Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

• определение принципов и размеров финансирования обязательств за счет средств федерального бюджета;

• повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных систем.

В целях развития конкуренции и повышения эффективности инвестирования пенсионных средств предполагается в долгосрочной перспективе, начиная с 2005 г., предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах. При этом для лиц, выходящих на пенсию по старости до 2005 г., доля тарифа, установленная для зачисления на именной накопительный счет, будет направляться в ПФР. Данное ограничение обусловлено тем, что для данной категории пенсионеров не предусматривается финансирование их пенсий за счет средств именных накопительных счетов, а будет полностью осуществляться за счет текущих поступлений в ПФР.

Во-вторых, требуется уточнение порядка исчисления размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. При этом индексация пенсий — трудовых, по инвалидности и по случаю потери кормильца — осуществляется с учетом финансовых возможностей общества и не должна привести к дальнейшей дестабилизации пенсионной системы.

В-третьих, необходимы изменения нормативных правовых актов по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. В рамках системы персонифицированного учета на каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет. Эта система обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются пенсионные взносы. Кроме того, в лицевой счет включаются сведения о времени работы каждого застрахованного лица в особых условиях труда, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, и сведения о нестраховых периодах трудовой деятельности.

Одновременно предполагается, что на лицевом счете будет аккумулироваться информация о суммах страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах, направленных на накопление, начисленного инвестиционного дохода, перечисляемых через ПФР в профессиональные пенсионные системы, а также начисленного инвестиционного дохода по этим накоплениям. Для максимальной степени отражения данной информации в составе лицевого счета с 2000 г. должны быть открыты следующие субсчета:

• условно-накопительный счет, предназначенный для отражения взносов, уплаченных самим работником или за работника работодателем на распределительной основе;

• именной накопительный счет, на котором отражаются страховые взносы, идущие на накопление, и учитывается начисленный (накопленный) инвестиционный доход;

• профессиональный пенсионный счет, открываемый для наемных работников, участвующих в обязательных профессиональных пенсионных системах.

В-четвертых, требуется конкретизировать подходы к реформированию льготных пенсий с использованием накопительных механизмов. Создание либо сохранение безопасных и здоровых условий труда на производстве является одной из наиболее важных социально-экономических задач российского общества.

Указанная задача решается профилактическими мерами, направленными на устранение и предупреждение последствий неблагоприятных условий труда (профзаболевание, инвалидность, утрата трудоспособности), а также путем предоставления определенных льгот и компенсаций, которые позволяют сократить время нахождения наемных работников на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (сокращение рабочего дня, предоставление дополнительного отпуска, повышение заработной платы).

Среди предоставляемых льгот и компенсаций особое место занимают льготы по пенсионному обеспечению, т. е. досрочному выходу на пенсию по старости или за выслугу лет, установленные Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В отличие от других льгот, которые предоставляются работникам в период трудовой деятельности, льготное пенсионное обеспечение устанавливается по достижении определенного возраста и при наличии соответствующего стажа работы во вредных, тяжелых и опасных условиях работы. Пенсионный фонд Российской Федерации принимает самое активное участие в назначении и выплате льготных пенсий. Причем источник их финансирования до настоящего времени не определен. Поэтому ПФР за счет общих поступлений страховых взносов финансирует льготное пенсионное обеспечение, что негативно отражается на устойчивом состоянии Фонда и ухудшает материальное положение пенсионеров, не имеющих право на льготы.

Трансформация порядка назначения пенсий в связи с особыми условиями труда предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем. Для профессий и должностей, включенных в Списки № 1 и 2 и связанных с относительно высокими факторами профессионального риска, страхование работников работодателями должно быть обязательным. При низких уровнях профессионального риска предполагается, что страхование работников в профессиональных пенсионных системах станет добровольным.

За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. Причем ПФР обеспечивает контроль в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов. Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в ПФР по повышенным тарифам и помещаться на специальный счет в рамках накопительной системы.

В-пятых, следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию дополнительного (добровольного) пенсионного страхования, которое может осуществляться как за счет средств самих застрахованных граждан, так и за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Такое страхование должно опираться на развитие и повышение финансовой надежности действующих негосударственных пенсионных фондов, а также формирование эффективного механизма надзора и регулирования их деятельности в системе государственного пенсионного страхования.

Исключительно важная роль в развитии негосударственных пенсионных фондов должна принадлежать многоуровневой системе гарантий сохранности пенсионных накоплений, среди которых формирование:

• обязательных резервных фондов негосударственных пенсионных фондов;

• достаточного собственного капитала управляющих компаний, депозитариев и негосударственных пенсионных фондов;

• гарантированного страхового фонда как саморегулируемой некоммерческой организации, подлежащей прямому государственному контролю, причем участие в нем будет обязательным для всех негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование.

Также следует предусмотреть формирование гибкой системы эффективных стимулов для более позднего добровольного выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан. Более продолжительная по времени работа и, соответственно, сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволят существенно увеличить для получателя ежемесячный размер пенсии.

В-шестых, предполагается размер трудовой пенсии исчислять только на основе страховых признаков — возраста, страхового стажа, уплаченных страховых взносов, заработной платы (дохода), с которой уплачивались страховые взносы, а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), аккумулируемых на именных накопительных счетах застрахованных лиц. Причем финансирование части трудовых пенсий, назначаемых на распределительной основе по данным условно-накопительных счетов, должно осуществляться за счет текущих поступлений в ПФР, за исключением страховых взносов, направляемых на накопление, и доходов от их инвестирования.

В основе применения условно-накопительных счетов лежит принцип регистрации взносов в ПФР на индивидуальном лицевом счете каждого работника, которые условно составят реальные пенсионные накопления. Причем законодательно будет предусмотрена индексация взносов, отраженных на условно-накопительных счетах. На момент выхода работника на пенсию размер его пенсии за счет распределительной составляющей определится в рублях.

В-седьмых, предполагается поэтапное внедрение в государственное пенсионное страхование накопительных элементов финансирования пенсий. На первом этапе, начиная с 2000 г., планировалось зачислять на именной пенсионный счет часть обязательных страховых взносов, уплачиваемых в размере 1% с заработной платы (дохода) работников.

Указанные суммы страховых взносов зачисляются работодателями на счета доходов региональных отделений ПФР, которые перечисляют их на отдельный банковский счет Пенсионного фонда Российской Федерации по учету накопительных пенсионных взносов, открытый в Банке России. Затем эти суммы направляются на расчетные счета управляющих компаний. Инвестирование пенсионных накоплений осуществляется в порядке, устанавливаемым Правительством РФ. Размер части пенсии, финансируемой за счет пенсионных накоплений, определяется на основе расчета аннуитета (пожизненно выплачиваемой пенсии) исходя из величины накоплений на именном счете, ожидаемой доходности по остатку накоплений в период выплаты пенсий и ожидаемой продолжительности жизни застрахованных лиц на момент их выхода на пенсию [45].

В этот же период в соответствии с Указом Президента РФ в целях совершенствования управлением государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации за ПФР и его территориальными органами были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Указом было рекомендовано исполнительным органам власти субъектов РФ в течение 2001 г. заключить с ПФР следующие соглашения:

• о передаче территориальным органам ПФР полномочия по назначению и выплате государственных пенсий;

• передаче материально-технической базы в оперативное управление ПФР, обеспечивающей реализацию полномочий по назначению и выплате пенсий;

• переводе сотрудников из органов социальной защиты населения, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы ПФР [10].

За короткий период 2001 г. после выхода Указа Президента РФ Правлением ПФР были утверждены более 60 региональных отделений, в которых функционировали единые пенсионные службы.

Организационная структура ЕПС представлена на районном уровне управлениями (отделами и центрами по назначению и выплате пенсий) ПФР, являющимися юридическими лицами. Фактическая реализация функций по пенсионному обеспечению в ПФР наряду с упрощением схемы финансирования выплаты пенсий и общим усилением контроля (аудита) за расходованием пенсионных средств позволили создать эффективную систему предупредительного контроля, который осуществляется в момент приема документов, представленных для назначения (перерасчета) пенсий. Причем возможность обращения одновременно к информационной базе плательщиков страховых взносов и к базе данных персонифицированного учета обеспечивает непрерывную связь пенсионных решений с уплатой страховых взносов.

Например, каждая справка о страховом и трудовом стаже, заработной плате (доходе), поступившей в пенсионную службу, проверяется не только на наличие конкретного плательщика страховых взносов в базе данных ПФР, но и на соответствие сведений, содержащихся в справке, информации об уплате страховых взносов. Такое соответствие нельзя осуществить при другом способе организации работы, когда работа пенсионной службы и органов ПФР разъединена [43].

Особенностью данного этапа проведения пенсионной реформы и развития пенсионного обеспечения стало полное погашение Пенсионным фондом Российской Федерации своей задолженности по финансированию выплаты пенсий (октябрь 1999 г.), образовавшейся по независящим от него причинам, в сумме 26,6 млрд. деноминированных рублей.

В то же время общий объем накопленной страхователями задолженности по платежам в ПФР продолжал непрерывно нарастать. Данная задолженность, согласованная с налоговыми органами при введении с 01.01.2001 единого социального налога (взноса) и в связи с передачей функции сбора данного налога Министерству Российской Федерации по налогам и сборам (налоговым инспекциям), представлена в Таблице 2.

Исходя из условий дальнейшего развития пенсионной системы, в этот период (этап реформы) была сформирована еще более новая структура ПФР (рис. 3).

Кроме указанной особенности развития пенсионного обеспечения за период радикальной экономической реформы сложилась очень сложная демографическая ситуация в стране. Ее можно охарактеризовать следующими макроэкономическими показателями:

1. Постоянным ростом доли пенсионеров  в общей численности населения Российской Федерации. Так, если на начало 1991г. численность пенсионеров равнялась 34,0 млн. человек, что составляло 22,9% общей численности населения страны, то к концу 2001 г. эти цифры достигли 38,5 млн. человек и 26,6% соответственно при общем уменьшении численности населения в стране [40].

2. По расчетам А. Соловьева, неблагоприятным  для пенсионной системы соотношением между численностью пенсионеров в расчете на 100 человек, занятых в экономике. Этот показатель свидетельствует о возрастании нагрузки с почти 50 получателей пенсий на 100 человек в 1991 г. до 60 человек на конец 2001 г. Причем прогноз численности пенсионеров до 2020 г., разработанный Управлением актуарных расчетов ПФР на основе долгосрочного демографического прогноза, показывает тенденцию увеличения численности получателей пенсий до 70 человек на 100 человек, занятых в экономике [44].

 

 

 

Таблица 2 – Задолженность Пенсионному фонду Российской Федерации (млн руб.) [28]

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ