Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;
Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96
В соответствии с законодательством, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала по основным направлениям возможно, когда исполнится три года ребенку, после рождения (усыновления) которого семья получила право на МСК.
Рисунок 7 - Динамика заявлений о приеме и выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал в 2007–2010 гг., тыс. шт. [25]
Исключением является направление средств МСК на погашение жилищных кредитов, которое можно было осуществлять начиная с 2009 г., не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка. Также начиная с 2009 г. из средств МСК осуществлялись единовременные денежные выплаты в размере 12 000 руб. в год.
Рисунок 8 - Динамика роста размера материнского капитала в 2007–2012 гг., тыс. руб.
Таким образом, 2010 г. был первым годом масштабного использования средств материнского (семейного) капитала по всем направлениям. В течение года было принято более 2 млн заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Всего в 2010 г. владельцам государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, в соответствии с их заявлениями, было направлено 97,11 млрд руб., что в 2,3 раза больше, чем в 2009 г.
В конце 2010 г., в соответствии с изменениями, внесенными в правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, ПФР начал принимать заявления на предоставление средств материнского капитала для индивидуального строительства, а также в качестве компенсации затрат на индивидуальное строительство жилого объекта, право собственности на который возникло не ранее 01.01.2007, или на реконструкцию жилого объекта независимо от даты возникновения права собственности на него.
Немаловажной функцией деятельности ПФР являются назначение и реализация социальных выплат.
Пенсионный фонд РФ в соответствии с действующим российским законодательством осуществляет ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам. Право на ЕДВ имеют граждане из числа ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции [38].
Численность лиц, которым установлена ЕДВ, в 2010 г. составляла 16,8 млн чел. На реализацию ЕДВ в 2010 было направлено 293,6 млрд руб. Указом Президента РФ от 24.02.2010 № 247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ) 1941–1945 годов» установлена единовременная выплата отдельным категориям граждан, размер которой дифференцирован в зависимости от статуса гражданина. Выплату в размере 5 000 руб. получили инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период войны, вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов и участников войны.
Общая численность получателей дополнительного материального обеспечения на конец 2010 г. составила 1,09 млн чел.
Совместно с региональными органами власти ПФР занимается оказанием адресной помощи пенсионерам и развитием социальной инфраструктуры.
Социальные доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, обеспечивающие доведение совокупного размера материального обеспечения пенсионеров до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания, введены в РФ с 01.01.2010.
Цель данных программ – это повышение социальной защищенности неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности. Задачами программ являются:
− укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения субъекта РФ для соблюдения санитарных норм и улучшения условий проживания пожилых граждан и инвалидов;
− оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в виде единовременной материальной помощи, в том числе в связи с частичной оплатой газификации жилья (жилых помещений);
− улучшение условий проживания неработающих пенсионеров.
Пенсионный фонд РФ в 2011 г. предоставил субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в общем объеме 1 млрд руб., в том числе на оказание адресной социальной помощи нерабо тающим пенсионерам – 190 млн руб., на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения – 790,6 млн руб., из них 185,2 млн руб. – на приобретение автотранспорта для оснащения мобильных бригад [25].
В соответствии с представленными социальными программами в 2011 г. отремонтировано 218 учреждений социального обслуживания населения. Адресная социальная помощь в виде единовременной материальной помощи оказана более чем 102 тыс. неработающих пенсионеров.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ является важным элементом пенсионной системы России, который осуществляет множество социально значимых функций. Трудоспособное население должно иметь уверенность в том, что при достижении пенсионного возраста уровень пенсионных выплат будет достаточным для поддержания достойного уровня жизни. В настоящее время российская демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рождаемости и старением населения, что к тому же сопровождается смещением соотношения лиц трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних. Отчасти указанные проблемы носят объективный характер и обусловлены сов- ременным типом демографической ориентации большинства экономически развитых стран. Однако при таком развитии в среднесрочной перспективе государство столкнется с тем, что лица пенсионного возраста будут составлять весьма существенную долю экономически активного населения и именно от наличия платежеспособного спроса со стороны данной категории граждан будет во многом зависеть успешное функционирование нашей экономики.
Поэтому проблема формирования адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения является залогом национальной экономической безопасности страны [14].
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Фонд является самостоятельным небанковским финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». Вместе с тем, согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Пенсионный фонд России выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат [17].
Основными целями Пенсионного фонда России являются аккумуляция, накопление, приумножение страховых взносов и их распределение, а также осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», под небанковской кредитной организацией подразумевается организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, определенные в ст. 5 данного Федерального закона.
Небанковские кредитные организации, в том числе и Пенсионный фонд Российской Федерации, аккумулируют денежные средства и обеспечивают передвижение капитала посредством инвестирования их в ценные бумаги российских компаний. Пенсионный фонд может выполнять размещение полученных им страховых взносов за свой счет, а также доверительное управление ими как от своего имени, так и от имени управляющей компании. Кроме того, ПФР проводит научно-исследовательскую работу в области государственного пенсионного страхования, разъяснительную работу с населением в сфере пенсионного страхования и другие мероприятия, направленные на развитие пенсионной системы страны. Пенсионный фонд России может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Основными источниками денежных средств Пенсионного фонда являются страховые взносы работодателей и индивидуальных предпринимателей, а также бюджетные ассигнования и средства, возмещаемые ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным.
Денежные средства Пенсионного фонда расходуются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и другое.
В состав доходов фонда, согласно ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации, входят налоговые доходы (60% минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения) и неналоговые доходы (страховые взносы, доходы от размещения средств ПФР, межбюджетные трансферты, штрафы, пени и др.) [13].
Ежегодно бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утверждается законодательно на следующий год и планово на последующие два года. Согласно Федеральному закону от 30.11.2011 г. № 373-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», установлены следующие значения показателей (табл. 7) [5].
Динамика доходов и расходов за период с 2000-го по 2010 г. представлена в табл. 8.
Несмотря на положительные итоги на конец года (табл. 8), необходимо отметить, что в 2005 и 2006 гг., а также в 2008 и 2009 гг. в связи с возникновением недостатка собственных средств ПФР для его покрытия в ПФР были перечислены трансферты из федерального бюджета, доля которых составила 4,3, 6,0, 7,2 и 12,4% в общем объеме средств федерального бюджета, поступивших в ПФР в 2005, 2006, 2008 и 2009 гг. соответственно.
Таблица 7 - Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 годов, тыс. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ПФР |
5 696 858 301,4 |
6 280 067 478,6 |
6 938 644 970,6 |
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации |
5 222 672 017,5 |
5 723 274 431,8 |
6 295 286 479,3 |
Общий объем расходов бюджета ПФР |
5 407 312 063,3 |
5 948 077 940,7 |
6 567 611 885,3 |
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
5 222 672 017,5 |
5 723 274 431,8 |
6 295 286 479,3 |
Предельный объем профицита ПРФ |
289 546 238,1 |
331 989 537,9 |
371 033 085,3 |
Таблица 8 - Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда России. Финансовый результат по итогам года, млн руб.
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Поступило |
439 378 |
630 442 |
815 476 |
843 140 |
1 015 800 |
1 349 601 |
1 637 580 |
1 946 817 |
2 730 171 |
3 222 648 |
4 610 084 |
Израсходован |
341 056 |
514 837 |
789 621 |
804 076 |
967 539 |
1 299 113 |
1 537 257 |
1 786 457 |
2 357 792 |
3 008 659 |
4 249 235 |
Итог на конец года |
98 322 |
115 605 |
25 855 |
36 064 |
48 261 |
50 488 |
100 323 |
160 360 |
372 379 |
213 989 |
360 849 |
Наличие подобных фактов свидетельствует о несостоятельности страхового механизма, применяемого Пенсионным фондом Российской Федерации на начальных этапах своего развития. Это было вызвано неподготовленностью экономики к подобным новшествам в сфере пенсионного обеспечения, отсутствием опыта, узким кругом активов, признанных надлежащими для вложений средств ПФР [17].
В рамках передачи бюджету ПФР средств федерального бюджета в 2010 г. межбюджетные трансферты составили 2,65 трлн руб. (57,4% общего объема доходов ПФР), увеличившись по сравнению с данными за 2005 г. в 3,8 раза, в то же время численность населения старше трудоспособного возраста выросла всего на 5,5%, а расходы на содержание исполнительного органа ПФР увеличились в 2,7 раза и составили 5,5% суммарного объема расходов. В целом при среднем показателе доходности ПФР, равном 4,5–5% годовых, необходима серьезная работа по оптимизации расходов на содержание административного аппарата, а также в направлении разработки эффективной структуры инвестиционного портфеля ПФР, с возможностью включения более рискованных и прибыльных активов. По результатам 2010 г. доходность инвестиционных вложений ПФР составляла 9,79%, однако по оценкам аналитиков, столь высокий ее уровень вызван благоприятной конъюнктурой рынка, а не повышением эффективности работы ПФР [12].
Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ