Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;
Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96
5. Упорядочение пенсионных льгот
в связи с условиями труда,
которое позволит сократить
Концепцией предусматривалось не разрушение, а сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную пенсионную систему социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой (с точки зрения идеологов реформы) пенсионной системы.
Первый уровень системы — базовая пенсия, которая в перспективе заменит социальную пенсию. Она в принципе должна предоставляться всем гражданам Российской Федерации и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или по достижении пенсионного возраста, или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Предусматривалось, что базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности, и не станут выплачиваться работающим гражданам. Вместе с тем на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.
Второй уровень — трудовая (страховая) пенсия. Роль ее определяет всю организацию пенсионного страхования в стране. По своей сути трудовая пенсия должна соответствовать природе солидарности поколений, на которой базируется система социального страхования. Из этого следует принципиальное требование к реформе трудовых пенсий — соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящему от продолжительности страхования и величины взносов.
При определении права граждан на трудовую пенсию, ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета. Это означает последовательное осуществление в пенсионной системе страховых принципов, исключающих какие-либо привилегии для отдельных слоев и групп застрахованных лиц.
Третий уровень — негосударственные пенсии. Они рассматриваются в пенсионной системе как дополнительные по отношению к государственным пенсиям и могут реализовываться как в форме дополнительных (профессиональных) пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое д0-полнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Здесь могут участвовать как работодатели, так и наемные работники [45].
В развитие Концепции реформы пенсионного обеспечения в 1996 г. принят Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Такой учет дает возможность реализовать ряд принципиальных проблем:
1) привести механизмы
2) развивать государственное
3) более точно прогнозировать изменение численности занятого населения и пенсионеров как в целом по стране, так и по отдельным профессиям;
4) удешевить систему
5) создать необходимую базу
6) использовать методологию
В соответствии с указанным федеральным законом Правительством РФ утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования".
Она определяет порядок ведения персонифицированного учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, в том числе:
• порядок регистрации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
• порядок представления в Пенсионный фонд Российской федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе сведений о страховом стаже, заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах (далее именуются — индивидуальные сведения);
• порядок представления сведений о трудовом (страховом) стаже застрахованных лиц за период, предшествующий регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;
• сроки внесения индивидуальных сведений о застрахованных лицах в их индивидуальные лицевые счета;
• порядок использования индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Для осуществления работ по обработке информации по персонифицированному учету в системе обязательного пенсионного страхования и в соответствии с распоряжением Правительства РФ, постановлением ПФР образован Информационный центр персонифицированного учета.
В целях эффективной организации процессов обработки информации и в соответствии с разработанной технологией персонифицированного учета на нижнем уровне структуры ПФР на базе имеющихся в районах и городах пунктов уполномоченных образованы межрайонные пункты персонифицированного учета (МРП). Эти пункты осуществляют обработку регистрационных данных, начальную регистрацию застрахованных лиц, обработку предоставляемых работодателями и самозанятым населением индивидуальных сведений.
Социальная значимость пенсионного обеспечения представляет собой одну из важнейших социально-экономических проблем страны, поэтому Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках проводимой пенсионной реформы должен был сосредоточиться на обеспечении достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан. Последствием этого, как отмечается в Концепции, должно явиться:
• улучшение общей социальной и экономической ситуации в стране;
• снижение социальной напряженности;
• гарантия реализации приобретенных пенсионных прав;
• накопление финансовых ресурсов в рамках развития дополнительного (профессионального) пенсионного обеспечения, их инвестирование в производство и структурную перестройку экономики;
• положительное воздействие на систему оплаты труда и рынок труда, что также содействует структурной перестройке экономики [45].
Одним из шагов, осуществленных в этот период, стало принятие Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", который вступил в действие с 01.02.1998. Закон связан с реализацией увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника. Им также установлен принципиально новый механизм индексации размеров трудовых пенсий и заработков, из которых исчисляются пенсии, предусматривается переход на принципиально иной механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, который основан на определении индивидуального коэффициента (ИКП) для каждого пенсионера. Причем перерасчет и назначение пенсий с применением ИКП производится получателям пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, исчисляемых из среднемесячного заработка.
Этот механизм исчисления пенсии не является универсальным и не решает проблем всех пенсионеров, но он дает возможность разработать механизм исчисления пенсии, учитывающий экономические особенности на каждом этапе развития пенсионной системы [4].
Исходя из Концепции пенсионной реформы, в этот период была сформирована новая структура Пенсионного фонда Российской Федерации (рис. 2).
в случае создания ЕПС
Рисунок 2 – Схема организационной структуры ПФР (1995-1997 гг.)
В течение 1996-1997 гг. второго этапа реформы Правительством РФ предполагалось осуществить подготовку проекта федерального закона о пенсионном обеспечении, в котором были бы отражены основные положения Концепции. Однако в рассматриваемом периоде продолжили свое влияние тенденции характерные для дореформенного периода. Поэтому проект закона не был подготовлен.
В результате всего комплекса существующих в стране негативных социальных и экономических тенденций развития дополненных накоплением долгов по финансированию выплат пенсий, к концу 1997 г. выявилась потребность в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения [45].
2.1.3 Третий этап
развития Пенсионного фонда
Третий этап (1998-2001 гг.) осуществления пенсионной реформы связан с принятием Правительством РФ Программы пенсионной реформы в Российской Федерации.
Программой был определен подход к разработке нового пенсионного законодательства. За основу был взят пакетный метод формирования правовой базы будущего устройства пенсионной системы России. При этом установлено, что система должна представлять собой совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В основу такого подхода был положен принцип разграничения материальной ответственности государства, работодателей, наемных работников и других субъектов пенсионных отношений в зависимости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав всех граждан, имеющих право на получение пенсии. Именно такой подход определил дальнейшее реформирование пенсионной системы [10].
Кроме того, для предотвращения кризиса национальной пенсионной системы и создания предпосылок экономического роста в стране предполагалось осуществление поэтапного перехода от существовавшей всеобщей распределительной модели к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая в долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной модели станет включать в себя:
1. Государственное (обязательное) пенсионное страхование — ведущий элемент системы. Здесь выплата пенсий и ее размер будут зависеть от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования. Финансирование выплат пенсий будет осуществляться не только за счет текущих поступлений в бюджет ПФР, но и за счет средств, полученных от направления части временно свободных средств бюджета Фонда на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения.
2. Государственное пенсионное
3. Дополнительное пенсионное
Для создания смешанной модели потребовалась корректировка отдельных направлений Концепции пенсионной реформы.
Во-первых, в целях долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное (в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы) введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования. Формирование пенсионных накоплений позволит снизить зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, повысив ее финансовую устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.
Факторами, которые смогут обеспечить стабильность финансового положения ПФР, являются:
• реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;
• определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступлений в ПФР;
• учет прогнозируемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулирование более позднего выхода на пенсию;
• обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между ПФР и другими источниками, включая федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
• законодательное утверждение перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию;
Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ