Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия.

Право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют:

  • Федеральные государственные служащие;
  • Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин);
  • Космонавты;
  • Работники летно-испытательного состава.

Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачивается одновременно с ней.

Лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и другая указанная служба.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Законодательством предусмотрены следующие виды социальных пенсий: социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет), социальная пенсия по инвалидности, социальная пенсия по случаю потери кормильца.

По состоянию на январь 2012 года размер социальной пенсии по старости составляет 3178,54 руб. в месяц, размер социальной пенсии по инвалидности для детей-инвалидов, инвалидов I группы и инвалидов с детства I и II группы — 6357,08 руб. в месяц.

Негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Пенсионный договор — соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком негосударственного пенсионного фонда (НПФ), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Социальные доплаты к пенсии. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Например, по состоянию на январь 2012 года неработающим пенсионерам и отдельным категориям работающих пенсионеров, которые зарегистрированы по месту жительства в городе Москве, доплачивали из бюджета города Москвы до общей суммы 11 000 руб. [34].

 

 

2 Пенсионный  фонд РФ как основа реализации  системы пенсионного обеспечения

    2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России

                   2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (ПФР, Фонд) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1.

Целью образования ПФР является государственное управление финансами пенсионного обеспечения в РСФСР, денежные средства которого не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других фондов и изъятию не подлежат. Одновременно законодателем было предусмотрено следующее:

1. Пенсионный фонд РСФСР является  самостоятельным кредитно-финансовым  учреждением РСФСР, осуществляющим свою деятельность применительно к Закону РСФСР от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" и реализующим свои функции в пределах действующего законодательства РСФСР.

2. Все предприятия и организации  независимо от форм собственности  и подчиненности, находящиеся на  территории РСФСР, вносят в 1991 году  взносы на социальное страхование  в размере 26% по отношению к  начисленной оплате труда. Из  них 20,6% направляются в Пенсионный  фонд РСФСР и 5,4% — в фонд  социального страхования РСФСР.

3. Руководство Пенсионным  фондом РСФСР осуществляется Правлением Фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — Исполнительной дирекцией.

4. Пенсионный фонд РСФСР  подотчетен Верховному Совету РСФСР.

5. Совету Министров РСФСР, Центральному банку РСФСР и  Правлению Пенсионного фонда  РСФСР с участием профсоюзов РСФСР до 1 января 1991 г. разработать и представить в Верховный Совет РСФСР:

1) условия и порядок уплаты  гражданами обязательных страховых  взносов в Пенсионный фонд  РСФСР;

2) порядок взимания и учета  страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями в Пенсионный фонд РСФСР;

3) Положение о Пенсионном фонде  РСФСР.

В соответствии с постановлением № 442-1 Верховным Советом РСФСР были приняты Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, которые утратили силу на основании пункта 8 постановления "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России), принятого уже Верховным Советом Российской Федерации. Данным постановлением утверждены и введены в действие с 1 января 1992 года Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, состоявшим из трех документов.

1. Собственно вопросов Пенсионного  фонда Российской Федерации (России), которыми предусматривалось, что:

• ПФР обеспечивает сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

• организует банк данных по плательщикам страховых взносов в ПФР на основе современных аппаратно-программных средств;

• с 1992 г. развертывает подготовительную работу по организации индивидуального учета поступающих в Фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов;

• Банк России предоставляет ПФР кредит на 1992 год для обеспечения своевременного финансирования выплаты государственных пенсий с условием его погашения в конце года за счет средств ПФР с учетом выплаты 5% годовых;

• финансирование выплаты государственных пенсий производится за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации, поступающих в ПФР не позднее, чем за 20 дней до начала выплатного периода;

• банки осуществляют операции по зачислению во вклады граждан сумм государственных пенсий и иных выплат, перечисляемых на их счета органами, осуществляющими выплату пенсий и пособий, а также прием страховых взносов от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, без истребования комиссионного вознаграждения за эти операции;

• Правительство Российской Федерации определяет порядок возмещения Фонду расходов в связи с назначением досрочных пенсий безработным, а также решает вопросы о порядке и условиях пересылки и доставки государственных пенсий и пособий.

2. Порядка уплаты страховых взносов  работодателями и гражданами  в Пенсионный фонд Российской  Федерации (России), которым регулировались:

• регистрация плательщиков страховых взносов у уполномоченных ПФР в районах и городах;

• открытие транзитных, расчетных и иных счетов в банках;

• вопросы начисления работодателями и гражданами страховых взносов и их уплата в ПФР;

• взыскание не внесенной в установленные сроки суммы страховых взносов (недоимки) и начисленной пени;

• взыскание с банков пени за не своевременное зачисление или перечисление ими страховых взносов (или их части) в

доход ПФР;

• вопросы взыскания финансовых санкций;

• сроки исковой давности по взысканию недоимки, сумм штрафов и иных финансовых санкций.

3. Положения о Пенсионном фонде  Российской Федерации (России), которое закрепляет его образование в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Одновременно ПФР должен был обеспечить:

• целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

• организацию работы по взысканию с работодателей ц граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

• капитализацию средств ПФР, привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц;

• контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

• организацию банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

• межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

• изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и ее совершенствование;

• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

• разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

• свое участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Здесь же были указаны источники средств ПФР, которые формировались за счет:

• страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; страховых взносов иных категорий работающих граждан;

• ассигнований из бюджета Российской Федерации; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий по старости;

• средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

• доходов от капитализации средств ПФР;

• добровольных взносов и других поступлений. Средства ПФР направляются:

• на выплату в соответствии с действующим законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;

• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР;

• другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР. Руководство Фондом осуществляется Правлением ПФР

и его постоянно действующим исполнительным органом — Исполнительной дирекцией Фонда. При этом Правление ПФР:

• несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

• определяет перспективные и текущие задачи ПФР;

• утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

• назначает и освобождает от должности Исполнительного директора и его заместителей, председателя Ревизионной комиссии и руководителей отделений;

• утверждает положения об Исполнительной дирекции, Ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

• издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;

• решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.

Положением также было предусмотрено, что:

• работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти;

• уполномоченные ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников налоговой службы [45];

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ