Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

С 1 января 2010 г. Пенсионный фонд России может размещать страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на депозитных счетах в российских кредитных организациях, соответствующих определенным требованиям. Но вслед за предоставленной возможностью, в соответствии с денежно-кредитной политикой Российской Федерации постепенно была снижена ставка рефинансирования Банка России, что неизбежно привело к снижению ставок по депозитам. Таким образом, желаемый результат по увеличению доходности вложений пенсионных накоплений не был достигнут [7].

Основным препятствием для повышения эффективности работы системы обязательного пенсионного страхования является отсутствие высокорентабельных инвестиционных активов, как максимум, для реализации права граждан на достойную пенсию и, как минимум, для возможности ПФР рассчитаться по своим обязательствам с переходом на полноценные принципы страхования с учетом демографического фактора (снижения числа работающих, приходящихся на одного пенсионера, и, как следствие, увеличения налоговой нагрузки на одного работающего при низком уровне заработной платы и недостаточности материальных ресурсов для обеспечения им собственного существования и своей семьи).

Одной из важнейших задач является увеличение видов прибыльных активов в структуре инвестиционного портфеля ПФР. В макроэкономическом аспекте инвестирование денежных средств в промышленный и сельскохозяйственный секторы экономики страны позволит не только приумножить аккумулированные пенсионные денежные средства, но и развивать необходимые долгоокупаемые стратегически важные производства, в том числе и аграрное хозяйство. В развитых зарубежных странах, где пенсионные системы, построенные на страховых принципах, функционируют более столетия (в Великобритании, Франции, Германии), денежные средства, накопленные в пенсионных фондах, порой превышают стоимостной показатель ВВП, и, несомненно, играют решающую роль в развитии экономики и поддержании ее стабильности [9].

Современное законодательство ограничивает круг активов, разрешенных для размещения накопительной части пенсии. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111- Ф3 (Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации») (ст. 26 гл. 9) устанавливает разрешенные активы (объекты инвестирования):

– государственные ценные бумаги Российской Федерации;

– государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

– облигации российских эмитентов;

– акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

– паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

– ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

– депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;

– иностранная валюта на счетах в кредитных организациях;

– ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг. При этом указывается на недопустимость размещения средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные этим Федеральным законом.

С одной стороны, такое ограничение снижает риски, связанные с инвестированием денежных средств, а с другой – не позволяет получать высокую прибыль от инвестирования свободных денежных средств.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 г. на одного нетрудоспособного гражданина приходилось 1,6 работоспособного гражданина. Население России в последние годы сокращается на 170–180 тыс. человек ежегодно. Анализируя сложившуюся тенденцию и половозрастной состав населения, ученые предполагают, что в скором времени Россия столкнется с демографическим кризисом, который приведет к увеличению количества лиц старше трудоспособного возраста на одного трудоспособного человека и, как следствие, к неспособности ПФР рассчитаться по своим обязательствам.

Перед Пенсионным фондом России и его методологами стоит непростая задача. Необходимо пересмотреть состав разрешенных инвестиционных активов, пригодных для инвестирования накопительной части пенсии, с учетом соблюдения баланса между их доходностью и риск составляющей не только в рамках всего фонда, но и в рамках портфельного грамотного распределения активов для обеспечения «подушки безопасности» и максимально возможной прибыльности вложений с помощью эффективного распределения разных видов активов внутри каждого из портфелей.

Проведение подобной работы потребует привлечения и подготовки высококлассных специалистов, что повлечет за собой увеличение расходов фонда. Однако, как отмечалось выше, на огромный аппарат Пенсионного фонда России расходуется более 5,5% доходной части бюджета ПФР. Очевидна необходимость оптимизации численности разросшегося аппарата служащих ПФР, перехода в этих целях на электронную форму принятия отчетности. Основной задачей ПФР остается сокращение расходов на административные цели при повышении качества обслуживания и работы пенсионной системы [8].

Необходимо ввести личную ответственность руководства ПФР за финансовый результат работы фонда за год. Кроме того, важно развивать негосударственное пенсионное страхование, в том числе и корпоративное, призванное обеспечить дополнительные выплаты при наступлении страхового случая.

В этом ключе необходимо проведение работы по следующим направлениям:

1. Обеспечение благоприятного экономического климата в стране для развития независимого страхового рынка в сфере пенсионного страхования, что предусматривает:

– увеличение материального благополучия граждан в целях реализации права каждого работающего гражданина без ущерба для своего материального состояния внести страховые взносы в негосударственные пенсионные фонды;

– материальную поддержку государством граждан и стимулирование их активности путем увеличения вносимых ими пенсионных страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды;

– страхование ответственности негосударственных пенсионных фондов с установлением «максимальной» суммы возврата по договорам негосударственного пенсионного страхования в случае их финансовой несостоятельности;

– применение льготного режима налогообложения для компаний, осуществляющих дополнительное страхование работников в негосударственных пенсионных фондах.

2. Создание качественных инвестиционных активов, в том числе инвестиционных проектов по развитию аграрного хозяйства страны, промышленности и других сфер небанковского и неторгового сектора экономики.

3. Разработка эффективного законодательства  в сфере государственного и  негосударственного страхования.

4. Создание условий для формирования конкурентной среды в целях развития эффективного рынка негосударственного пенсионного страхования.

5. Разработка доступных  и простых путей перехода и  перевода накоплений из одного  пенсионного фонда в другой, в  том числе и государственный, а также организация консультаций  и распространение доступной  информации, разъясняющих порядок  вступления и перехода из одного  пенсионного фонда в другой. Распространение  информации о возможностях реализации  прав граждан в области пенсионного страхования [17].  
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы

 

В экспертном сообществе главной макроэкономической угрозой считают проблему дефицита пенсионной системы. Однако это недостаточно обосновано, поскольку дефицит Пенсионного фонда РФ обусловлен комплексом внутрисистемных и внешних факторов - в первую очередь макроэкономических.

Не решена главная проблема пенсионной системы - одновременно и ее основная цель: не создан устойчивый экономический механизм материального обеспечения всех видов трудовых пенсионеров. Эта проблема подразделяется на две.

1. Ликвидация бедности и нищеты. Решение проблемы бедности пенсионеров  в социальном государстве традиционно  осуществляется на субсидиарной  основе: свои пенсионные права гражданин должен зарабатывать самостоятельно, но если их не хватит для получения законодательно установленного пенсионного минимума, то доплата к пенсии производится из госбюджета. Однако в страховой пенсионной системе бедность одних граждан нельзя преодолеть за счет секвестирования пенсионных прав других.

2. Стимулирование трудовой активности  каждого участника пенсионной системы к формированию собственных пенсионных прав. Для решения этой сложной задачи необходимо сформировать целевые критерии этих прав. Понятно, что это не может быть пенсионный минимум, который гарантируется всем. Но это не может быть и произвольный, политически, социально или конъюнктурно установленный размер пенсии (как в советское время для людей, выработавших "полный трудовой стаж" и имевших какие-либо заслуги перед обществом).

Таким критерием для страховой системы в "продвинутой" зарубежной практике обычно принимается уровень замещения утраченного заработка, который позволяет сохранить привычный материальный уровень жизни в старости. Для этого применяется специальный показатель - коэффициент замещения. В различных странах, исходя из исторически сложившихся социально-политических особенностей, его величина различается, но в мире принят стандарт: коэффициент замещения должен составлять не менее 40% утраченного заработка работника [34].

 

 

3.1 Состояние пенсионной системы России

 

Если сравнивать размер пенсии с прожиточным минимумом пенсионера, то проблема бедности пенсионеров практически решена в 2010 г., когда была установлена социальная доплата к пенсии для всех категорий пенсионеров, размер трудовой пенсии которых не достигает прожиточного минимума пенсионера в регионе. Но из-за повышения нижней границы размера пенсионных выплат при одновременном замораживании "верхней границы" базы начисления страховых взносов (до сих пор он установлен на уровне 1,6 среднестатистической зарплаты и ежегодно индексируется) были ликвидированы стимулы к формированию собственных пенсионных прав (табл. 1, Приложение Б).

Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что по размеру вновь назначаемые пенсии ниже предшествующих. Так, если в 2003 г. среднестатистическая трудовая пенсия составила 1481,7 руб., то средний показатель назначенных в этом же году - лишь 1295,9 руб. За десятилетие эти различия не были нивелированы.

Особенно наглядно потеря пенсионных прав проявляется в страховой части трудовой пенсии, то есть без учета уравнительного влияния фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (см. табл. 10).

Таблица 10 - Снижение среднего размера страховой части трудовой пенсии (без фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) [24]

 

2003

2006

2009

2012

Средний размер СЧТП*, всего

930,2

1510,5

2561,9

5035,1

в том числе назначенные в отчетном году

789,7

1278,7

2210,5

3808,4

отклонение, %

-17,8

-18,1

-15,9

-32,2

Средний размер СЧТП* по старости

1013,5

1645,8

2742,6

5287,1

в том числе назначенные в отчетном году

941,2

1486,5

2405,0

4076,2

отклонение, %

-8

-11

-14

-30


* СЧТП - страховая часть трудовой  пенсии.

 

Причины отставания пенсий по новым назначениям от пенсий, назначенных ранее, заключаются в следующем:

- увеличение периода дожития  при исчислении страховой части  трудовой пенсии;

- сокращение продолжительности  стажевого периода, учтенного при конвертации "советских" пенсионных прав (до 01.01.1991 г. и до 01.01.2002 г.), что приводит к снижению сумм валоризации и конвертации пенсионных прав;

- снижение размера тарифа страхового  взноса на солидарно-распределительную  часть пенсии;

- усиление зависимости размера  пенсии от размера заработка  после 01.01.2002 г.;

- зависимость среднего фиксированного  базового размера страховой части  трудовой пенсии от возрастной  структуры пенсионеров, районов  их проживания, наличия у них  иждивенцев и группы инвалидности [33].

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ