Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Международный факультет управления

Кафедра экономики

 

 

 

УДК 658.152/153                                                           Допустить к защите в ГАК

Зав. кафедрой экономики,

                                                                канд. экон. наук, доцент

_________Н.Д. Шимширт

"___"____________2013г.

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

  

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ

ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Шпомер Дмитрий Евгеньевич

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

канд. экон. наук

______________Н.Д. Шимширт

 

 

Автор работы

_____________Д.Е. Шпомер 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

1 Место пенсионной системы в  реализации социальной политики  Российской Федерации 5

    1. Цели и задачи пенсионной системы России 5
    2. История развития пенсионной системы России 6
    3. Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10

2 Пенсионный  фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15

2.1  Этапы развития Пенсионного фонда России 15

2.1.1 Первый этап в организации  Пенсионного фонда России 15

2.1.2 Второй этап развития  Пенсионного фонда России 23

2.1.3 Третий этап развития  Пенсионного фонда России 28

2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37

2.2 Функции Пенсионного  фонда Российской федерации в современных   условиях 46

2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58

3 Современные аспекты совершенствования  пенсионной системы 65

3.1 Состояние пенсионной  системы России 65

3.2 Возможности финансирования  пенсионной системы 69

3.3 Меры стабилизации  пенсионной системы 73

3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76

Заключение 93

Список использованной литературы 96

Приложения 100

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Состояние пенсионной системы и пути ее реформирования вновь стали одной из ключевых тем текущей повестки дня. Социальная политика непосредственным образом отражается на жизни граждан, ее последовательность и предсказуемость во многом формируют отношение общества к власти. Решения в области реформирования пенсионной системы относятся к инструментам долгосрочной экономической политики, и их следует рассматривать в контексте общей экономической стратегии.

Возможности государства по совершенствованию механизмов пенсионного обеспечения, прежде всего, определяются общей экономической ситуацией и стоящими перед экономикой задачами. Разумеется, выстраивание стратегических приоритетов возможно только тогда, когда для этого существуют соответствующие ресурсы, позволяющие не просто решать сиюминутные проблемы, а проводить обдуманную долгосрочную политику, направленную на преодоление стоящих перед страной рисков и ограничений развития.

В течение 1990-х годов действия властей в отношении пенсионной системы в основном сводились к попыткам как-то компенсировать рост цен и значительное снижение жизненного уровня пенсионеров. Из-за крайней ограниченности ресурсов этого удавалось добиться с большим трудом. Тем не менее следует отметить, что в 1993-1999 гг. снижение реального уровня пенсий происходило немного меньшими темпами по сравнению со снижением среднего уровня реальной оплаты труда. Однако такая динамика все равно выглядела неутешительно, так как в 1991-1998 гг. реальный размер пенсий сократился примерно на 70%. Ситуация усугублялась тем, что в результате безудержного роста ион большинство пенсионеров потеряли практически все свои сбережения.

Таким образом, к концу 1990-х годов произошло значительное падение уровня доходов пенсионеров. Пенсии не позволяли удовлетворять даже самые минимальные потребности.

Начавшийся в 1999 г. период бурного экономического роста обеспечат постепенное повышение объемов пенсионных выплат, что позволило уже к 2002 г. достичь уровня 60% реального размера средней пенсии 1991 г. Однако изменение механизмов начисления и индексации пенсий привело к тому, что уже с 2003 г. наметился явный разрыв между ростом реальной заработной платы и пенсии. Пенсии росли значительно медленнее заработной платы. К 2007 г. средний уровень реальной начисленной заработной платы превысил ее уровень 1991 г. Пенсии же приблизились к этому уровню лишь в 2009 г. Этому способствовала политика ускоренного увеличения пенсионных выплат, начавшаяся в 2007 г. и достигшая своего пика в 2010 г., когда реальный размер средней пенсии возрос сразу на 35% [43].

В последнее время вновь активизировался процесс реформирования российской пенсионной системы. В 2010 г. в нее внесли серьезные изменения стоимостью почти 4% ВВП, однако, как было ранее показано, при этом не решены основные долгосрочные проблемы (прежде всего связанные с предстоящим ухудшением демографических пропорций). Поэтому в Бюджетном послании на 2011 - 2013 гг. президент РФ Д. А. Медведев дал поручение разработать новую программу долгосрочного развития пенсионной системы [29].

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.

Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:

- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

- изучить функционирование  Пенсионного фонда Российской  Федерации как основы реализации системы пенсионного обеспечения: этапы становления и развития Пенсионного фонда в России, функции фонда в современных условиях, а так же особенности формирования доходной и расходной частей его бюджета;

- изучить современные аспекты совершенствования пенсионной системы России: состояние пенсионной системы на сегодняшний день, меры стабилизации, возможности ее финансирования, а так же рассмотреть основные направления изменений пенсионной системы России в долгосрочном периоде.

 

 

1 Место пенсионной  системы в реализации социальной  политики Российской Федерации

   1.1 Цели и задачи пенсионной системы России

 

Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и негосударственной пенсии.

Основными целями развития пенсионной системы являются:

  • гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
  • обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются:

  • обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
  • достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее  2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
  • развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Параметры пенсионной системы должны быть увязаны с базовыми макроэкономическими и демографическими показателями.

Для достижения этих целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов действующей пенсионной системы. При этом необходимо обеспечивать преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования данной системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части заработной платы работника в случаях достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

 Пенсионная система должна  базироваться на трехуровневой  модели:

1-й уровень - трудовая пенсия (государственная  пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного  пенсионного страхования, формируемая  за счет страховых взносов  и межбюджетных трансфертов из  федерального бюджета, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

2-й уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при  возможном участии работника  на основании индивидуального  трудового и (или) коллективного  договоров либо отраслевого тарифного  соглашения;

3-й уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом) [23].

 

 

1.2 История развития  пенсионной системы России

 

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.

Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ