Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

Но и в такой модели основной объем финансовых ресурсов, аккумулируемый в бюджете ПФР, как и прежде направляется на финансирование выплат текущих пенсий нынешним пенсионерам (за исключением накопительной части трудовой пенсии). Причем обязательства государства перед всеми работающими гражданами фиксируются на их индивидуальных лицевых счетах в системе персонифицированного учета.

Также следует учитывать, что главная гарантия надежного выполнения обязательств пенсионной системы — это повышение уровня ее финансового обеспечения. Сегодня, следует констатировать, пенсии низкие еще и потому, что низки и доходы пенсионной системы. Так, доля заработной платы в ВВП России по состоянию на 01.01.2005 составляла 20%, а в развитых рыночных странах — более 40%. Поэтому уровень пенсий будет зависеть от повышения общих доходов населения, его уровня жизни и проводимой государством социальной политики. Причем понятие "уровень жизни" — это комплексная характеристика отношения общества в лице государства (или "полуолигархов") к простому человеку. Она охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственно-технические условия труда, количество и качество свободного времени работающих, протекание демографических процессов в обществе, государственные гарантии материального обеспечения граждан в случае наступления страхового случая.

С момента введения новой пенсионной модели началась в этот период конвертация пенсионных прав граждан. Она касается и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто заработал тот или иной объем пенсионных прав в рамках старой пенсионной модели и продолжает трудиться до достижения пенсионного возраста или после него.

Этим категориям граждан пенсионные права конвертируются по-разному:

1. Неработающие пенсионеры. При отсутствии  прав на повышение пенсии она  условно разделяется на базовую  и страховую части трудовой  пенсии (получаемая пенсия минус  базовая, установленная в размере 450 рублей). В дальнейшем эти части  индексируются в соответствии  с действующим законодательством.

2. Работающие пенсионеры. У них  в назначенных пенсиях также  условно выделяются базовая и  страховая части, которые индексируются  в соответствии с действующим  законодательством. Эти лица могут не только пересчитать пенсию по нормам Закона № 113-ФЗ, но, если им выгодно, вообще пересчитать назначенную пенсию, предоставив для этого данные о последних 24 месяцах работы до 01.01.2002, отработанных в качестве пенсионеров.

3. Транзитные поколения. К ним  относятся все возрастные группы, которые, заработав пенсионные права  в старой пенсионной модели, не достигли пенсионного возраста и продолжают трудиться в рамках новой модели до достижения ими пенсионного возраста. Данные группы, как бы условно с 01.01.2002 также выводятся на пенсию. Затем им производится расчет накопленных пенсионных прав по нормам Закона № 113-ФЗ с учетом выработанного трудового стажа и размеров заработной платы за последние 24 месяца до этой даты или за любые 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности по выбору.

Рассчитанные таким образом пенсионные права — это расчетная пенсия транзитного поколения, сформированная по состоянию на 01.01.2002. В ней также условно выделяются базовая и страховая части, которые в дальнейшем индексируются в соответствии с действующим законодательством. Причем выделяемая страховая часть является начальной и не зависит от результатов последующей работы.

Взносы, уплачиваемые работодателем в систему пенсионного страхования с 01.01.2002 с начисленной оплаты труда в пользу транзитных поколений, составляют основу исчисления вторичной страховой части трудовой пенсии. В дальнейшем они суммируются и к достижению пенсионного возраста составят накопленный пенсионный капитал. Этот капитал при выходе на пенсию делится на период среднестатистического дожития (расчетного ожидаемого пребывания на пенсии — 228 месяцев или 19 лет), в результате чего определяется величина месячной пенсионной выплаты. Она в сумме с базовой и начальной страховой частями составляет общую величину ежемесячной пенсионной выплаты после выхода гражданина на пенсию.

Кроме того, у мужчин и женщин 1967 года рождения и моложе в страховой части трудовой пенсии выделяется накопительная часть, которая должна служить резервом на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации в стране. Эти средства по выбору граждан инвестируются, в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", в разрешенные активы, а инвестиционный доход вместе с накопительной частью суммируется с пенсионным капиталом при расчете пенсии.

Решение задач четвертого этапа пенсионной реформы также возлагается на ПФР, который не только законодательно утвержден государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, но изменен его статус. Фонд стал государственным учреждением и был наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права граждан на пенсию, в том числе по ее назначению. У Фонда как страховщика появились количественно определенные финансовые обязательства — выплачивать застрахованным в пенсионной системе лицам страховое возмещение в виде трудовой пенсии начиная с момента наступления установленных пенсионным законодательством страховых случаев, а именно потери трудоспособности по возрасту, наступления инвалидности, потери кормильца [45].

В соответствии с основными принципами пенсионного обеспечения (страхования), на реализацию которых направлен в первую очередь четвертый этап пенсионной реформы, основная цель пенсионной системы состоит, как отмечает А. Соловьев, в сохранении и ресурсном обеспечении государственных пенсионных обязательств. Поэтому главной особенностью новой пенсионной модели является не только признание существования государственных пенсионных обязательств перед застрахованными лицами, но и денежное исчисление всего их объема, а не только той части, которая предъявлена к возмещению современным поколением пенсионеров и включается в текущий бюджет ПФР [36].

По самым приблизительным оценкам, сделанным при переходе к новой пенсионной модели, в начале 2002 г. обязательства Фонда перед застрахованными лицами превышали 11 трлн. руб., причем исчислены они были с учетом существенных ограничений, налагающихся на размер пенсии действующими ранее законодательными нормами. Точные оценки не могут быть сделаны из-за незавершенности процесса конвертации пенсионных прав за работу до начала 2002 г.

Отличительной особенностью ПФР является значительная доля собственных средств, необходимых Фонду для выполнения его основной цели. Кроме этого, все имущество ПФР находится в федеральной собственности и передано ему на праве оперативного управления. В настоящее время в систему ПФР входят 86 отделений ПФР плюс город Байконур (уровень субъектов РФ) и 2198 управлений ПФР по состоянию на 01.01.2006 (за счет создания клиентских служб их численность постепенно уменьшается), которые являются юридическими лицами, Это позволяет Фонду осуществлять финансирование выплаты пенсий всем гражданам, независимо от места проживания и работы, в кратчайшие сроки.

ПФР как фонд денежных средств и как экономическая категория является частью финансовой системы страны и входит в состав государственных финансов. Ему в рамках данной системы, как и финансам в целом, объективно присуща функция распределения стоимости валового общественного продукта (ВОП). Сущность этого фонда денежных средств реализуется посредством вторичного распределения стоимости ВОП в рамках обязательного пенсионного обеспечения, которое осуществляется посредством непрерывного взаимодействия перераспределительной и контрольной функций.

Кроме этих объективно обусловленных функций Фонду присущи и другие функции, неразрывно связанные с его деятельностью и специально установленной правоспособностью:

• назначение, перерасчет и финансирование выплаты пенсий;

• ведение индивидуального (персонифицированного) учета;

• инвестирование средств накопительного пенсионного страхования и свободных средств бюджета;

• финансирование выплат социальных пособий за счет средств федерального бюджета (эта функция не относится к полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

На основании указанных функций ПФР выполняет задачи, к которым относятся:

• формирование и исполнение бюджета Фонда в соответствии с положениями бюджетного законодательства;

• оперативная корректировка бюджета;

• аналитическое исследование и прогноз движения средств бюджета;

• перераспределение   финансовых  ресурсов бюджета между территориями;

• разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам пенсионного обеспечения и страхования, порядка ведения учетных операций, относящихся к компетенции Фонда;

• организация и осуществление контроля (аудита) за исполнением бюджета Фонда, сметы доходов и расходов на содержание аппарата управления;

• экономический анализ деятельности;

• актуарное прогнозирование развития пенсионной системы;

• организация и ведение единого федерального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах;

• организация и ведение персонифицированного учета;

• регистрация плательщиков взносов;

• корректировка сведений в части трудового (страхового) стажа;

• выплата ежемесячных денежных пособий отдельным категориям граждан и неработающим пенсионерам, имеющим на них право, за счет средств федерального бюджета.

Исходя из условий дальнейшего развития пенсионной системы, в этот период (этап реформы) была сформирована окончательная дующая структура ПФР (рис. 4).

 



 

 










 

             


 

 

 

Рисунок 4 – Схема организации пенсионной системы, формируемой с 2002 г.

 

В соответствии с действующим российским законодательством обязательное пенсионное страхование в стране осуществляется страховщиком, которым является ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы — отделения и управления ПФР (отделы и центры по назначению и выплате пенсий). Они составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие бюджеты подотчетны вышестоящим бюджетам. Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут являться и негосударственные пенсионные фонды [45].

 

 

2.2 Функции Пенсионного  фонда Российской федерации в  современных условиях

 

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты.

Современная система социальной защиты населения основана на деятельности государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Фонда обязательного медицинского страхования. Важное место среди них занимает Пенсионный фонд Российской Федерации, который является одним из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Пенсионный фонд РФ был образован во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С его созданием в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий, средства для финансирования для которых стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан [14].

Создание Пенсионного фонда РФ стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. Начиная с 1990 г. ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в РФ.

Основные функции Пенсионного фонда РФ по пенсионному и социальному обеспечению представлены на рис. 1 (Приложение А).

Пенсионный фонд РФ устанавливает и выплачивает пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальные пенсии гражданам, не имеющим трудового стажа, а также некоторые виды пенсий отдельным категориям военнослужащих и членам их семей, пенсии федеральным государственным служащим) и пенсии по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца).

Число пенсионеров с каждым годом увеличивается (табл. 3).

Таблица 3 – Численность пенсионеров, получающих пенсию через Пенсионный фонд РФ.

 

В 2010 г. их количество возросло на 616,9 тыс. чел. и составило 39,71 млн чел. В 2011 г. численность пенсионеров увеличилась еще на 2 млн чел. [39]. При этом в их составе растет количество получателей пенсий по старости при одновременном снижении получателей пенсий по инвалидности (за 2010 г. – на 1 112,6 тыс. чел.) и по случаю потери кормильца (на 66,3 тыс. чел.). На конец 2010 г. пенсии по государственному пенсионному обеспечению получали более 3,1 млн жителей России, что на 160,8 тыс. чел. больше, чем за предыдущий год [25].

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ