 г

Январь

972,7

576,7

396,0

Январь-февраль

2001,4

1757,7

243,7

I квартал

3463,1

3220,7

242,4

Январь-апрель

4998,1

4689,9

308,9

Январь-май

6182,8

5893,9

288,9

I полугодие

7603,5

7331,2

272,3

Январь-июль

9010,5

8717,0

293,4

Январь-август

10236,1

9988,9

247,2

Январь-сентябрь

11419,4

11309,8

109,7

Январь-октябрь

12766,1

12729,9

36,2

Январь-ноябрь

14065,0

14165,1

-100,1

Год

16031,9

17616,7

-1584,7

2011г.

Январь

1115,9

647,0

468,8

Январь-февраль

2405,0

1949,0

455,9

I квартал

4392,5

3575,4

817

Январь-апрель

6326

5153,7

1172,4

Январь-май

7992,0

6549,4

1442,6

I полугодие

9885,1

8138,7

1746,4

Январь-июль

11748,6

9665,4

2083,3

Январь-август

13496,1

11138,6

2357,5

Январь-сентябрь

15170,8

12745,4

2425,4

Информация о работе Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов