Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:44, дипломная работа
Цель дипломного проекта заключается в исследовании реализации проекта в России и разработке конкретных рекомендаций по повышению эффективности его выполнения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание, цели и направления ПНП «Доступное и
комфортное жилье - гражданам России»;
2. Проанализировать федеральное законодательство (ПНП, ФЦП Жилище», Жилищный кодекс РФ);
Рассмотреть процесс реализации ПНП в России за истекший период, подвести итоги;
Обозначить проблемы реализации проекта, характерные для РФ и разработать конкретные предложения для повышения эффективности их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки принятия, значение и задачи национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 7
1.1. Основные предпосылки появления Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». 7
1.2. Задачи национального проекта «Гражданам России доступное и комфортное жилье». 11
Глава 2. Содержание и механизм реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 13
2.1 Федеральная целевая программа «Жилище» 13
2.2. Подпрограммы ФЦП «Жилище» 20
ГЛАВА 3. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» 45
3.1. Реализация национального проекта «Гражданам России - доступное и комфортное жилье» на примере г.о. Тольятти 45
3.2. Предложения по совершенствованию направлений реализации национального проекта на территории г.о. Тольятти. 58
Заключение 65
Библиографический СПИСОК 67
На начало 2011 года жилищный фонд насчитывал 9894 домов, из которых 7887 домов или 80% малоэтажные. Количество квартир составляет 278024. Из общего количества квартир 73259 (26,4%) – однокомнатные, 98067 (35,3 %) – двухкомнатные, 90616 ( 32,6%) – трехкомнатные и 15255 (5,5%) – четырехкомнатные и более. Средний размер однокомнатной квартиры – 29,3 кв. метра, двухкомнатной – 47,1 кв. метров, трехкомнатной – 69,2 кв. метров, четырехкомнатной и более – 109 кв. метров.
На одного тольяттинца в среднем приходится 20,6 кв. метра жилья, при среднероссийском показателе 22,4 кв. метра на человека, что является весьма низким показателем.
Уровень благоустройства жилищного фонда по предоставляемому перечню коммунальных услуг населению распределяется следующим образом (обеспеченность общей площади квартир жилого фонда видами благоустройства):
- водопровод – 99,5%;
- канализация – 94,3%;
- центральное отопление – 100%;
- горячее водоснабжение – 93,3%;
- газификация – 98,7%.
Существующий жилищный фонд городского округа Тольятти имеет тенденцию к старению и ветшанию.
Согласно Постановлению от 6 июня 2002 г. N 461 «О внесении изменений в целевую программу «улучшение жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2011 гг., утвержденную постановлением тольяттинской городской думы № 361 от 23.01.2002 г. целью Программы является создание организационно-финансового механизма приобретения жилья в кредит работниками бюджетной сферы, муниципальных предприятий, также гражданами, имеющими право на первоочередное приобретение жилья согласно жилищному законодательству14.
Таблица 3.1
Ввод в действие жилых помещений в городском округе Тольятти
Наименование показателя |
Объём введённого в эксплуатацию жилья | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Ввод в действие общей площади жилых помещений, тыс. кв. метров |
169,3 |
200,66 |
170,84 |
70,6 |
111,6 |
В том числе индивидуальное строительство, тыс. кв. метров |
18,2 |
20,05 |
16,3 |
14,82 |
11,724 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, введенная в действие за год, кв. метр на человека |
0,24 |
0,28 |
0,24 |
0,10 |
0,16 |
Резкое снижение темпов строительства жилья в последние годы (Табл. 3.1) связано с кризисной ситуацией, недостатком у частных застройщиков ресурсов на строительство и развитие, с высокими ценами на жилье, которые существенно превышают финансовые возможности семей, даже с использованием ипотеки. Потребность в благоустроенном жилье в городском округе Тольятти остается высокой.
Структура жилищного фонда приведена в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Структура жилищного фонда
Форма собственности жилищного фонда |
Структура жилищного фонда по годам, % | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Индивидуальные и многоквартирные частные дома |
737,7 |
759,4 |
790,3 |
1074 |
Муниципальное хозяйство |
4357,5 |
4830,5 |
4839,9 |
4353,3 |
Государственные учреждения и предприятия |
65,4 |
74,7 |
73,6 |
77,6 |
Форма собственности жилищного фонда |
Структура жилищного фонда по годам, % | |||
Исключенная из состава муниципальной собственности |
6666,8 |
6118,7 |
6135,9 |
6489,5 |
ЖСК, ТСЖ и юр. лица |
2392,7 |
2566,3 |
2645,5 |
2721,9 |
Другая форма собственности |
261,3 |
133,1 |
53,1 |
6,8 |
ИТОГО: |
14481,4 |
14482,7 |
14538,3 |
14723,1 |
За период с 2008 по 2010 годы уровень цен на типовые квартиры на первичном рынке снизился на 24,6%, на вторичном – на 21,8%. Соотношение цены на первичном и вторичном рынках в целом изменилось с 1,07 раза в 2008 году до 1,03 раза в 2010 году (Табл.3.3).
Таблица 3.3
Стоимость жилья на первичном и вторичном рынках городского округа Тольятти (на конец года)
Тип жилого помещения |
Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, тыс. рублей | ||
2008 год |
2009 год |
2010 год | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Первичный рынок | |||
Жилые помещения (типовые квартиры) |
49,6 |
36,5 |
37,4 |
Вторичный рынок | |||
Жилые помещения (типовые квартиры) |
46,4 |
33,4 |
36,3 |
Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья (по приказу министерства экономического развития Самарской области) |
49,3 |
35,2 |
35,148 |
Продолжает оставаться острой проблема обманутых дольщиков. Поддержка обманутых дольщиков, предусмотренная Законом Самарской области «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области», в форме строительства многоквартирных домов с последующей безвозмездной передачей жилых помещений в собственность обманутым дольщикам после завершения строительства в полной мере не реализована из-за потребности большого объёма капитальных вложений.
В настоящее время для удовлетворения жилищных потребностей 288 обманутых дольщиков в городском округе Тольятти необходимо 18 тыс. кв. метров жилья.
По состоянию на 01.01.2010 на учете в городском округе в качестве нуждающихся в жилых помещениях стоят 10734 семей, для которых требуется 505,006 тыс. кв. метров жилья.
Показатели, характеризующие объемы жилищного строительства для удовлетворения потребности в жилье категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Объемы жилищного строительства для удовлетворения потребности в жилье категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий |
Кол-во семей |
Объём жилья, необходимый для удовлетворения потребности ( кв. метров) |
Граждане, в отношении которых установлены расходные обязательства |
1753 |
43938 |
Российской Федерации, в том числе: |
||
1) ветераны боевых действий; 2)участники и инвалиды ВОВ и лица, приравненные к ним; 3)инвалиды I, II, III групп и семьи, имеющие детей-инвалидов; 4)вынужденные переселенцы; 5)граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера; 6)граждане, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС, и лица, приравненные к ним |
486 100
873
218 37
39 |
8748 3600
15714
11772 1998
2106
|
Граждане, в отношении которых установлены расходные обязательства Самарской области, в том числе: |
380 |
12243 |
1)граждане пострадавшие от политических репрессий; 2)труженики тыла; 3) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; |
9
236 135 |
297
7788 4455 |
Граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье |
10 |
392 |
Молодые семьи |
7884 |
425736 |
Малоимущие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий |
2305 |
103725 |
Итого: |
12332 |
586034 |
Прогноз объемов и структуры жилищного строительства основан на анализе его динамики, объемов и структуры за последние годы, основных направлениях социально-экономического развития городского округа Тольятти с учетом существующих обязательств по улучшению жилищных условий различных категорий граждан.
При этом учитываются ситуация на рынке жилья, существующие и прогнозируемые потребности населения в жилье и его покупательская способность, инициативы федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере.
Таблица 3.5
Ежегодные планируемые объёмы ввода жилья в городском округе Тольятти (тыс.кв.м)
Наименование показателя жилищного строительства |
Объемы ввода жилья в городском округе Тольятти по годам | |||||
2010 (план) |
2011 (прогноз) |
2012 (прогноз) |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
2015 (прогноз) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ввод жилья, всего |
111,6 |
111,0 |
122,1 |
134,3 |
147,7 |
162,5 |
В том числе: |
||||||
средне- и многоэтажные здания |
56,95 |
80,52 |
121 |
0 |
0 | |
малоэтажные здания |
0 |
0 |
0 |
1,198 |
||
жилье экономического класса |
43,05 |
29,58 |
0 |
131,802 |
146,4 | |
Индивидуальное жилищное строительство |
11,0 |
12,0 |
13,3 |
14,7 |
16,1 |
Общий объем финансирования Программы в 2011–2015 годах составит 9150177 тыс. рублей, в том числе:
Объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы за счёт средств бюджета городского округа Тольятти составляет 246916 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году – 7425 тыс. рублей;
в 2012 году – 67906 тыс. рублей;
в 2013 году – 80296 тыс. рублей;
в 2014 году – 66919 тыс. рублей;
в 2015 году – 24370 тыс. рублей.
Осуществление указанной цели предполагает решение следующих задач:
Реализация мероприятий Программы позволит:
На сегодняшний день осваиваются следующие территории: напротив 14, 17 кварталов, набережная Автозаводского района ( вдоль ул. Спортивной), центр Центрального района, микрорайон «Жигулевское море», т.е участки, выделенные в течение предыдущих лет, где уже решены вопросы по обеспечению жилых домов инженерной инфраструктурой.
Мест для «точечной застройки» практически не осталось.
Основной проблемой, не позволяющей, после освоения указанных выше площадок, начать крупномасштабное строительство в городе, является нехватка свободных территорий под жилую застройку. Планируемые территории для застройки в основном не оборудованы инженерной инфраструктурой, и потому, не могут быть выставлены на аукцион. Более того, землеотвод некоторых территорий, предусмотренных Генеральным планом, не возможен по причине отсутствия у муниципалитета на них прав. Два сельхозпредприятия - «Россия» и СХАО имени Степана Разина сумели добиться через суды признания права собственности на земельные участки за Московским проспектом и за Южным шоссе, на которых в основном планировалось развитие Тольятти. Выход из создавшегося положения необходимо искать уже сегодня, так как весь процесс строительства - от начала проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию - занимает в среднем 2-3 года.