Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение деятельности пенсионного фонда РФ и направления развития в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 4
1.1. Роль Пенсионного фонда РФ в социальной защите населения 4
1.2. Значение пенсионной реформы в РФ 9
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И ЕГО БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ 13
2.1. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ 13
2.2. Финансовая обеспеченность Пенсионного фонда РФ 17
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 24
3.1. Проблемы реализация пенсионной реформы в России 24
3.2. Бюджетное послание Президента РФ на 2009 -2010 годы в части пенсионного обеспечения 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
СОДЕРЖАНИЕ
Любая пенсионная система - это система социального вспомоществования. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им? Поэтому пенсия - это социальная компенсация тому, кто не может получать зарплату в связи с достижением пенсионного возраста и уходом с рынка труда. Однако на этом социальная функция пенсии не исчерпывается - она должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких зарплат и на смог заработать большую пенсию.
Поэтому в любой пенсионной модели должна быть функция перераспределения. В остальном же, величина пенсии должна определяться количеством и качеством труда работника, измеряемого размерами его доходов
Выбор темы курсовой работы обусловлен ее актуальностью в настоящее время.
Цель курсовой работы – изучение деятельности пенсионного фонда РФ и направления развития в России.
Для реализации поставленной цели определим задачи курсовой работы:
Во главе всех органов социальной защиты, участвующих в пенсионных правоотношениях, осуществляющих защиту граждан в старости, в случае потери кормильца и при наступлении других обстоятельств, в результате которых уровень жизни этих граждан значительно понижается, стоит Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) [2, с.323].
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2007 году составил более 1,9 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
В
соответствии с действующим
В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
При
этом ПФР - одна из немногих вертикально
интегрированных структур в современной
российской власти. Пенсионный фонд России
включает: 7 Управлений Пенсионного
фонда по федеральным округам Российской
Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда,
в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее
количество территориальных органов ПФР
- 2192. Они доходят до уровня районов во
всех субъектах Российской Федерации,
сохраняя отношения субординации. Это
дает возможность осуществлять единую
стратегию управления пенсионной системой
на всем социальном пространстве России.
Рисунок 1 - Структура ПФР
Территориальные
Отделения в своей деятельности
тесно взаимодействуют с
Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.
Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.
И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.
Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников [15, с.412].
По мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке
К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:
Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:
Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», »Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной
задачей реформы является достижение
долгосрочной финансовой сбалансированности
пенсионной системы, повышение уровня
пенсионного обеспечения
Суть
реформы заключается в коренном
изменении взаимоотношений