Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

Наряду со снижением размера новых назначенных трудовых пенсий к объективным экономическим причинам, ограничивающим справедливое формирование страховых пенсионных прав, следует отнести: низкий уровень тарифных ставок при формировании этих прав, сохранение льготных тарифных режимов по страховым отчислениям для вновь возникающих рыночных сфер хозяйственной деятельности (например, для инновационных, инвестиционных, информационных секторов экономики) и низкую зарплату абсолютного большинства застрахованных в пенсионной системе лиц. Последний фактор мы считаем главным, поскольку, по экспертным оценкам, не менее 1/3 фонда оплаты труда составляет теневая зарплата, по которой не производятся отчисления в Пенсионный фонд (см. табл. 11).

Таблица 11 - Распределение занятых по найму в зависимости от размера заработка [19]

 

2012

2013

2020

2030

Численность занятых по найму (млн чел.)

46,55

46,35

45,79

45,77

Среднемесячная заработная плата (руб.)

26 402

29 562

60 502

133 920

Численность занятых по найму (млн чел.) с заработной платой*:

       

ниже средней в экономике (65,3 %)

30,35

30,22

29,86

29,84

равной средней в экономике (6,7%)

3,13

3,11

3,07

3,07

выше средней в экономике (28,0 %)

13,07

13,02

12,86

12,85


 

Наряду с негативным влиянием зарплатного фактора, снижение размера новых назначений пенсии в действующей пенсионной системе обусловлено сокращением продолжительности стажа более чем на четыре года (только за последнее десятилетие). Это следствие безработицы и теневой занятости. В итоге, не имея объективной возможности вырабатывать принятые на международном уровне пенсионные нормы по стажу, данные категории работников априори лишаются права на достижение коэффициента замещения, определенного рекомендациями Международной организации труда (см. табл. 12).

 

 

 

Таблица 12 - Снижение продолжительности страхового стажа по видам трудовой пенсии в зависимости от года назначения пенсии (лет) [16]

Вид трудовой пенсии

Средняя продолжительность страхового стажа

Назначения трудовых пенсий до 2002 г.

По старости

34,3

По инвалидности

21,7

По случаю потери кормильца

24,7

Назначения трудовых пенсий после 2002 г.

По старости

30,2

По инвалидности

21,4

По случаю потери кормильца

23,2


 

Наряду с отмеченным выше негативным влиянием на выполнение институциональных функций пенсионной системы (в основном на формирование пенсионных прав застрахованных лиц) таких факторов, как динамика заработка и продолжительность трудового стажа, следует выделить комплекс факторов, которые негативно влияют на другую расходную составляющую пенсионной системы - финансовую обеспеченность государственных пенсионных обязательств. Так, в 2013 г. дефицит пенсионной системы запланирован на уровне 1,07 трлн руб., в 2014 - 2015 гг. он составит 1,1 - 1,2 трлн руб. По отношению к объему ВВП недостаток собственных средств в долгосрочной перспективе прогнозируется на уровне 2,1 - 2,3% (см. табл. 13).

Таблица 13 - Прогноз недостатка собственных средств в распределительном компоненте бюджета обязательного пенсионного страхования [6, 19]

 

2015

2020

2030

2040

2050

Объем, трлн руб.

-1,2

-3,1

-6,4

-13,3

-24,2

Доля ВВП, %

1,5

2,3

2,1

2,2

2,3


 

Следует отметить, что с макроэкономических позиций размер такого дефицита вполне управляем, он не может послужить сколь-нибудь значимой причиной финансовой дестабилизации в стране. Однако сохранение такого дефицита неотвратимо ведет к снижению коэффициента замещения средней трудовой пенсии с 38 до 23% средней заработной платы в экономике. В связи с этим необходимо выявить факторы формирования данного дефицита [34].

 

 

3.2 Возможности финансирования пенсионной системы

 

Рассмотрим институциональные причины дефицита Пенсионного фонда РФ. Пенсионная система России - многокомпонентная, динамически меняющаяся экономическая система. Ее стабильное функционирование зависит от комплекса факторов (демографических, макроэкономических, трудовых), от модели государственного пенсионного обеспечения (солидарно-страховой, накопительной, бюджетной).

Государственное регулирование внешних факторов развития пенсионной системы предусматривает:

- в сфере демографии: повышение  рождаемости, снижение смертности  в детском и трудоспособном  возрастах, контролируемое использование  внешней трудовой миграции, улучшение  качества здравоохранения и профилактики  заболеваемости;

- в сфере макроэкономики: опережающее  повышение производительности труда, увеличение заработной платы, снижение  уровня инфляции, ликвидацию теневой  экономики;

- в сфере рынка труда: недопущение  сокрытия зарплаты, создание новых  рабочих мест и снижение уровня  безработицы, сокращение рабочих  мест с вредными и опасными условиями труда [33].

Эксперты Всемирного банка с конца XX в. формируют убеждение, что при солидарно-распределительной пенсионной модели, финансирующей накопленные пенсионные обязательства из текущих страховых поступлений, демографический кризис неизбежно приведет либо к чрезмерному росту нагрузки на страхователей (или федеральный бюджет), либо к снижению пенсий.

Но демографический кризис прогнозировали и в конце XX в., и во втором десятилетии XXI в., а последние прогнозы демографов относятся уже к середине XXI в. Чтобы нивелировать негативные демографические последствия для долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, рекомендуется отказаться от базового принципа - солидарности поколений - в пользу индивидуально-накопительных способов пенсионного страхования. Накопительные способы призваны нейтрализовать прямое влияние сокращения численности младших поколений на финансовую обеспеченность пенсионных обязательств. Но насколько это предложение верно? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим макроэкономические параметры, которые используются при прогнозировании развития пенсионной системы [32].

Первый параметр - продолжительность жизни населения в возрасте выхода на пенсию (55 лет у женщин, 60 лет у мужчин. В 2016 г. этот показатель составит 22,1 года, а к 2030 г. прогнозируется на уровне 22,5 года, то есть в течение этого времени среднестатистический пенсионер будет получать пенсию. Второй параметр - численность наемных работников. С 46,3 млн. человек в 2012 г. их число снизится к 2030 г. до 40,8 млн. и сохранится на таком уровне до 2040-х годов. Поэтому до 2030 г. нагрузка пенсионной системы на работающих по найму будет расти, а к началу 2030-х годов численность получателей трудовой пенсии окончательно сравняется с численностью основных плательщиков - наемных работников (см. рис. 9).

 

Рисунок 9 – Прогноз численности получателей трудовых пенсий (млн чел.) [20]

 

Чтобы ответить на вопрос, насколько это критично для стабильности пенсионной системы, проанализируем современную ситуацию. В настоящее время соотношение пенсионеров и населения в трудоспособном возрасте в целом не столь критично: на 100 пенсионеров по труду приходится около 120 наемных работников, но уже сейчас по данным за 2012 г. каждый шестой субъект Российской Федерации имеет соотношение работающих и пенсионеров не более 1 к 1. При таком соотношении для поддержания в прогнозируемом периоде трудовых пенсий на уровне 40% текущей средней номинальной начисленной зарплаты в экономике тариф страховых взносов должен составлять 33,6% от заработной платы (без ограничения размера базы для начисления страховых взносов).

Почему соотношение пенсионеров по труду и отчисляющих в Пенсионный фонд РФ в данный момент почти один к одному? Ответ простой: платят не все занятые. По данным Росстата, удельный вес населения в трудоспособном возрасте (88,8 млн. человек) составляет 62,6% численности постоянного населения, доля лиц старше трудоспособного возраста - 21,4%, то есть на 100 человек старше трудоспособного возраста в 2012 г. приходилось 292 человека в трудоспособном (соотношение 1:2,92). Однако, как уже было сказано, не все платят в Пенсионный фонд. Чтобы показать, насколько это критично для стабильности пенсионной системы, рассчитаем долю отчислений в Пенсионный фонд, если бы выполнялись два условия: в полном объеме страховые взносы поступали за всех лиц трудоспособного возраста, занятых трудовой деятельностью, а не только наемных работников; право на получение трудовой пенсии имели только люди старше трудоспособного возраста (нет "льготников" и "досрочников" всех категорий). В этом случае тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, необходимый для обеспечения минимального 40%-го солидарного коэффициента замещения текущей средней начисленной заработной плате в экономике всем получателям пенсии, номинально мог бы составить не более 14%, то есть почти в два раза ниже нынешнего уровня.

Но в действительности каждый пятый из получающих трудовую пенсию не достигает общеустановленного пенсионного возраста. Это получатели досрочных пенсий по старости в соответствии со ст. 27 - 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсионеры по инвалидности и по случаю потери кормильца. Таким образом, на рынке труда на 100 пенсионеров приходится порядка 255 трудоспособных граждан (соотношение 1:2,55). Отсюда следует, что необходимый тариф страховых взносов должен быть увеличен до 15,7%. Отметим, что данная величина ниже, чем в европейских странах [28].

Однако уровень занятости трудовых ресурсов в экономике России составляет около 70%, то есть лиц, за которых должны уплачиваться взносы, почти на 1/3 меньше, чем формально трудоспособных граждан. Таким образом, нагрузка системы обязательного пенсионного страхования - соотношение численности занятых в экономике и получателей трудовых пенсий - должна пропорционально возрасти и составить 1,83 (соотношение 1:1,83). Для поддержания финансовой устойчивости такой системы (обеспечивает пенсию на уровне 40%) тариф отчислений от фонда заработной платы должен пропорционально возрасти и составить 21,8%.

Но не все занятые в российской экономике уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а индивидуальные предприниматели, численность которых постоянно возрастает, формируют свои пенсионные права на льготных основаниях - исходя из минимального размера оплаты труда. В результате величина отчислений этой группы граждан более чем в 3 раза ниже отчислений среднестатистического наемного работника. Таким образом, основная нагрузка по финансовому обеспечению системы обязательного пенсионного страхования лежит на работающих по найму гражданах.

Снижение тарифа страховых взносов без сокращения численности пенсионеров и размера пенсий возможно только при увеличении численности уплачивающих взносы.

Вернемся к прогнозу на 2030 г. По оценкам, численность населения в трудоспособном возрасте составит 77,7 млн. человек, то есть на 100 пенсионеров по труду будет приходиться 167 человек в трудоспособном возрасте. Если все они будут в полной мере выплачивать взносы в Пенсионный фонд, то требуемый тариф составит 24%, то есть фактически сегодняшний уровень нагрузки [27].

Достижению финансовой стабилизации будет способствовать последовательное сокращение и ликвидация скрытой оплаты труда. В 2000 - 2003 гг. величина скрытой оплаты труда постепенно снижалась с 59,3 до 45,5% фонда заработной платы (см. табл. 14), но с 2006 г., после проведения налоговой реформы, доля скрытой оплаты труда выросла до 54,9% к 2010 г. При этом ее удельный вес в ВВП постоянно рос: с 11,09% в 2000 г. до 13,9%            в 2010 г.

Таблица 14 - Динамика скрытой оплаты труда [18, 21]

Показатель

2000

 2001

2002

  2003

 2004

 2005

2006

2007

 2008

 2009

 2010

Скрытая оплата труда, млрд. руб. (1)

810

 994

1249

 1496

 1995

 2551

3450

4450

 5200

 5790

 6450

Фонд заработной платы, млрд. руб. (2)

1367

 1972

2648

  3291

 3973

 4948

6137

7984

10242

10607

11746

Соотношение 1 к 2, %

59,25

 50,38

47,17

 45,47

 50,22

 51,56

56,21

55,74

 50,77

 54,59

 54,91

Доля скрытой оплаты труда в ВВП, %

11,09

 11,11

11,54

 11,33

 11,72

 11,80

12,82

13,38

 12,60

 14,91

 13,92

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ