Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:44, дипломная работа
Цель дипломного проекта заключается в исследовании реализации проекта в России и разработке конкретных рекомендаций по повышению эффективности его выполнения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание, цели и направления ПНП «Доступное и
комфортное жилье - гражданам России»;
2. Проанализировать федеральное законодательство (ПНП, ФЦП Жилище», Жилищный кодекс РФ);
Рассмотреть процесс реализации ПНП в России за истекший период, подвести итоги;
Обозначить проблемы реализации проекта, характерные для РФ и разработать конкретные предложения для повышения эффективности их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки принятия, значение и задачи национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 7
1.1. Основные предпосылки появления Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». 7
1.2. Задачи национального проекта «Гражданам России доступное и комфортное жилье». 11
Глава 2. Содержание и механизм реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 13
2.1 Федеральная целевая программа «Жилище» 13
2.2. Подпрограммы ФЦП «Жилище» 20
ГЛАВА 3. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 45
3.1. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» на примере г.о. Тольятти 45
3.2. Предложения по совершенствованию направлений реализации национального проекта на территории г.о. Тольятти. 58
Заключение 65
Библиографический СПИСОК 67
Однако потребность молодых семей городского округа Тольятти в государственной поддержке в приобретении жилья остается достаточно острой. В рамках реализации городской целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2004-2010 годы в городском округе Тольятти были признаны участниками программы и не обеспечены средствами социальных выплат 7467 молодых семей.
На данный момент молодая семья имеет возможность улучшить свои жилищные условия несколькими путями:
- посредством долевого участия в строительстве нового жилья;
- приобретая готовое жильё;
- посредством строительства индивидуального жилого дома.
Осуществить данную задачу можно, воспользовавшись одним из следующих методов приобретения жилья:
1) приобретение жилья (строительство индивидуального жилого дома) с использованием жилищного кредита (займа);
2) приобретение жилья (строительство индивидуального жилого дома) с помощью собственных средств;
3) приобретение жилья (строительство индивидуального жилого дома) с использованием средств материнского (семейного) капитала;
4) приобретение жилья с помощью жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива.
Как показывает практика, наиболее оптимальный механизм решения проблемы жилья основан на консолидации средств государственного и местного бюджетов, частных инвестиций в воспроизводство жилищного фонда, денежных сбережений и иных материальных активов населения. Функционирование такого механизма требует участия и взаимодействия органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления, организаций, что обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода.
Жилищная проблема молодых семей городского округа Тольятти не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет. Однако в процессе реализации Программы возможны отклонения в достижении результатов в связи с вероятными финансово-экономическими изменениями на жилищном рынке.
Основные Задачи Программы:
1. Обеспечение предоставления молодым семьям – участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса
2. Создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительство индивидуального жилья.
Объемы и источники финансирования:
Реализация Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств вышестоящих бюджетов, а также за счет внебюджетных средств.
Общий прогнозируемый объем финансовых средств, необходимых для обеспечения жильем обозначенного в Программе количества молодых семей, на выполнение Программы за счет всех источников финансирования составит 8919720 тыс. руб., в том числе (Табл.2.1):
Таблица 2.1
Ресурсное обеспечение программы
Год реализации программы |
Финансовые затраты по уровням бюджета, тыс. руб. | ||||
Всего |
Бюджет |
Внебюджет-ные средства | |||
Местный |
Областной |
Федеральный | |||
2011 г. |
5002560 |
250154 |
1150588,8 |
350179,2 |
3251638 |
2012 г. |
338580 |
16937 |
77873,4 |
23700,6 |
220069 |
2013 г. |
338580 |
16937 |
77873,4 |
23700,6 |
220069 |
2014 г. |
1620000 |
81000 |
372600 |
113400 |
1053000 |
2015 г. |
1620000 |
81000 |
372600 |
113400 |
1053000 |
ИТОГО: |
8919720 |
446028 |
2051535,6 |
624380,4 |
5797776 |
Из бюджета городского округа Тольятти, планируемых к поступлению из областного бюджета (без учета поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) – 2051535,6 тыс.руб.
Из бюджета городского округа Тольятти, планируемых к поступлению из областного бюджета (поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) – 624380,4 тыс.руб.
Внебюджетные средства – 5797776 тыс.руб.
Ожидаемые социально-экономические последствия реализации ДЦП:
Выполнение мероприятий Программы позволит:
Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"13
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем. В настоящее время 708287 семей указанных категорий граждан нуждаются в улучшении жилищных условий, в том числе:
327423 семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
84686 семей граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе проживающих в городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года;
8100 семей граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";
25481 семья граждан-участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий и катастроф, и приравненных к ним,
44200 семей вынужденных переселенцев;
218397 семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Главной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета . (далее - субсидии).
Общий объем средств федерального бюджета, направляемых на предоставление субсидий гражданам - участникам подпрограммы в 2006 - 2010 годах, составляет 133078,53 млн. рублей.
Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения, Сертификат не является ценной бумагой.
Сертификаты выпускаются в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов, ежегодно разрабатываемым государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и утверждаемым Правительством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Расчет размера субсидии (кроме граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате аварий, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера) производится исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и норматива стоимости 1 кв. м ей площади жилья по Российской Федерации.
Расчет размера субсидии для граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате аварий, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, производится исходя из норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности и средней стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер субсидии рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата гражданину - участнику подпрограммы, указывается в сертификате и является неизменным в течение срока его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата, указанную в бланке сертификата.
Размер норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. При определении размера субсидии для приобретения жилья в отдельных субъектах Российской Федерации могут применяться повышающие коэффициенты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади по субъектам Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии для граждан - участников подпрограммы, не имеющих жилых помещений и нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, составляет 33 кв. м - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2х человек, 18 кв. м - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Основанием для признания граждан - участников подпрограммы не имеющими жилых помещений является:
Оценка объема и эффективности выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан - участников подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
Реализация подпрограммы позволит:
В настоящее время ситуация с обеспеченностью жильем жителей г. Тольятти характеризуется следующими основными показателями: в списках на получение жилья в целом по городу (с учетом очередей на крупных и средних предприятиях) состоит более 40 тысяч семей, что соответствует потребности более 2 миллионов квадратных метров общей площади жилья.
Среди работников бюджетных и муниципальных организаций города в улучшении жилищных условии нуждаются (по спискам очередности) более 4,5 тысяч семей, что, исходя из среднего размера общей площади городской квартиры в 55 кв. м, примерно соответствует потребности порядка 247 тысяч квадратных метров общей площади жилья. Муниципальная очередь граждан, имеющих в соответствии со ст. 36, 37 Жилищного кодекса право на первоочередное и внеочередное улучшение жилищных условий, составляет 3,8 тысяч человек (209 тыс. кв. м жилья). Таким образом, всего для обеспечения жильем данных категорий граждан требуется более 450 тыс. кв. м жилья, что примерно в 1,5 раза превышает годовой объем ввода жилья в г. Толъятти.
Жилищный фонд Тольятти по состоянию на 1 января 2011 года составляет 14723,1 тыс. кв. метров. По сравнению с 2009 годом жилищный фонд практически не увеличился (рост на 1,013%).