Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;

Оглавление

Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 770.11 Кб (Скачать)

5. Упорядочение пенсионных льгот  в связи с условиями труда, которое позволит сократить нерациональные  затраты государственного пенсионного  обеспечения и обеспечение достижения большей социальной справедливости при назначении пенсий.

Концепцией предусматривалось не разрушение, а сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную пенсионную систему социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой (с точки зрения идеологов реформы) пенсионной системы.

Первый уровень системы — базовая пенсия, которая в перспективе заменит социальную пенсию. Она в принципе должна предоставляться всем гражданам Российской Федерации и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или по достижении пенсионного возраста, или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Предусматривалось, что базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности, и не станут выплачиваться работающим гражданам. Вместе с тем на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Второй уровень — трудовая (страховая) пенсия. Роль ее определяет всю организацию пенсионного страхования в стране. По своей сути трудовая пенсия должна соответствовать природе солидарности поколений, на которой базируется система социального страхования. Из этого следует принципиальное требование к реформе трудовых пенсий — соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящему от продолжительности страхования и величины взносов.

При определении права граждан на трудовую пенсию, ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета. Это означает последовательное осуществление в пенсионной системе страховых принципов, исключающих какие-либо привилегии для отдельных слоев и групп застрахованных лиц.

Третий уровень — негосударственные пенсии. Они рассматриваются в пенсионной системе как дополнительные по отношению к государственным пенсиям и могут реализовываться как в форме дополнительных (профессиональных) пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое д0-полнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Здесь могут участвовать как работодатели, так и наемные работники [45].

В развитие Концепции реформы пенсионного обеспечения в 1996 г. принят Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Такой учет дает возможность реализовать ряд принципиальных проблем:

1) привести механизмы государственной  пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями;

2) развивать государственное пенсионное  страхование в направлении установления  зависимости размера пенсии от  страхового стажа и уплаченных  страховых взносов;

3) более точно прогнозировать  изменение численности занятого населения и пенсионеров как в целом по стране, так и по отдельным профессиям;

4) удешевить систему административного  контроля (аудита) за правильностью уплаты работодателями страховых взносов на выплату пенсий;

5) создать необходимую базу данных  персонифицированного учета страховых взносов;

6) использовать методологию персонифицированного  учета в дополнительных (добровольных и профессиональных) пенсионных системах [2].

В соответствии с указанным федеральным законом Правительством РФ утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования".

Она определяет порядок ведения персонифицированного учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, в том числе:

• порядок регистрации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

• порядок представления в Пенсионный фонд Российской федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе сведений о страховом стаже, заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах (далее именуются — индивидуальные сведения);

• порядок представления сведений о трудовом (страховом) стаже застрахованных лиц за период, предшествующий регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;

• сроки внесения индивидуальных сведений о застрахованных лицах в их индивидуальные лицевые счета;

• порядок использования индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Для осуществления работ по обработке информации по персонифицированному учету в системе обязательного пенсионного страхования и в соответствии с распоряжением Правительства РФ, постановлением ПФР образован Информационный центр персонифицированного учета.

В целях эффективной организации процессов обработки информации и в соответствии с разработанной технологией персонифицированного учета на нижнем уровне структуры ПФР на базе имеющихся в районах и городах пунктов уполномоченных образованы межрайонные пункты персонифицированного учета (МРП). Эти пункты осуществляют обработку регистрационных данных, начальную регистрацию застрахованных лиц, обработку предоставляемых работодателями и самозанятым населением индивидуальных сведений.

Социальная значимость пенсионного обеспечения представляет собой одну из важнейших социально-экономических проблем страны, поэтому Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках проводимой пенсионной реформы должен был сосредоточиться на обеспечении достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан. Последствием этого, как отмечается в Концепции, должно явиться:

• улучшение общей социальной и экономической ситуации в стране;

• снижение социальной напряженности;

• гарантия реализации приобретенных пенсионных прав;

• накопление финансовых ресурсов в рамках развития дополнительного (профессионального) пенсионного обеспечения, их инвестирование в производство и структурную перестройку экономики;

• положительное воздействие на систему оплаты труда и рынок труда, что также содействует структурной перестройке экономики [45].

Одним из шагов, осуществленных в этот период, стало принятие Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", который вступил в действие с 01.02.1998. Закон связан с реализацией увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника. Им также установлен принципиально новый механизм индексации размеров трудовых пенсий и заработков, из которых исчисляются пенсии, предусматривается переход на принципиально иной механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, который основан на определении индивидуального коэффициента (ИКП) для каждого пенсионера. Причем перерасчет и назначение пенсий с применением ИКП производится получателям пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, исчисляемых из среднемесячного заработка.

Этот механизм исчисления пенсии не является универсальным и не решает проблем всех пенсионеров, но он дает возможность разработать механизм исчисления пенсии, учитывающий экономические особенности на каждом этапе развития пенсионной системы [4].

Исходя из Концепции пенсионной реформы, в этот период была сформирована новая структура Пенсионного фонда Российской Федерации (рис. 2).

 



 

 










 

    в случае создания ЕПС

 

       


 

 

 

Рисунок 2 – Схема организационной структуры ПФР (1995-1997 гг.)

 

В течение 1996-1997 гг. второго этапа реформы Правительством РФ предполагалось осуществить подготовку проекта федерального закона о пенсионном обеспечении, в котором были бы отражены основные положения Концепции. Однако в рассматриваемом периоде продолжили свое влияние тенденции характерные для дореформенного периода. Поэтому проект закона не был подготовлен.

В результате всего комплекса существующих в стране негативных социальных и экономических тенденций развития дополненных накоплением долгов по финансированию выплат пенсий, к концу 1997 г. выявилась потребность в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения [45].

 

 

2.1.3 Третий этап  развития Пенсионного фонда России

 

Третий этап (1998-2001 гг.) осуществления пенсионной реформы связан с принятием Правительством РФ Программы пенсионной реформы в Российской Федерации.

Программой был определен подход к разработке нового пенсионного законодательства. За основу был взят пакетный метод формирования правовой базы будущего устройства пенсионной системы России. При этом установлено, что система должна представлять собой совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В основу такого подхода был положен принцип разграничения материальной ответственности государства, работодателей, наемных работников и других субъектов пенсионных отношений в зависимости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав всех граждан, имеющих право на получение пенсии. Именно такой подход определил дальнейшее реформирование пенсионной системы [10].

Кроме того, для предотвращения кризиса национальной пенсионной системы и создания предпосылок экономического роста в стране предполагалось осуществление поэтапного перехода от существовавшей всеобщей распределительной модели к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая в долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной модели станет включать в себя:

1. Государственное (обязательное) пенсионное  страхование — ведущий элемент системы. Здесь выплата пенсий и ее размер будут зависеть от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования. Финансирование выплат пенсий будет осуществляться не только за счет текущих поступлений в бюджет ПФР, но и за счет средств, полученных от направления части временно свободных средств бюджета Фонда на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения.

2. Государственное пенсионное обеспечение  для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не  приобрели права на пенсию  по обязательному пенсионному  страхованию. Здесь финансирование  выплат пенсий будет осуществляться  за счет средств федерального  бюджета.

3. Дополнительное пенсионное страхование  будет осуществляться за счет добровольных взносов работодателей и наемных работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, — за счет обязательных страховых взносов:

Для создания смешанной модели потребовалась корректировка отдельных направлений Концепции пенсионной реформы.

Во-первых, в целях долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное (в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы) введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования. Формирование пенсионных накоплений позволит снизить зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, повысив ее финансовую устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.

Факторами, которые смогут обеспечить стабильность финансового положения ПФР, являются:

• реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;

• определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступлений в ПФР;

• учет прогнозируемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулирование более позднего выхода на пенсию;

• обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между ПФР и другими источниками, включая федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

• законодательное утверждение перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию;

Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ