Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

Общее количество граждан, проживающих за границей РФ и являющихся получателями российской пенсии, в 2010 г. достигло 173,4 тыс. чел. По сравнению с 2009 г. их численность выросла на 6,5 %.

Средний размер пенсии в 2010 г. по сравнению с 2007 г. вырос в 2 раза и составил 7 594 руб. Хотя темпы роста пенсий в 2010 г. были ниже, чем в 2009 г., но в целом за 2010 г. они увеличились на 23 % (табл. 4, 5, рис. 6). При этом произошло наибольшее увеличение размера пенсии по случаю потери кормильца – на 29 %.

В 2011 г. размеры пенсий были проиндексированы дважды: с 01.02.2011 трудовые пенсии выросли на 8,8 % и с 01.04.2011 социальные пенсии выросли на 10,27 %, а с 01.02.2012 трудовые пенсии были увеличены на 7 % [25].

В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2010 г. увеличился на 1 496 руб. и на конец 2010 г. составил 7 811 руб. При этом средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 536 руб. и составил 8 166 руб. Суммарная индексация социальных пенсий в 2010 г. составила 12,5 %. В результате средний размер социальной пенсии в 2010 г. превысил размер прожиточного минимума пенсионера в РФ на 5 %, в 2011г – на 0,5 %, в 2012г – на 2,5 %.

Общий уровень материального обеспечения отдельных категорий ветеранов Великой Отечественной войны (371 тыс. чел.) на конец 2010 г. превысил 23 тыс. руб. При этом среднее увеличение размера пенсии данной категории пенсионеров в течение 2010 г. составило 3,5 тыс. руб., а в 2011 г. – 700–1 100 руб.

Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии (21,8 тыс. чел.), в настоящее время превысил 17 тыс. руб. (увеличение в течение 2010 г. в среднем на 2,2 тыс. руб., в 2011 г. – на 700–900 руб.).

Таблица 4 - Средний размер пенсий и прожиточного минимума пенсионера в РФ в 2007–2012 гг., руб.

 

В дальнейшем все виды пенсий также будут увеличиваться. По данным Пенсионного фонда РФ, к 2014 г. размер трудовой пенсии должен вырасти примерно еще на 3 тыс. руб. и превысить 11 200 руб., средняя пенсия по инвалидности достигнуть 7 402 руб., средний размер социальных пенсий увеличиться до 7 296 руб.

Таблица 5 - Темпы роста среднего размера пенсий и прожиточного минимума пенсионера в РФ в 2008–2012 гг., к предыдущему году, %

 

Рисунок 6 – Средний размер пенсий и прожиточный минимум в 2007-2012 г.

 

Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования осуществляется в рамках системы индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ. Это всероссийский организационно-технологический комплекс учета сведений о каждом застрахованном лице в системе обязательного пенсионного страхования РФ для формирования и реализации его пенсионных прав. Каждому застрахованному лицу ПФР открывает индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Сведения ИЛС включают данные трудового (страхового) стажа, суммы страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, суммы дополнительных страховых взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсий, информацию о выборе застрахованным лицом управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда (НПФ) для направления в них средств пенсионных накоплений и другие данные, определенные федеральным законодательством [30].

Система персонифицированного учета ПФР включает в себя комплекс нормативных документов, структурно-организационных решений и мероприятий, программно-технических средств и информационных ресурсов, обеспечивающих:

− регистрацию граждан в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР регистрирует в системе ОПС до 5 млн чел.;

− прием от страхователей сведений о застрахованных лицах. До 2010 г. прием сведений от страхователей осуществлялся один раз в год, в 2010 г. – по полугодиям. Начиная с 2011 г. производится ежеквартальный прием отчетности по персонифицированному учету. Таким образом, по сравнению с 2009 г. объем обрабатываемой ПФР информации в 2011 г. увеличился в четыре раза;

− обработку представленных страхователями сведений о застрахованных лицах, проводимую территориальными органами Пенсионного фонда РФ. Сведения, представленные страхователями, многократно проверяются, в том числе с использованием информационных ресурсов персонифицированного учета, и разносятся по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц;

− информационное обеспечение назначения, перерасчета и корректировки трудовых пенсий. На основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежегодно назначается более 2,5 млн трудовых пенсий, а также осуществляется перерасчет и корректировка трудовых пенсий застрахованным лицам. Наличие информационной базы данных индивидуального (персонифицированного) учета позволило перейти к ежегодному беззаявительному перерасчету (корректировке) трудовой пенсии;

− информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно Пенсионный фонд РФ осуществляет информирование застрахованных лиц в два этапа: до 1 сентября каждого года – специальными заказными письмами о состоянии ИЛС информируют всех граждан, имеющих накопительную часть пенсии (в т. ч. о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета); до 31 декабря – всех остальных граждан, не имеющих специальной части, о состоянии общей части индивидуального лицевого счета. При этом численность застрахованных лиц, информируемых о состоянии специальной части ИЛС (где фиксируется информация о средствах пенсионных накоплений), ежегодно увеличивается на 1–2 млн чел. в связи с вступлением в трудовую деятельность молодежи;

− обеспечение хранения документов персонифицированного учета, представленных страхователями. Для этого в отделениях ПФР созданы архивохранилища общей площадью 53,8 тыс. м2. Для хранения документов в электронном виде приобретено 80 электронных архивов, размещенных в 79 отделениях ПФР [14].

Пенсионный фонд России с 2010 г. осуществляет администрирование страховых платежей на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Администрирование взносов на обязательное социальное страхование осуществляет Фонд социального страхования РФ.

Администрирование включает в себя учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.

На основе норм федерального законодательства и разработанных форм документов, которые утверждены Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в ПФР построена и в 2010 г. реализована информационная модель процесса администрирования, в которой предусмотрены механизмы, упрощающие работу плательщиков страховых взносов и снижающие издержки администрирования. Обеспечена синхронизация финансового потока (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) и информационного потока (сведения персонифицированного учета), что позволяет обеспечивать высокое качество администрирования и достоверность информации персонифицированного учета.

На обязательное пенсионное страхование в 2010 г. поступили страховые взносы в размере 1,93 трлн руб., что на 654,6 млрд руб. (или на 51,9 %) превышает размер соответствующего показателя в 2009 г. В 2011 г. этот показатель составил 2,82 трлн руб., превысив план почти на 3 % и показатель 2010 г. на 46,1 % [39]. Данный рост был обусловлен повышением в 2011 г. ставок страховых взносов до 34 %.

Одной из основных задач ПФР по администрированию страховых взносов является организация работы по взысканию задолженности, в т. ч. в порядке бесспорного взыскания денежных средств путем направления инкассовых поручений в банки. По состоянию на 31.12.2010 недоимка по страховым взносам на ОПС в целом по РФ составила 31,6 млрд руб.

Пенсионный фонд с 01.01.2010 может выставлять инкассовые поручения в кредитные организации для взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. В целом по Российской Федерации территориальными органами ПФР в кредитные организации в течение 2010 г. было направлено 3,5 млн инкассовых поручений на сумму почти в 55 млрд руб. Исполнено банками 1,97 млн инкассовых поручений на общую сумму более 22,2 млрд руб., или 40,4 %.

Взыскание недоимки до 01.01.2010 осуществлялось путем направления постановлений территориальных органов ПФР в службу судебных приставов или в судебные органы. Введенная практика выставления инкассовых поручений обеспечила сокращение сроков взыскания задолженности, что позволило существенно повысить эффективность работы по взысканию недоимки [42].

Пенсионные накопления – это средства накопительной части трудовой пенсии, которая в обязательном порядке формируется у граждан, родившихся в 1967 г. и моложе. Накопительная часть трудовой пенсии в 2002–2004 гг. формировалась у мужчин, родившихся в 1953–1966 гг., и у женщин, родившихся в 1957–1966 гг. Также она формируется за счет добровольных страховых взносов граждан – участников системы ОПС.

Участники системы обязательного пенсионного страхования вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии через:

− Пенсионный фонд РФ, выбрав одну из частных управляющих компаний (ЧУК), отобранных по результатам конкурса, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, либо один из двух инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК): расширенный инвестиционный портфель или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг;

− негосударственный пенсионный фонд, выбрав один из НПФ, который осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Помимо передачи средств пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, с 2009 г. ПФР передает в УК и НПФ дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также средства материнского (семейного) капитала (МСК), направленные его владельцами на формирование накопительной части пенсии.

Для реализации прав при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу необходимо не позднее 31 декабря текущего года подать в территориальный орган ПФР или в организацию, с которой ПФР заключил соглашение о взаимном удостоверении подписей, соответствующее заявление, а в случае перехода из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ – заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Региональными отделениями ПФР в целом по РФ в 2010 г. было заключено 578 соглашений о взаимном удостоверении подписей (рис. 7).

 

Рисунок 7 - Количество заключенных соглашений о взаимном удостоверении подписей в 2009–2010 гг., шт.

 

Как видно, происходит увеличение числа соглашений с негосударственными пенсионными фондами и одновременное уменьшение числа соглашений с организациями-работодателями и с кредитными организациями.

В целом, с учетом результатов кампании 2010 г., пенсионные накопления в настоящее время формируются в государственной управляющей компании Внешэкономбанк – 60 млн чел., в частных управляющих компаниях – 636 тыс. чел. и в негосударственных пенсионных фондах – 11 млн чел.

При этом только за 2011 г. количество клиентов НПФ по обязательному пенсионному страхованию выросло почти на четверть и составило 15,3 % от общего числа россиян, имеющих накопительную часть пенсии [14].

Программа государственного софинансирования пенсий стартовала в 2008 г. Если в течение года гражданин делает добровольный взнос на накопительную часть своей будущей пенсии в 2 000 руб. и более, государство удваивает эти деньги, т. е. на ИЛС гражданина будет перечислена такая же сумма, но не более 12 тыс. руб. в год.

Действие программы государственного софинансирования пенсий регулируется Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

По состоянию на 31.12.2010 участниками программы государственного софинансирования пенсий было около 4 млн чел., что составляет 2,8 % от числа граждан, проживающих в РФ. Из них в течение 2010 г. – 1,8 млн граждан. Это на 427 тыс. чел. больше, чем в 2009 г. К концу 2011 г. число россиян, участвующих в программе, уже составило 6,9 млн чел.

Участники программы в 2010 г. перечислили в Пенсионный фонд РФ дополнительные страховые взносы на общую сумму 3,6 млрд руб. (с учетом взносов работодателей), что на 983,3 млн руб. больше, чем в 2009 г. Общая сумма взносов работодателей в рамках программы в 2010 г. составила 35,86 млн руб. Средняя сумма дополнительных страховых взносов, уплаченных на одно застрахованное лицо – плательщика взносов, в 2010 г. составила 4 404 руб., что на 933 руб. больше, чем средний взнос в 2009 г. (3 471 руб.).

Материнский капитал – это дополнительная мера государственной поддержки российских семей, в которых после 01.01.2007 родился (усыновлен) второй, третий или последующий ребенок, имеющий гражданство РФ. Основные направления использования средств материнского (семейного) капитала – это улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. Пенсионный фонд осуществляет выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и направляет выделенные средства в соответствии с заявлениями владельцев сертификатов.

В течение 2010 г. территориальные органы ПФР приняли 792,7 тыс. заявлений на получение сертификата, а также выдали 788,4 тыс. сертификатов (табл. 6, рис. 7).

Таблица 6 - Число заявлений о выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал и сертификатов, выданных ПФР в 2007–2010 гг., тыс. шт. [25]

 

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется государством. В 2010 г. он составил 343 378,8 руб., что на 10 % больше, чем в 2009 г. (рис. 8). Однако дальнейший темп роста немного снизился и составил в 2011 г. 6,5 %, а в 2012 г. – 6 %.

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ