Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта заключается в исследовании реализации проекта в России и разработке конкретных рекомендаций по повышению эффективности его выполнения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание, цели и направления ПНП «Доступное и
комфортное жилье - гражданам России»;
2. Проанализировать федеральное законодательство (ПНП, ФЦП Жилище», Жилищный кодекс РФ);
Рассмотреть процесс реализации ПНП в России за истекший период, подвести итоги;
Обозначить проблемы реализации проекта, характерные для РФ и разработать конкретные предложения для повышения эффективности их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки принятия, значение и задачи национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 7
1.1. Основные предпосылки появления Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». 7
1.2. Задачи национального проекта «Гражданам России доступное и комфортное жилье». 11
Глава 2. Содержание и механизм реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 13
2.1 Федеральная целевая программа «Жилище» 13
2.2. Подпрограммы ФЦП «Жилище» 20
ГЛАВА 3. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 45
3.1. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» на примере г.о. Тольятти 45
3.2. Предложения по совершенствованию направлений реализации национального проекта на территории г.о. Тольятти. 58
Заключение 65
Библиографический СПИСОК 67

Файлы: 1 файл

Диплом-Доступное жилье.docx

— 169.65 Кб (Скачать)

Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры. Неэффективное использование природных ресурсов выражается в потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.

Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведенной тепловой энергии, что эквивалентно сжиганию 65-80млн.тонн условного в год. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб составляют 10-15 процентов. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.

Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной структуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность крдитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Мероприятия подпрограммы предусматривают осуществление мер по государственной поддержке проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе на принципах государственного партнерства.

Государственные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета будут предусматриваться для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях их софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.

В рамках подпрограммы будет осуществляться финансирование мероприятий по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, которые были начаты ранее при реализации подпрограмм "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" и "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации". Перечень указанных объектов подлежит согласованию государственным заказчиком подпрограммы с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В рамках подпрограммы реализовываются мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).

Ежегодно государственный заказчик подпрограммы проводит отбор субъектов Российской Федерации для участия в реализации мероприятий программы. Чтобы участвовать в отборе субъекты Российской Федерации должны удовлетворять установленным требованиям в части развития рыночных отношений в коммунальном комплексе субъекта Российской Федерации, а также требованиям, предъявляемым к проектам модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Приоритет отдается модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с более высоким уровнем износа.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»11

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России, Государственная поддержка молодых семей в 2003 - 2005 годах осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, в соответствии с которой многие регионы разработали свои программы улучшения жилищных условий молодых семей.

Основным результатом реализации указанной подпрограммы стало создание в 2003 - 2005 годах системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.

Для решения поставленной задачи средства федерального бюджета направлялись в субъекты Российской Федерации с целью оказания адресной помощи молодым семьям, участвующим в реализации соответствующих региональных и муниципальных программ, направленной на улучшение жилищных условий в случае рождения (усыновления) ребенка.

В рамках реализации указанной подпрограммы в 2003 - 2005 годах только в ограниченном круге субъектов Российской Федерации были задействованы механизмы ипотечного жилищного кредитования, а в большинстве регионов России не было условий для получения молодыми семьями ипотечных жилищных кредитов.

Анализ результатов I этапа реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище" на 2002 - 2010 годы, выявил целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий. В соответствии с этой подпрограммой ее участником могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, но возможность получения субсидии за счет средств федерального бюджета была обусловлена только рождением (усыновлением) ребенка.

В скорректированной подпрограмме решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить начальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране.

Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от -2008 N257)

Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых ) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), (в ред.постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 10.04.2008 №257).

Социальная выплата может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего жилое помещение переходит в собственность молодой семьи,

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволило в 2006 - 2010 обеспечить жильем 175,9 тыс. молодых семей, нуждающихся в жилищных условий, в том числе в 2006 году - 27,8 тыс. молодых семей, в 2007 году - 35,9 тыс. молодых семей, в 2008 году - 39,2 тыс. семей, в 2009 году - 37 тыс. молодых семей и в 2010 году - 36 тыс. семей, а также также обеспечило: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257):

  • привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан; развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
  • укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
  • развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

С целью реализации на территории городского округа Тольятти подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в соответствии с Протоколом совещания в Министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 10.03.2011 г., Уставом городского округа Тольятти, мэрия городского округа Тольятти утвердила долгосрочную целевую программу городского округа Тольятти «Молодой семье – доступное жилье» 
на 2011-2015 годы 12.

Масштабные социально-экономические реформы в России в 90-х годах XX века привели к многократному сокращению государственных капитальных вложений, в том числе в жилищное строительство, что, в свою очередь, вызвало усугубление жилищной проблемы в стране. Наиболее остро проблема жилья стоит перед вновь создаваемыми семьями в силу невысоких доходов и, как правило, отсутствия денежных сбережений и иных ликвидных активов у основной части молодых семей.

Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей.

С 2006 года на территории городского округа Тольятти реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодым семьям осуществлялась в рамках городской целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2004-2010 годы, а также подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы, направленной на выполнение целей и задач подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

В рамках мероприятий городской целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2004-2010 годы, молодым семьям предоставлялись социальные выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В рамках реализации городской целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2004-2010 годы за период 2006-2010 годы городскому округу Тольятти были выделены средства бюджетов всех уровней на общую сумму 793686,689 тыс. руб., в том числе:

- 435975,004 тыс. руб. – из средств бюджета городского округа Тольятти, поступивших из областного бюджета (без учета поступивших в областной бюджет средств федерального бюджета);

- 257066,065 тыс. руб. – из средств бюджета городского округа Тольятти, поступивших из областного бюджета средств федерального бюджета (без учета средств областного бюджета);

- 100645,62 тыс. руб. – из средств бюджета городского округа Тольятти.

Величина выделенных средств позволила 1593 молодым семьям городского округа Тольятти реализовать полученные свидетельства о праве на получение социальной выплаты и приобрести жилые помещения.

В 2006 году 597 молодых семей приобрели жилые помещения с использованием государственной поддержки, в 2007 году – 776 молодых семей, в 2008 году – 98 молодых семей, в 2009 году – 117 молодых семей, в 2010 году – 5 молодых семей использовали средства социальной выплаты.

Молодыми семьями приобреталось жилье на всей территории Самарской области. 741 семья использовала средства ипотечных жилищных кредитов, выданных кредитными и специализированными ипотечными организациями.

Информация о работе Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье»