Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:44, дипломная работа
Цель дипломного проекта заключается в исследовании реализации проекта в России и разработке конкретных рекомендаций по повышению эффективности его выполнения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание, цели и направления ПНП «Доступное и
комфортное жилье - гражданам России»;
2. Проанализировать федеральное законодательство (ПНП, ФЦП Жилище», Жилищный кодекс РФ);
Рассмотреть процесс реализации ПНП в России за истекший период, подвести итоги;
Обозначить проблемы реализации проекта, характерные для РФ и разработать конкретные предложения для повышения эффективности их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки принятия, значение и задачи национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 7
1.1. Основные предпосылки появления Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». 7
1.2. Задачи национального проекта «Гражданам России доступное и комфортное жилье». 11
Глава 2. Содержание и механизм реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 13
2.1 Федеральная целевая программа «Жилище» 13
2.2. Подпрограммы ФЦП «Жилище» 20
ГЛАВА 3. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 45
3.1. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» на примере г.о. Тольятти 45
3.2. Предложения по совершенствованию направлений реализации национального проекта на территории г.о. Тольятти. 58
Заключение 65
Библиографический СПИСОК 67
В городском округе получили широкое распространение различные виды кредитования физических лиц. Из - за возросшей конкуренции между банками, ипотечные программы становятся все более привлекательными для потенциальных заемщиков. Но снижение ставок по ипотечным кредитам делает доступной для части горожан саму ипотеку, а не жилье.
На период до 2015 года мэрией городского округа Тольятти планируется незначительное увеличение объемов строительства жилья. Перечень земельных участков, планируемых к застройке, а также их характеристика приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6.
Перечень земельных участков, планируемых к застройке
Наименование участка |
Площадь участка, га |
Площадь домов, тыс. кв. м |
Численность населения, тыс. чел. |
Нагрузки, подключаемые к системам коммунальной инфраструктуры | ||||
| Всего |
в т.ч. площадь, вводимая до 2015 г. (включит.), тыс. кв. м |
| Электроснабжение, МВт |
Теплоснабжение, Гкал/час |
Водоснабжение, куб. м/сут. |
Водоотве-дение, куб. м/сут. | |
Автозаводский район |
||||||||
Территория западнее Московского проспекта. Первая очередь строительства |
400 |
1830 |
400,04 |
86,3 |
13,21 |
57,8 |
6708 |
5327 |
Территория Прибрежного парка и Набережной |
150 |
504 |
149,99 |
23,91 |
7,07 |
36,5 |
5058 |
4016 |
Микрорайон Спортивный |
7,6 |
65 |
65,00 |
3,01 |
2,11 |
9,17 |
2347 |
1849 |
17А квартал (ул. 40 лет Победы) |
25,1 |
215 |
199,99 |
10,24 |
6,67 |
28,2 |
4894 |
3887 |
14А квартал (ул. 40 лет Победы) |
60,7 |
437 |
250,01 |
20,8 |
8,3 |
35,3 |
6123 |
4862 |
14Б квартал (ул. 40 лет Победы) |
5,73 |
49 |
40,00 |
2,33 |
1,33 |
5,6 |
976 |
775 |
Микрорайон Калина |
58,9 |
424,2 |
350,01 |
20,2 |
11,67 |
49,4 |
8562 |
6799 |
Всего: |
708,03 |
3524,2 |
1455,04 |
166,79 |
50,36 |
221,97 |
34668 |
27515 |
Центральный район |
||||||||
Планировочный район Северный, мкр, 10 |
48,4 |
348,6 |
129,99 |
16,7 |
4,36 |
14,6 |
3195 |
2537 |
Планировочный район Северный, мкр, 2 |
47,85 |
344,8 |
77,99 |
16,4 |
2,6 |
14,5 |
1911 |
1518 |
Застройка севернее 71 квартала |
9,1 |
80 |
50,00 |
3,81 |
1,67 |
7,1 |
1223 |
971 |
Всего: |
140,75 |
1028,4 |
257,99 |
51,06 |
8,63 |
36,2 |
6329 |
5026 |
Комсомольский район |
||||||||
Микрорайон Прибрежный |
5 |
36,12 |
30,00 |
1,72 |
1,0 |
4,2 |
734 |
583 |
Микрорайон Северный |
6,97 |
54,04 |
50,00 |
2,53 |
1,75 |
9,4 |
1476 |
1172 |
Юго-Восточнее мкр Жигулевское Море |
31 |
27,2 |
25,00 |
0,93 |
2,28 |
0 |
439 |
349 |
Итого по городскому округу |
891,75 |
4669,96 |
1818,02 |
223,03 |
64,02 |
271,77 |
43646 |
34645 |
В целях формирования рынка доступного жилья для обеспечения комфортных условий проживания граждан в городском округе Тольятти, в соответствии с протоколом совещания вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Самарской области с главами городских округов и муниципальных районов Самарской области от 04.03.2011 г. № АН-6-16, Уставом городского округа Тольятти, мэрия городского округа Тольятти утвердила долгосрочную целевую программу «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Тольятти» на 2011-2015 годы15.
Основания разработки программы:
Постановление Правительства Самарской области от 29.10.2010г. № 576 «Об утверждении областной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области» на 2011-2015 годы.
Протокол совещания вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Самарской области с главами городских округов и муниципальных районов Самарской области от 04.03.2011г. № АН-6-16
Цель программы: Формирование рынка доступного жилья для обеспечения комфортных условий проживания граждан.
Задачи:
1. Комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья экономического класса;
2. Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья;
3. Реализация инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
4. Поддержка проектов по созданию новых производств энергоэффективных и экологичных технологий жилищного строительства, а также модернизации существующих
В целях переселения граждан, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным в жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением мэра городского округа Тольятти от 18.06.2008 г. № 1378-1/п "О разработке и реализации долгосрочных целевых программ городского округа Тольятти", Уставом городского округа Тольятти, мэрия городского округа Тольятти утвердила долгосрочную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тольятти на 2011-2012 годы»16.
Цель:
Обеспечение сохранности жилищного фонда, создание безопасных и комфортных условий проживания граждан, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным. Оптимизация использования территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания.
Основными задачами программы являются:
Общий объем финансирования Программы в 2011–2012 годах составит 115979,1 тыс. рублей из бюджета городского округа Тольятти, в том числе:
Для реализации национального проекта муниципалитету г. о. Тольятти необходимо провести работу по оценке резервов и выработке тактики достижения целей проекта. Предстоит определиться в каком количестве, что и где будет строиться. Базой для дальнейшего планирования реализации национального проекта должен стать утвержденный Постановлением Тольяттинской городской Думы от 09.07.04 г. № 1190 Генеральный план развития города до 2015 года.
Для четкого определения задач, методов решения и мероприятий по обеспечению реализации утвержденного Генерального плана мэрией городского округа Тольятти был разработан и утвержден Постановлением мэра от 21.03.06 г. № 1634 -1 «План реализации Генерального плана городского округа Тольятти до 2015 года» в котором реализацию стратегических комплексных задач планируется осуществлять на основе программно целевого метода.
Первоочередные мероприятия реализации Генерального плана предполагают составление плана жилищного строительства до 2010 года и охватывают вопросы градостроительного развития социальной сферы, инженерной, транспортной инфраструктуры, благоустройства территорий, проектирование и строительство объектов местного значения, подготовку документации по планировке территорий для размещения объектов капитального строительства и разработку нормативно правовых актов, в том числе внесение изменений в действующие «Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти».
Таким образом, в процессе реализации Генерального плана посредством программного подхода одновременно предполагается и реализация национального проекта по жилищному строительству.
На основании Постановления Правительства Самарской области № 43 от 02.05.2006г. «О реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»17 на территории Самарской области», мэрией Тольятти разработан «План график реализации национального проекта на территории городского округа Тольятти на 2007-2011 годы», мероприятия которого охватывают все направления и приоритеты.
Для разных слоев граждан России, имеющих желание улучшить свои жилищные условия, понятие «доступное жилье», имеет существенные отличия, и соответственно пути достижения цели также будут различными.
Для семей, имеющих уровень материального достатка позволяющий самостоятельно решить задачу улучшения жилищных условий путем приобретения жилья на рынке недвижимости, «доступность жилья» означает возможность приобрести жилье желаемого качества и площади из имеющегося в наличии на первичном или вторичном рынке без поиска и ожидания и желательно не по спекулятивным ценам вызванные недостатком предложения свободного жилья.
В данном случае, роль государства, его участие в решении проблемы заключается в создании условий, обеспечивающих резкий рост количества ежегодно строящегося жилищного фонда. С этой целью, в рамках реализации Национального проекта, предусматриваются мероприятия по соответствующему развитию материальной базы стройиндустрии. Кроме того, в качестве финансового механизма оплаты приобретаемого жилья, принимаются меры по широкому внедрению различных способов кредитования, в первую очередь - ипотечного.
Предполагается, что достижение планируемых Национальным проектом показателей позволит практически уравнять спрос и предложение на рынке недвижимости и таким образом помочь гражданам определенного материального достатка стать обладателями доступного для приобретения жилья желаемого качества по доступным рыночным ценам.
Роль муниципалитета в обеспечении «доступности жилья на рынке недвижимости заключается в создании необходимых условий для заинтересованности инвесторов-застройщиков в развитии своего бизнеса по строительству жилья. Для этого муниципалитеты призваны предоставлять, без проволочек и коррупционных поборов, заранее подготовленные земельные участки с решением вопросов инженерного обеспечения новых жилых домов.
Существенно другую трактовку имеет понятие «доступности жилья для так называемых «льготных категорий», перед которыми государство имеет определенны е законодательством обязательства, а также для граждан не имеющих материальной возможности самостоятельно участвовать в рыночных отношениях, так называемых, малоимущих.
Сделать нормальные жилищные условия «доступными» для этой части населения невозможно без непосредственного серьезного участия государства, в том числе привлечения средств федерального бюджета. Для обеспечения предлагаемых способов решения этой задачи, в данный вопрос рассматривается более подробно на примере ситуации, сложившийся в городском округе Тольятти.
По данным Управления жилищной политики мэрии, не обеспечены жильем граждане Тольятти, принятые на жилищный учет в органах местного самоуправления в общем порядке после 1984 года, и в льготном порядке -после 1986 года.
В настоящее время на учете ( помимо работников бюджетной сферы и молодых семей) состоят 5715 семей признанных, в соответствии с законодательством, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Из их числа можно выделить 8 категорий лиц, имеющих льготы:
Категория |
Кол-во |
Труженики тыла |
12 |
Репрессированные и реабилитированные |
23 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
85 |
Ветераны, инвалиды, семьи, имеющие детей инвалидов |
1108 |
Граждане, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС |
98 |
Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
45 |
Беженцы и вынужденные переселенцы |
442 |
Военнослужащие, уволенные в запас |
539 |
Всего |
2352 семьи |
Обеспечение жильем льготных категорий граждан идет крайне медленно. Для примера в 2009 году за счет средств областного бюджета приобретена 1 квартира для категории «Труженики тыла» 2 квартиры для «репрессированных и реабилитированных» 9 квартир для «Детей сирот».
Кроме того на учете состоят 3363 семьи не имеющие указанных выше льгот по обеспечению жилыми помещениями и условно отнесенные к категории «малоимущих».
Жилищная проблема «малоимущих» граждан практически не решается. Согласно действующему Жилищному кодексу, граждане, признанные «малоимущими» в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации , сохраняют право состоять на учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Право предоставлять жилье малоимущим гражданам сохранено за муниципалитетами. Однако такое «право» никак не подкреплено финансово, что приводит к фактическому отсутствию нового фонда социального жилья.
Общая потребность в жилье семей не имеющих льгот, составляет 170 тыс. кв.м общей площади. Даже при оценке затрат на необходимое муниципальное жилье по себестоимости строительства ( примерно 18 тыс. руб. за 1 кв. м), потребуется до 2011 года выделить из городского бюджета средства в размере около 3 млрд. руб. Это явно непосильно для Тольятти, имеющего годовой бюджет порядка 4,5 млрд. руб.