Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:00, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение сущности пенсионной системы России, тенденций ее развития, изучение работы Пенсионного фонда Российской Федерации как основного института осуществления социального обеспечения в стране, а так же практическое рассмотрение ситуации в Томской области.
Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
- определить место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации: изучить историю развития пенсионной системы России, определить ее цели и задачи, а так же рассмотреть состав и структуру трудовой пенсии как одного из самых основных видов пенсий;
Введение 3
1 Место пенсионной системы в реализации социальной политики Российской Федерации 5
Цели и задачи пенсионной системы России 5
История развития пенсионной системы России 6
Общая характеристика пенсионного обеспечения в России, состав и структура трудовой пенсии 10
2 Пенсионный фонд РФ как основа реализации системы пенсионного обеспечения 15
2.1 Этапы развития Пенсионного фонда России 15
2.1.1 Первый этап в организации Пенсионного фонда России 15
2.1.2 Второй этап развития Пенсионного фонда России 23
2.1.3 Третий этап развития Пенсионного фонда России 28
2.1.4 Формирование новой пенсионной модели – четвертый этап реформирования Пенсионного фонда России 37
2.2 Функции Пенсионного фонда Российской федерации в современных условиях 46
2.3 Особенности формирования доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3 Современные аспекты совершенствования пенсионной системы 65
3.1 Состояние пенсионной системы России 65
3.2 Возможности финансирования пенсионной системы 69
3.3 Меры стабилизации пенсионной системы 73
3.4 Основные направления изменений в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 76
Заключение 93
Список использованной литературы 96
Основными участниками правоотношений по корпоративному пенсионному обеспечению должны являться негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, кредитные организации, работодатели, работники и их представители, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти [23].
Совершенствование системы формирования пенсионных прав.
Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом их личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера.
Действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к уравнительности их размеров (в части фиксированного базового размера) и неэквивалентности пенсионных прав и обязательств.
Должны быть решены следующие задачи, которые не надлежащим образом решаются в рамках действующей пенсионной системы:
В связи с этим назрела необходимость изменения действующей системы формирования пенсионных прав с тем, чтобы она позволяла адекватно регулировать все основные элементы пенсионного обеспечения граждан и решить обозначенные проблемы.
Целесообразно поставить приобретение пенсионных прав в зависимость от участия граждан в солидарной пенсионной системе, стажа работы, при этом одновременно государство должно обеспечить выполнение условий по коэффициенту замещения.
В рамках новой системы должно обеспечиваться формирование пенсии в размере 40% заработной платы при наличии нормативного стажа (30 лет).
Для стимулирования трудовой активности и выхода на пенсию в более позднем возрасте планируется предусмотреть возможность назначения трудовой пенсии в более высоком размере при наличии страхового (трудового) стажа сверх нормативного.
Предполагается, что обязательства пенсионной системы будут постоянно самобалансироваться с ее текущими доходами.
Целесообразно также сохранить право выхода на пенсию в установленном ныне пенсионном возрасте.
В этой связи в среднесрочной перспективе предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов.
Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом, начиная с 2016 года, предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого период выплаты ежегодно в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Переход на статистическую продолжительность ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии снизит дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году на 1,08 млрд. рублей, в 2015 году - 4,84 млрд. рублей.
В среднесрочной перспективе предусмотрено осуществить переход к новой системе формирования пенсионных прав, исходя из требования актуарной сбалансированности пенсионных прав и обязательств.
Дополнительно в долгосрочной перспективе представляется целесообразным (в целях формирования обеспеченных финансовыми ресурсами прав пенсионеров, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи) введение специального вида обязательного социального страхования - страхования на случай ухода за нетрудоспособными гражданами [23].
Совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием.
Насущной необходимостью является повышение эффективности управления системой обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Для этого предстоит разработать меры, направленные:
Кроме того, в целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан.
Модернизация и создание единой системы персонифицированного учета граждан на основе информационных ресурсов государственных внебюджетных фондов должны обеспечить полную идентификацию граждан, учет их трудовых и социальных прав, включая меры социальной поддержки, ведение полной трудовой и социальной документации граждан в электронном виде (в частности, электронной трудовой книжки работника) [23].
Развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.
В современных условиях, когда нарастает процесс глобализации, происходит интернационализация экономики, развивается региональная интеграция, создается международный рынок труда, открываются границы и, следовательно, усиливается межгосударственная миграция, полноценная возможность реализации гражданами пенсионных прав, приобретенных в какой-либо стране, независимо от места жительства имеет огромное значение. Учитывая неодинаковые условия приобретения права на пенсию в разных странах, человек, переселившийся на жительство в другую страну, без принятия государствами мер, направленных на сохранение пенсионных прав при переселении, не может реализовать право на пенсионное обеспечение в полном объеме, что влечет снижение уровня его жизни.
Международное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на место жительство в другое государство. Предлагается активизировать работу по заключению международных договоров в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав граждан и интересы Российской Федерации. В среднесрочной перспективе особое внимание следует уделить созданию общего пенсионного пространства в отношениях с государствами, имеющими с Российской Федерацией интеграционные проекты [23].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги всему вышесказанному, можно утверждать, что на сегодняшний день в России вполне сформировалась своя собственная полноценная пенсионная система. Однако стоит так же упомянуть, что существуют, конечно, определенные сложности и проблемы, которые нужно решать.
Политика в отношении будущего пенсионной системы должна стать одним из элементов общей стратегии развития страны и определяться, исходя из долгосрочных задач, стоящих перед экономикой.
Ключевая цель состоит в превращении пенсионной системы в действенный инструмент экономической политики, способствующей росту доходов и спроса населения, с одной стороны, и увеличению инвестиционной активности с другой.
Необходимо создать эффективные механизмы инвестирования средств пенсионных накоплений в экономику через институты развития.
Пенсии не должны оставаться единственным источником доходов пенсионеров. Необходимо дополнять их доходами от сбережений. Таким образом динамика доходов населения будет оказывать непосредственное воздействие на требования, предъявляемые к пенсионной системе.
Пенсионный фонд РФ является важным элементом пенсионной системы России, который осуществляет множество социально значимых функций. Трудоспособное население должно иметь уверенность в том, что при достижении пенсионного возраста уровень пенсионных выплат будет достаточным для поддержания достойного уровня жизни. В настоящее время российская демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рождаемости и старением населения, что к тому же сопровождается смещением соотношения лиц трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних. Отчасти указанные проблемы носят объективный характер и обусловлены сов- ременным типом демографической ориентации большинства экономически развитых стран. Однако при таком развитии в среднесрочной перспективе государство столкнется с тем, что лица пенсионного возраста будут составлять весьма существенную долю экономически активного населения и именно от наличия платежеспособного спроса со стороны данной категории граждан будет во многом зависеть успешное функционирование нашей экономики.
Поэтому проблема формирования адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения является залогом национальной экономической безопасности страны.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 г. на одного нетрудоспособного гражданина приходилось 1,6 работоспособного гражданина. Население России в последние годы сокращается на 170–180 тыс. человек ежегодно. Анализируя сложившуюся тенденцию и половозрастной состав населения, ученые предполагают, что в скором времени Россия столкнется с демографическим кризисом, который приведет к увеличению количества лиц старше трудоспособного возраста на одного трудоспособного человека и, как следствие, к неспособности ПФР рассчитаться по своим обязательствам.
Перед Пенсионным фондом России стоит непростая задача. Необходимо пересмотреть состав разрешенных инвестиционных активов, пригодных для инвестирования накопительной части пенсии, с учетом соблюдения баланса между их доходностью и риск составляющей не только в рамках всего фонда, но и в рамках портфельного грамотного распределения активов для обеспечения «подушки безопасности» и максимально возможной прибыльности вложений с помощью эффективного распределения разных видов активов внутри каждого из портфелей.
Проведение подобной работы потребует привлечения и подготовки высококлассных специалистов, что повлечет за собой увеличение расходов фонда. Однако, как отмечалось в тексте дипломной работы, на огромный аппарат Пенсионного фонда России расходуется более 5,5% доходной части бюджета ПФР. Очевидна необходимость оптимизации численности разросшегося аппарата служащих ПФР, перехода в этих целях на электронную форму принятия отчетности. Основной задачей ПФР остается сокращение расходов на административные цели при повышении качества обслуживания и работы пенсионной системы
Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений по ее совершенствованию находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и, в первую очередь, макроэкономической ситуацией в нашей стране.
Одновременно с этим следует учитывать, что предусмотренные меры не будут эффективно реализованы, если одновременно не произойдет позитивная трансформация внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов и положения на рынке труда.
Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизации положения в формальном секторе и легализации неформального сектора рынка труда.
В процессе макроэкономического планирования необходимо преодолеть тенденцию к усилению неравенства в распределении заработной платы по различным видам экономической деятельности при одновременном сохранении предельно низкого удельного веса фонда оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта.
В части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.
Пенсионная система, освобожденная от несвойственных ей функций по стимулированию занятости на работах с неблагоприятными условиями труда, будет более сосредоточена на проблеме обеспечения достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан.
Переход к формированию гражданами своих пенсионных прав в рамках добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения освободит пенсионную систему от решения задач, связанных с предоставлением пенсионных привилегий отдельным категориям работников за счет других категорий работников, а также позволит проводить единую пенсионную политику в отношении всех застрахованных лиц.
Информация о работе Пенсионный фонд и его роль в реализации пенсионной системы РФ