Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

Остаток задолженности страхователей

По состоянию на

Темп роста задолженности (%)

01.01.2000

01.01.2001

Всего,

в том числе:

по пеням и финансовым санкциям

по страховым взносам из них

просроченная задолженность

474234,3

 

310438,0

163760,3

142732,6

523919,0

 

341220,9

182698,1

154196,1

110,5

 

109,9

111,6

108,0


 

 



 

 










 

             


 

 

 

Рисунок 3 – Схема формирования структуры ПФР (1998-2001 гг.)

 

Последствием указанных факторов явилась деформация финансовых основ системы пенсионного страхования. При этом уровень финансового обеспечения выплаты пенсий снизился со 120% в дореформенный период до 80% к началу 2002 г. Поэтому закономерным стало снижение соотношения среднего размера назначенной пенсии к прожиточному минимуму пенсионера до 89,5%, коэффициента замещения средней пенсии (отношения к среднемесячной заработной плате по стране) до 27,4.% [26].

Также следует подчеркнуть, что в 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребительскому бюджету пенсионера, а не уровню его прожиточного минимума. Одновременно действуют и другие факторы, негативно влияющие на пенсионную систему в целом, это:

• порядок расчетов федерального бюджета с бюджетом ПФР по финансированию государственных пенсий;

• деформация связи размера пенсии с величиной трудового вклада;

• разбалансированность бюджета ПФР в связи с расходами, не обеспеченными необходимыми финансовыми ресурсами;

• нецелевое расходование средств бюджета ПФР;

• падение доходов, аккумулируемых в бюджете ПФР;

• неэффективная организация управлением государственным пенсионным страхованием.

Здесь следует еще раз отметить, что в этот период введена в действие глава 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации. Статьей 234 этой главы вводится понятие единого социального налога, представляющего собой объединенные и трансформированные страховые взносы для мобилизации средств по реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Но данная статья с 01.01.2005 утратила силу на основании положений Федерального закона от 20.07.2004 № 70-ФЗ. Также данной главой устанавливается регрессивная шкала тарифов взносов, когда с ростом налоговой базы размер ставки взноса уменьшается.

В этой связи утратил силу Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, который являлся составной частью основополагающего документа, регулирующего деятельность Фонда и утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1990 № 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской федерации (России)". В то же время другие составные элементы данного постановления — собственно сами вопросы ПФР и Положение о ПФР — сохраняют правовую силу и в настоящее время, но с учетом действия главы 24 "Единый социальный налог (взнос)".

Перечисленные выше проблемы, а также проблемы социального и экономического развития страны обусловили необходимость ускорения процесса трансформации деятельности ПФР и общего реформирования пенсионной системы [45].

 

 

2.1.4 Формирование  новой пенсионной модели –  четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России

 

Четвертый этап пенсионной реформы начался с 2002 г., но многие вопросы пенсионного обеспечения к этому времени не были решены. Дело в том, что новая пенсионная система Российской Федерации уже на стадии формирования практически не имела денежных ресурсов для финансирования в полном объеме всех переданных и возникающих у нее государственных пенсионных обязательств. Большая часть средств Государственного страхового фонда Союза ССР к этому времени исчезла в неизвестном направлении. Вследствие этого законодатель устанавливает ограничения, отсекающие часть государственных обязательств и ограничивающие будущие пенсионные права граждан. Прежде всего, к ним относятся лица, получающие более высокие доходы, с которых выплачиваются более высокие страховые взносы.

Так по Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" граждане в зависимости от трудового стажа могли рассчитывать на пенсию в размере 55-75% от среднего заработка. Расчет идет за последние 24 месяца работы перед выходом гражданина на пенсию либо за любые 60 месяцев подряд из всего периода его трудовой деятельности. Но в законе о государственных пенсиях имелось существенное ограничение — пенсия, исчисленная таким образом, не могла превышать трех минимальных размеров пенсии. Этот размер пенсии на начало 2001 г. составлял всего 168 руб. 47 коп. и мог повышаться только отдельными указами Президента РФ за счет дополнительных компенсационных выплат. Поэтому пенсии складывались из двух частей: собственно самой пенсии и дифференцированной компенсационной доплаты. Например, в пенсии объемом 468 руб. — 168 руб. выплачивались в виде пенсии, а 300 рублей являлись суммой компенсаций за снижение жизненного уровня пенсионера вследствие роста цен. То есть пенсия по сути превратилась в государственное социальное пособие, назначаемое в связи с достижением пенсионного возраста.

Вступивший в силу 01.02.1998 Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий, должен был восстановить утраченную связь между трудовым вкладом работника, т. е. размером заработной платы и размером пенсии. Так этот закон закрепил новый порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий — с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). К его основным принципиальным положениям следует отнести:

1. Самостоятельный выбор пенсионером  более выгодного варианта (способа) исчисления (перерасчета) размера пенсии (с учетом ИКП или без такого  учета).

2. Учет только периодов непосредственной  трудовой деятельности ("чистый" трудовой стаж) или календарного периода. В то же время пенсии, рассчитанные с применением ИКП, не выплачиваются в период выполнения пенсионером оплачиваемой работы.

3. Не устанавливается компенсационная  выплата. Исчисление пенсии без применения ИКП осуществляется в тех случаях, если размер пенсии с ИКП не достигал размера, предусмотренного нормами Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

4. Отсутствие ограничения максимального  размера пенсии, полученной путем  исчисления с учетом ИКП.

5. Ежеквартальное автоматическое  повышение пенсий, исходя из роста средней заработной платы по стране.

Существующая модель пенсионного обеспечения не могла учесть интересы различных групп пенсионеров. Она также не создавала у работодателей и наемных работников заинтересованности в уплате пенсионных взносов с полного размера заработной платы. В итоге, к концу 2001 г. взносы на пенсионное обеспечение уплачивались с 35% фактически начисленных страховых взносов (единого социального налога). Остальные 65% взносов оставались вне контроля налоговых органов. В результате номинальный тариф взносов в ПФР, законодательно установленный на уровне 28% от фонда оплаты труда, реально составлял чуть более 10%. Поэтому заинтересованности в изменении сложившейся ситуации данная модель не создавала.

Решить вопросы материального обеспечения пенсионеров при сохранении пенсионных прав работающих граждан, заработанных в старой модели, можно было лишь за счет резкого повышения доходов пенсионной системы. Но этот вариант возможен при появлении стимулирующих мотивов к уплате обязательных платежей в Фонд, когда у работников появится перспектива зарабатывать будущую пенсию, а пенсионная система будет не только прозрачной, понятной и привлекательной, но и сумеет сохранить заработанные пенсионные права граждан в полном объеме с учетом действия инфляционных процессов в экономике.

В этой связи возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности института пенсионного обеспечения (страхования), источников его финансирования, эффективного и рационального использования имеющихся средств, поскольку противоречия старой пенсионной модели свидетельствовали, что она подходит к границе финансовой нестабильности и в дальнейшем — финансового кризиса. Поэтому в рамках существующей системы пенсионного обеспечения речь могла идти только о переходе к новой модели, которая была бы свободна от недостатков старой модели и решала бы задачи:

• создания социальных гарантий финансовой обеспеченной старости для низкооплачиваемой и малообеспеченной категории граждан;

• совершенствования механизма индексации пенсий нынешним пенсионерам;

• эффективного учета пенсионных обязательств перед ныне работающими гражданами;

• обеспечения взаимосвязи размера пенсии с размером заработной платы высокооплачиваемой категории граждан;

• создания правовых условий для развития отраслевых и региональных (добровольных и профессиональных) пенсионных систем;

• распределения финансовых рисков во времени и ответственности между федеральным бюджетом и бюджетом пенсионной системы.

В этой связи с 01.01.2002 введен в действие президентский пакет документов, который сформировал основы новой системы (модели) пенсионного законодательства в Российской Федерации. В него вошли:

1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации».

Этим законом устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения; предусматривается за счет средств федерального бюджета система дополнительных государственных мероприятий (гарантий) в сфере пенсионного обеспечения для отдельных социально значимых категорий граждан.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании граждан в Российской Федерации". Им устанавливаются организационные, правовые, финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Он устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии; новую формулу расчета пенсии, состоящей из трех частей:

• базовой (или социальной) части трудовой пенсии, которая гарантируется государством и постепенно по размеру выплаты должна приблизиться к прожиточному минимуму пенсионера. Эта часть не будет зависеть от страхового стажа, заработка и возраста выхода гражданина на пенсию;

• страховой части трудовой пенсии, размер которой дифференцируется по плательщикам взносов, определяется принятой пенсионной формулой и непосредственно зависит от стажа, заработка, объема поступивших средств за каждое застрахованное лицо;

• накопительной части трудовой пенсии, формирование которой осуществляется в форме накопительных страховых и пенсионных фондов в рамках добровольных и обязательных отчислений страховых взносов работодателями и наемными работниками.

Учитывая, что весь круг пенсионных проблем в условиях становления экономических рыночных отношений и демографического кризиса в стране решить объективно практически невозможно, президентский пакет документов по новому пенсионному законодательству предусматривает реализацию только первоочередных проблем развития пенсионной системы — это:

• низкий коэффициент замещения утраченного заработка при наступлении страхового случая, обуславливающий очень низкий уровень жизни пенсионера;

• тенденция к сужению дифференциации среднего размера трудовых пенсий;

• растущие масштабы перераспределения финансовых ресурсов внутри пенсионной системы в процессе индексации уровня пенсий малообеспеченных пенсионеров;

• возрастающая доля расходов бюджета Фонда на цели, не связанные с пенсионным страхованием.

Поэтому в условиях проведения пенсионной реформы необходимо решить сложные и отчасти противоречивые друг другу задачи:

1. Определить источники финансирования  новой модели пенсионной системы.

2. Обеспечить в долгосрочной  перспективе эквивалентность доходов и принятых пенсионной системой обязательств.

3. Повысить жизненный уровень  пенсионеров.

4. Обеспечить соответствие назначаемых  пенсий уплаченным взносам.

5. Снизить уровень налоговой  нагрузки на фонд заработной  платы работодателя по взносам  в пенсионную систему страны.

Выполнить указанные задачи при сохранении чисто распределительной модели пенсионного обеспечения, а также постоянного перераспределения большей части ВВП в пользу небольшой, усиленно охраняемой многомиллионными силовыми структурами кучки коррумпированных высших и главных чиновников страны (которых можно охарактеризовать как "полуолигархи") и обслуживающих их финансовых структур, практически нереально. Однако переход на чисто накопительную модель также невозможен, поскольку у ПФР имеется наличие значительных финансовых обязательств перед лицами, выработавшими необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по действующему пенсионному законодательству, а также теми лицами, которые не заработали пенсионные права полностью или в их части по независящим от них причинам. Эти обязательства при любой схеме реформирования пенсионной системы сохранятся. Поэтому наиболее вероятным вариантом решения указанных задач является формирование смешанной пенсионной модели, предусматривающей сочетание распределительных и накопительных принципов финансирования пенсий.

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ