Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

• предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, Ревизионной комиссии Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерацией [2];

• ПФР является юридически лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Действовавшая до 1991 г. система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования. Она охватывала не только выплаты пенсий и пособий всех видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся масс, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных. Эти сферы имеют свою специфику развития и финансирования. Поэтому выделение пенсионного обеспечения в самостоятельную организационную структуру, формирование ПФР как самостоятельного фонда денежных средств, регулируемого специальным законодательством Российской Федерации и принятыми в его развитие правовыми актами, принятие закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" являются важнейшими вехами в развитии социального обеспечения населения страны. В этой связи в 1991-1992 гг. была сформирована структура ПФР (рис. 1).









 



 

в случае создания единых

пенсионных служб


 

 

Рисунок 1 – Схема организационной структуры Пенсионного фонда Российской Федерации (1991-1994 гг.)

Для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения на местах Правлением ПФР было принято решение о создании 89 региональных отделений Фонда — по фактическому количеству всех национальных, областных и краевых образований России. Созданные отделения и их управляющие непосредственно подчинялись Правлению ПФР. Такая жесткая иерархическая структура, исключающая двойное управление по горизонтали и вертикали власти не позволяла местным органам власти использовать средства ПФР, собираемые на их территориях, не по целевому назначению. Положение о региональных отделениях и их структура утверждались Правлением ПФР строго индивидуально, исходя из условий работы в территориях. Однако во всех отделениях было предусмотрено обязательное наличие отдела учета поступления и расходования средств, отдела по координации деятельности уполномоченных и экономического отдела.

С 1992 г. в состав Правления ПФР стали входить его председатель, первый заместитель и заместители председателя Правления, исполнительный директор, управляющие отделениями Фонда, а также по должности Министр социальной защиты населения Российской Федерации. На Министерство социальной защиты населения было возложено непосредственное руководство органами социальной защиты населения в сфере управления пенсионным (и социальным) обеспечением в Российской Федерации. При этом их задачи были определены соответствующими нормативными актами.

Так в области организации пенсионного обслуживания и обеспечения пенсиями министерство:

• участвует в формировании федеральной политики в области обеспечения пенсиями и осуществляет ее реализацию;

• осуществляет организацию и методическое обеспечение работы по назначению и выплате пенсий;

• взаимодействует с ПФР по вопросам финансирования выплаты пенсии;

• разрабатывает рекомендации по установлению дополнительных льгот и выплат к пенсиям на региональном уровне;

• взаимодействует с отраслевыми министерствами и ведомствами по вопросам применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, подготавливает согласованные предложения по их совершенствованию [45].

Непосредственная работа по своевременному и правильному назначению и выплате пенсий была отнесена к компетенции местных органов власти. В частности, органы социального обеспечения населения, являющиеся структурными подразделениями органов социальной защиты и местных органов власти, осуществляли выдачу органам почтовой связи и организациям Сберегательного банка Российской Федерации поручений на выплату пенсий и передачу им соответствующих денежных средств, перечисляемых ПФР и его региональными отделениями. Причем местные органы пенсионного (социального) обеспечения населения находились как бы в двойном подчинении — по вертикали и горизонтали. Поэтому в сложившейся организации управления пенсионным обеспечением образовалось противоречие между государственным управлением ПФР и его денежными средствами. Управление ПФР относится к ведению Российской Федерации как в рамках формирования бюджета Фонда, так и его расходования, и фактическим расходованием средств бюджета ПФР местными органами исполнительной власти.

Такой порядок образования финансовых ресурсов, назначения и выплаты пенсий с их ведомственной разобщенностью являлся существенным тормозом в развитии и реализации конституционных прав граждан в области пенсионного обеспечения. Особенно это стало проявляться в 1992 г., когда радикальные изменения в экономике и социальной сфере потребовали таких же ответных мер в области социальной защиты населения. Поэтому необходим был новый механизм, который позволил бы, во-первых, обеспечить четкое и своевременное исполнение пенсионного законодательства, во-вторых, оказывать эффективную и реальную помощь социально ослабленным и социально незащищенным группам населения с учетом местных условий и необходимых финансовых ресурсов.

В июле 1992 г. указанная проблема была рассмотрена на Президиуме Верховного Совета Российской Федерации (Президиум ВС РФ) и получила положительную оценку. Своим постановлением "О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области" Президиум ВС РФ согласился с предложением Московского областного Совета и Администрации о создании в области в порядке эксперимента единой пенсионной службы. Служба создается на базе регионального Отделения ПФР по Московской области с передачей в его состав структурных подразделений Главного управления социальной защиты населения и подведомственных ему служб в районах и городах, занимающихся назначением и выплатой пенсий и пособий. Переход на единую пенсионную службу позволил за счет средств ПФР:

• укрепить материально-техническую базу и улучшить условия труда работников пенсионной службы;

• изменить качественный состав сотрудников;

• создать единую информационную систему о плательщиках страховых взносов и получателях пенсий;

• осуществлять контроль (аудит) за сроками и полнотой уплаты страховых взносов, оперативно реагировать на нарушение порядка их уплаты;

• осуществить переход к финансированию по фактической потребности вместо авансирования органов социальной защиты и предприятий почтовой службы;

• значительно уменьшить объемы использования средств бюджета Фонда не по целевому назначению;

• сократить сроки перерасчета пенсий и движения страховых взносов.

Однако негативные явления в экономике, финансовой и социальной сфере, обусловленные спадом производства, ростом взаимных неплатежей, несвоевременной выплатой заработной платы, а также неконституционные события сентября-октября 1993 г. в Москве изменили нормальное и закономерное развитие независимой финансовой системы пенсионного обеспечения — ПФР как фонда денежных средств. Юридически Фонд был подчинен Правительству РФ, что повлекло за собой и фактическое изменение направленности использования страховых пенсионных взносов [41].

ПФР и до настоящего времени осуществляет:

• кредитование расходов федерального бюджета на государственное пенсионное обеспечение;

• покрытие дополнительных издержек за счет средств фонда, не связанных с пенсионным страхованием;

• финансирование выплат социальных пособий за счет дотаций федерального бюджета (дотирование осуществляется Минфином России), которое, по оперативным данным Фонда, составляет более 60% от всех расходов бюджета ПФР по состоянию на 01.01.2008;

• финансирование льготных пенсий, не обеспеченных собственными источниками финансирования.

1991-1994 годы можно считать первым  этапом пенсионной реформы, которая  проходила в сложных социально-экономических условиях развития страны. И в этих условиях она не могла быть реализована. К началу 1995 г. ситуация с пенсионным обеспечением характеризовалась низким уровнем пенсий и высоким тарифом страховых взносов. Заработная плата основной массы населения перестала оказывать влияние на размер пенсии, исчезла ее дифференциация.

Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ шаги реальное содержание пенсий продолжало снижаться, поскольку правительство и ПФР пытались одновременно решить за время первого этапа реформы практически неразрешимую задачу — довести минимальный размер пенсий до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. В результате в пенсионной системе возник комплекс социальных и экономических противоречий, которые свойственны пенсионной системе переходного периода:

• потеря управляемости формированием государственных пенсионных обязательств;

• разрушение принципов пенсионного страхования;

• неконтролируемый рост долга перед пенсионерами. Без устранения этих причин невозможно было устойчивое

• развитие ПФР как фонда денежных средств [45].

 

 

2.1.2 Второй этап  развития Пенсионного фонда России

 

1995 год считается началом второго  этапа пенсионной реформы и, следовательно, дальнейшего развития и совершенствования структуры ПФР. В целях усиления государственных гарантий граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы в августе 1995 г. Правительством РФ принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Основными целями реформирования пенсионной системы являлись:

• реализация права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на пенсионное обеспечение;

• обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;

• создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

• адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в России рыночным отношениям;

• рационализация и оптимизация условий предоставления пенсий и их размеров;

• повышение эффективности управления пенсионным обеспечением.

Из целей Концепции следовало, что в процессе проведения пенсионной реформы возникает необходимость пересмотра практически всех основных принципов функционирования пенсионной системы, среди которых:

1. Право каждого человека на  государственное пенсионное обеспечение  в случае наступления страхового  случая.

2. Право каждого работающего  по найму на обязательное государственное  пенсионное страхование.

3. Право каждого застрахованного  лица по обязательному государственному  пенсионному страхованию на трудовую  пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы в бюджет обязательного пенсионного страхования.

4. Финансирование государственного  пенсионного обеспечения на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.

5. Использование средств обязательного  государственного пенсионного страхования  исключительно на пенсионное  обеспечение застрахованных лиц, часть которых централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных прав граждан независимо от места жительства на территории Российской Федерации.

6. Покрытие расходов на пенсионное  обеспечение лиц, не участвующих в пенсионном страховании, за счет средств федерального бюджета.

Реформа пенсионной системы — это широкая программа решения как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического характера. В этих целях Концепцией предусматривалась реализация следующих мер, которые позволят обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы и создать необходимые предпосылки решения накопленных проблем пенсионного обеспечения населения:

1. Введение солидарной материальной ответственности за уплату страховых взносов работодателя и работника, поэтапно установив для них одинаковую норму страховых взносов в процентах к заработку работника.

2. Введение персонифицированного  учета уплаты страховых взносов и приобретенных пенсионных прав занятого населения, осуществляемого на основе применения современных средств информатики.

3. В целях повышения эффективности  управления пенсионными средствами и усиления контроля (аудита) за их использованием создание наблюдательного совета и включение в него по должности министров социальной защиты населения, труда, финансов, а также представителей работодателей и застрахованных лиц.

4. Прекращение практики использования Правительством РФ пенсионных средств не по целевому назначению, обеспечение возврата долга и ассигнований из федерального бюджета на покрытие пенсионных расходов, а также создание резервного фонда системы ПФР.

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ