Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта заключается в исследовании реализации проекта в России и разработке конкретных рекомендаций по повышению эффективности его выполнения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание, цели и направления ПНП «Доступное и
комфортное жилье - гражданам России»;
2. Проанализировать федеральное законодательство (ПНП, ФЦП Жилище», Жилищный кодекс РФ);
Рассмотреть процесс реализации ПНП в России за истекший период, подвести итоги;
Обозначить проблемы реализации проекта, характерные для РФ и разработать конкретные предложения для повышения эффективности их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки принятия, значение и задачи национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 7
1.1. Основные предпосылки появления Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». 7
1.2. Задачи национального проекта «Гражданам России доступное и комфортное жилье». 11
Глава 2. Содержание и механизм реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 13
2.1 Федеральная целевая программа «Жилище» 13
2.2. Подпрограммы ФЦП «Жилище» 20
ГЛАВА 3. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 45
3.1. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» на примере г.о. Тольятти 45
3.2. Предложения по совершенствованию направлений реализации национального проекта на территории г.о. Тольятти. 58
Заключение 65
Библиографический СПИСОК 67

Файлы: 1 файл

Диплом-Доступное жилье.docx

— 169.65 Кб (Скачать)

На начало 2011 года жилищный фонд насчитывал 9894 домов, из которых 7887 домов или 80% малоэтажные. Количество квартир составляет 278024. Из общего количества квартир 73259 (26,4%) – однокомнатные, 98067 (35,3 %) – двухкомнатные, 90616 ( 32,6%) – трехкомнатные и 15255 (5,5%) – четырехкомнатные и более. Средний размер однокомнатной квартиры – 29,3 кв. метра, двухкомнатной – 47,1 кв. метров, трехкомнатной – 69,2 кв. метров, четырехкомнатной и более – 109 кв. метров.

На одного тольяттинца в среднем приходится 20,6 кв. метра жилья, при среднероссийском показателе 22,4 кв. метра на человека, что является весьма низким показателем.

Уровень благоустройства жилищного фонда по предоставляемому перечню коммунальных услуг населению распределяется следующим образом (обеспеченность общей площади квартир жилого фонда видами благоустройства):

- водопровод – 99,5%;

- канализация – 94,3%;

- центральное отопление – 100%;

- горячее водоснабжение – 93,3%;

- газификация – 98,7%.

Существующий жилищный фонд городского округа Тольятти имеет тенденцию к старению и ветшанию.

Согласно Постановлению от 6 июня 2002 г. N 461 «О внесении изменений в целевую программу «улучшение жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2011 гг., утвержденную постановлением тольяттинской городской думы № 361 от 23.01.2002 г. целью Программы является создание организационно-финансового механизма приобретения жилья в кредит работниками бюджетной сферы, муниципальных предприятий, также гражданами, имеющими право на первоочередное приобретение жилья согласно жилищному законодательству14.

 

Таблица 3.1

Ввод в действие жилых помещений в городском округе Тольятти

Наименование показателя

Объём введённого в эксплуатацию жилья

2006

2007

2008

2009

2010

Ввод в действие общей площади жилых помещений, тыс. кв. метров

169,3

200,66

170,84

70,6

111,6

В том числе индивидуальное строительство, тыс. кв. метров

18,2

20,05

16,3

14,82

11,724

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, введенная в действие за год, кв. метр на человека

0,24

0,28

0,24

0,10

0,16


Резкое снижение темпов строительства жилья в последние годы (Табл. 3.1) связано с кризисной ситуацией, недостатком у частных застройщиков ресурсов на строительство и развитие, с высокими ценами на жилье, которые существенно превышают финансовые возможности семей, даже с использованием ипотеки. Потребность в благоустроенном жилье в городском округе Тольятти остается высокой.

Структура жилищного фонда приведена в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Структура жилищного фонда

Форма собственности жилищного фонда

Структура жилищного фонда по годам, %

2007

2008

2009

2010

Индивидуальные и многоквартирные частные дома

737,7

759,4

790,3

1074

Муниципальное хозяйство

4357,5

4830,5

4839,9

4353,3

Государственные учреждения и предприятия

65,4

74,7

73,6

77,6

Форма собственности жилищного фонда

Структура жилищного фонда по годам, %

Исключенная из состава муниципальной собственности

6666,8

6118,7

6135,9

6489,5

ЖСК, ТСЖ и юр. лица

2392,7

2566,3

2645,5

2721,9

Другая форма собственности

261,3

133,1

53,1

6,8

ИТОГО:

14481,4

14482,7

14538,3

14723,1


 

За период с 2008 по 2010 годы уровень цен на типовые квартиры на первичном рынке снизился на 24,6%, на вторичном – на 21,8%. Соотношение цены на первичном и вторичном рынках в целом изменилось с 1,07 раза в 2008 году до 1,03 раза в 2010 году (Табл.3.3).

Таблица 3.3

Стоимость жилья на первичном и вторичном рынках городского округа Тольятти (на конец года)

Тип жилого помещения

Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, тыс. рублей

2008 год

2009 год

2010 год

1

2

3

4

Первичный рынок

Жилые помещения (типовые квартиры)

49,6

36,5

37,4

Вторичный рынок

Жилые помещения (типовые квартиры)

46,4

33,4

36,3

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья (по приказу министерства экономического развития Самарской области)

49,3

35,2

35,148


Продолжает оставаться острой проблема обманутых дольщиков. Поддержка обманутых дольщиков, предусмотренная Законом Самарской области «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области», в форме строительства многоквартирных домов с последующей безвозмездной передачей жилых помещений в собственность обманутым дольщикам после завершения строительства в полной мере не реализована из-за потребности большого объёма капитальных вложений.

В настоящее время для удовлетворения жилищных потребностей 288 обманутых дольщиков в городском округе Тольятти необходимо 18 тыс. кв. метров жилья.

По состоянию на 01.01.2010 на учете в городском округе в качестве нуждающихся в жилых помещениях стоят 10734 семей, для которых требуется 505,006 тыс. кв. метров жилья.

Показатели, характеризующие объемы жилищного строительства для удовлетворения потребности в жилье категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Объемы жилищного строительства для удовлетворения потребности в жилье категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Кол-во

семей

Объём жилья, необходимый для удовлетворения потребности

 ( кв. метров)

Граждане, в отношении которых установлены расходные обязательства

1753

43938

Российской Федерации, в том числе:

   

1) ветераны боевых действий;

2)участники и инвалиды ВОВ и лица, приравненные к ним;

3)инвалиды I, II, III групп и семьи, имеющие детей-инвалидов; 4)вынужденные переселенцы;

5)граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера;

6)граждане, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС, и лица, приравненные к ним

486

100

 

873

 

218

37

 

39

8748

3600

 

15714

 

11772

1998

 

2106

 

Граждане, в отношении которых установлены расходные обязательства Самарской области,

в том числе:

380

12243

1)граждане пострадавшие от политических репрессий;

2)труженики тыла;

3) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

9

 

236

135

297

 

7788

4455

Граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье

10

392

Молодые семьи

7884

425736

Малоимущие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий

2305

103725

Итого:

12332

586034


Прогноз объемов и структуры жилищного строительства основан на анализе его динамики, объемов и структуры за последние годы, основных направлениях социально-экономического развития городского округа Тольятти с учетом существующих обязательств по улучшению жилищных условий различных категорий граждан.

При этом учитываются ситуация на рынке жилья, существующие и прогнозируемые потребности населения в жилье и его покупательская способность, инициативы федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере.

Таблица 3.5

Ежегодные планируемые объёмы ввода жилья в городском округе Тольятти (тыс.кв.м)

Наименование показателя жилищного строительства

Объемы ввода жилья в городском округе Тольятти по годам

2010

 (план)

2011

(прогноз)

2012

(прогноз)

2013

(прогноз)

2014

(прогноз)

2015

(прогноз)

1

2

3

4

5

6

7

Ввод жилья, всего

111,6

111,0

122,1

134,3

147,7

162,5

В том числе:

           

средне- и многоэтажные здания

 

56,95

80,52

121

0

0

малоэтажные здания

 

0

0

0

1,198

 

жилье экономического класса

 

43,05

29,58

0

131,802

146,4

Индивидуальное жилищное строительство

 

11,0

12,0

13,3

14,7

16,1


Общий объем финансирования Программы в 2011–2015 годах составит 9150177 тыс. рублей, в том числе:

    • средства бюджета городского округа Тольятти, планируемые к поступлению из бюджета Самарской области – 591254 тыс. рублей;
    • средства бюджета городского округа Тольятти – 246916 тыс. рублей;
    • внебюджетные средства– 8313000 тыс. рублей.

Объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы за счёт средств бюджета городского округа Тольятти составляет 246916 тыс. рублей, в том числе:

в 2011 году – 7425 тыс. рублей;

в 2012 году – 67906 тыс. рублей;

в 2013 году – 80296 тыс. рублей;

в 2014 году – 66919 тыс. рублей;

в 2015 году – 24370 тыс. рублей.

Осуществление указанной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Отработка механизма банковского кредитования населения города под залог недвижимого имущества с привлечением средств бюджета города и внебюджетных источников.
  2. Оптимизация расходов бюджета города на решение жилищной проблемы в городе.
  3. Обеспечение льготных условий кредитования на приобретение жилья для граждан с невысокими доходами.
  4. Развитие местной инфраструктуры рынка ипотечного жилищного кредитования.
  5. Привлечение дополнительных инвестиций в жилищное строительство.

Реализация мероприятий Программы позволит:

  1. обеспечить ввод 677,6 тыс. кв. метров жилья;
  2. достичь обеспеченности жильём населения городского округа Тольятти к 2015 году в размере 21,39 кв. метра на человека;
  3. обеспечить годовой ввод жилья на 1 человека на уровне 0,23 кв. метра;
  4. увеличить долю малоэтажного жилищного строительства в общем объёме жилья;
  5. увеличить долю жилья экономического класса в общем объёме жилищного строительства;
  6. стабилизировать цены на жильё.

На сегодняшний день осваиваются следующие территории: напротив 14, 17 кварталов, набережная Автозаводского района ( вдоль ул. Спортивной), центр Центрального района, микрорайон «Жигулевское море», т.е участки, выделенные в течение предыдущих лет, где уже решены вопросы по обеспечению жилых домов инженерной инфраструктурой.

Мест для «точечной застройки» практически не осталось.

Основной проблемой, не позволяющей, после освоения указанных выше площадок, начать крупномасштабное строительство в городе, является нехватка свободных территорий под жилую застройку. Планируемые территории для застройки в основном не оборудованы инженерной инфраструктурой, и потому, не могут быть выставлены на аукцион. Более того, землеотвод некоторых территорий, предусмотренных Генеральным планом, не возможен по причине отсутствия у муниципалитета на них прав. Два сельхозпредприятия - «Россия» и СХАО имени Степана Разина сумели добиться через суды признания права собственности на земельные участки за Московским проспектом и за Южным шоссе, на которых в основном планировалось развитие Тольятти. Выход из создавшегося положения необходимо искать уже сегодня, так как весь процесс строительства - от начала проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию - занимает в среднем 2-3 года.

Информация о работе Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье»