Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:44, дипломная работа
Цель дипломного проекта заключается в исследовании реализации проекта в России и разработке конкретных рекомендаций по повышению эффективности его выполнения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание, цели и направления ПНП «Доступное и
комфортное жилье - гражданам России»;
2. Проанализировать федеральное законодательство (ПНП, ФЦП Жилище», Жилищный кодекс РФ);
Рассмотреть процесс реализации ПНП в России за истекший период, подвести итоги;
Обозначить проблемы реализации проекта, характерные для РФ и разработать конкретные предложения для повышения эффективности их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки принятия, значение и задачи национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 7
1.1. Основные предпосылки появления Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». 7
1.2. Задачи национального проекта «Гражданам России доступное и комфортное жилье». 11
Глава 2. Содержание и механизм реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 13
2.1 Федеральная целевая программа «Жилище» 13
2.2. Подпрограммы ФЦП «Жилище» 20
ГЛАВА 3. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 45
3.1. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» на примере г.о. Тольятти 45
3.2. Предложения по совершенствованию направлений реализации национального проекта на территории г.о. Тольятти. 58
Заключение 65
Библиографический СПИСОК 67
Ведущей комиссией по Проекту является Комиссия по развитию рынка доступного жилья.
Государственная поддержка развития рынка доступного жилья осуществляется не только за счет бюджетных ассигнований в рамках откорректированной федеральной целевой программы «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм, но и путем совершенствования нормативной правовой и методической базы. Поэтому неотъемлемой частью концепции национального проекта является перечень нормативных правовых и методических документов по формированию рынка доступного жилья, включающий 211 наименований, в том числе 28 новых законопроектов и 66 постановлений Правительства Российской Федерации.
В качестве главного механизма реализации Проекта выступает федеральная целевая программа «Жилище»6.
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
Решение этих задач обеспечивается путем реализации комплекса нормативных и финансовых мер и мероприятий по 4 основным направлениям:
Для развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья необходимо:
Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:
Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить:
В области исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативного правового обеспечения организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования необходимо:
За время реализации программы в 2006 году израсходовано 35,4 млрд. и предоставлены государственные гарантии в объеме 26,5 млрд. рублей, в 2007 году - 62,5 млрд. рублей и 33,5 млрд. рублей соответственно. В 2008 году - 93,8 млрд. рублей и предоставлены государственные гарантии в объеме 28.0 млрд. рублей.
млрд. рублей |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Израсходовано, |
35,4 |
62,5 |
93,8 |
Гарантии |
26,5 |
33,5 |
28,0 |
За время реализации проекта повысилась доступность приобретения стандартного жилья за счет собственных и заемных средств граждан. Доля семей, имеющих эту возможность, возросла до 18%. В 10 раз увеличились объемы ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов гражданам, которые составили около 550 млрд. рублей, а 445 тыс. семей оформили ипотечные кредиты.
Годовой объем ввода жилья увеличился более чем на 40% и составил свыше 60 млн. кв. метров в год. Обеспечено жильем 82 тыс. молодых семей, 30 тыс. молодых семей получили государственные жилищные сертификаты с помощью государственной поддержки. Созданы и начали функционировать государственные институты развития - Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и повышена эффективность Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Основной задачей этих институтов является создание условий для обеспечения доступности жилья и комфортного проживания гражданам России.
Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся ситуация обуславливают необходимость определения новых стратегических целей и приоритетных направлений государственной жилищной политики, направленных на преодоление диспропорций на рынке жилья и жилищного строительства и создание условий для удовлетворения потребностей и спроса на жилье граждан, включая граждан нуждающихся в государственной поддержке.
Это создало базу для дальнейшей реализации проекта в 2009-2012 годах, стратегической целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России7.
Цель предлагаемой программы реализации национального проекта на 2009 - 2012 годы - дальнейшее развитие рынка жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.
В программе обозначены 3 основных направления:
В рамках указанного направления будут реализовываться мероприятия по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечению автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, развитию инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности - это новая задача и здесь возлагаются большие надежды на Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
На реализацию указанных мероприятий в 2009 году запланировано направить средства федерального бюджета в объеме 21,5 млрд. рублей.
Финансирование работ по вовлечению в оборот земельных участков для нужд жилищного строительства будет осуществляться за счет средств института развития - Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства - и не потребует после 2009 года расходов федерального бюджета.
В результате реализации указанных мероприятий в период 2009-212 годов будет построено 228 млн. кв. м жилья, вовлечено в оборот для жилищного строительства 16,8 тыс. га земель, находящихся в федеральной собственности.
По второму направлению господдержка спроса на рынке жилья лет осуществляться через поддержку системы ипотечного жилищного кредитования в рамках деятельности Агентства по ипотечному жилищного кредитованию, а также через реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством: военнослужащих, увольняемых с военной службы, и приравненных к ним граждан выезжающих ( выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших ( умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны и молодых семей.
На поддержку системы ипотечного жилищного кредитования и увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию предлагается в 2009 году направить средства федерального бюджета в объеме 200,0 млрд. рублей. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено предоставление государственных гарантий по облигациям Агентства в объеме 80,0 млрд. рублей в 2009-2010 годах. В результате реализации указанных мероприятий доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, увеличится к 2012 году до 25% от общего числа семей.
На обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны в 2009 году будут направлены средства федерального бюджета в объеме 20,8 млрд рублей, что позволит обеспечить жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Для государственной поддержки 14 тыс. молодых семей в приобретении жилья планируется направить средства федерального бюджета в объеме 9.6 млрд. рублей8.
По третьему направлению главным действующим лицом является Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ, который обеспечивает финансирование новых для национального проекта мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту много квартирных домов.
Кроме того, на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры направлены средства соответствующей подпрограммы ФЦП «Жилище».
Планируется направить средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в объеме 197,6 млрд. рублей в 2009-2011 годах для переселения 60,4 тыс. семей в новое жилье и капитального ремонта 45 млн. кв. м жилья.
На цели модернизации коммунальной инфраструктуры в 2009 году планируется направить средства федерального бюджета в объеме 6,1 млрд. рублей, в 2010 - 5,2 млрд. рублей. Целью реализации указанных мероприятий является снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 45% к 2012 году.
Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».9
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.