Пенсионные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение деятельности пенсионного фонда РФ и направления развития в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 4
1.1. Роль Пенсионного фонда РФ в социальной защите населения 4
1.2. Значение пенсионной реформы в РФ 9
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И ЕГО БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ 13
2.1. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ 13
2.2. Финансовая обеспеченность Пенсионного фонда РФ 17
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 24
3.1. Проблемы реализация пенсионной реформы в России 24
3.2. Бюджетное послание Президента РФ на 2009 -2010 годы в части пенсионного обеспечения 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД Гапонова гг .doc

— 1.05 Мб (Скачать)

     Для работающих пенсионеров предусмотрено  улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они смогут получать пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

     Согласно  новой пенсионной модели взносы в  ПФР, которые составляют в совокупности 28%, до разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной  пенсии (гарантированный минимум  сейчас составляет 450 рублей). 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии  и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6%  направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии» Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

     В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали  мужчины 1952 года рождения и старше и  женщины 1956 года рождения и старше,–  то есть те, кто должен был выйти  на пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившееся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как предполагается, будут участвовать в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж будет возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

     Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой,  а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

     Система начисления пенсий, основанная на накопительной  составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

     Пенсионная  реформа положительно скажется и  на состоянии экономики в целом,  и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

     Как сказано в законе «Об обязательном пенсионном страховании», страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе смогут принимать участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно будет переводить накопления из ПФР.

     Одной из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже начиная с  1 января 2002 года реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

     Размер  базовой и страховой части  пенсии предполагается индексировать  ежегодно с учетом темпов инфляции.

     Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается  создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами [12, с.310].

     2. анализ деятельности ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ и его бюджетной обеспеченности

     2.1. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ

 

     Итак, с 2002 года, с начала пенсионной реформы, у десятков миллионов россиян  появилось право на накопительную  часть пенсии. На сегодня специальную часть лицевых пенсионных счетов, где фиксируются платежи на финансирование этой части пенсии, имеют 54,6 млн. работающих.

     Создание  механизма накопления одной из частей пенсии - явление новое в российской пенсионной системе. Правда, накопительной, как ее подчас неправомерно называют, эта система пока не стала. На сегодня основная масса пенсионных обязательств государства реализуется еще через распределительные механизмы. И это понятно - подавляющее большинство нынешних пенсионеров заработали свои права на пенсию еще по старому пенсионному законодательству. И только с 2013 года среди получателей пенсии начнут, наконец, появляться те, у кого пенсии хотя бы в небольшом размере будут включать накопительную составляющую.

     При этом не у всех из сегодняшних застрахованных - тех, кто еще зарабатывает право на пенсию, - накопительная часть будет играть существенную роль в будущих пенсионных выплатах.

     Принцип действия накопительного пенсионного  механизма прост - чем дольше человек  работает, чем больше средств пенсионных накоплений поступает на специальную часть его лицевого счета, тем большей окажется накопительная составляющая его пенсии, когда он станет пенсионером.

     Но  есть еще один источник увеличения той части пенсионного капитала, из которого впоследствии будет финансироваться накопительная часть пенсии. Это инвестирование средств пенсионных накоплений и инвестиционный доход, который таким способом зарабатывается и зачисляется в пенсионный капитал застрахованных. Правовым основанием этой работы, которая ведется, начиная с 2002 г., является федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

     С 2004 г. Пенсионный фонд Российской Федерации  начал осуществлять передачу средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в доверительное управление частным управляющим компаниям (УК), государственной управляющей компании (ГУК) и негосударственным пенсионным фондам (НПФ), допущенным к работе со средствами государственного обязательного пенсионного страхования.

     В соответствии с заявлениями застрахованных лиц о выборе инвестиционного  портфеля (управляющей компании) - а  впервые такой выбор россияне осуществляли в 2003 г. - средства пенсионных накоплений передаются ПФР в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по конкурсу. По итогам проведенного в 2003 году конкурса ПФР были заключены 62 договора доверительного управления с 55 управляющими компаниями - некоторые компании предложили на выбор застрахованным более одного инвестиционного портфеля.

     Начиная с 2004 г., к деятельности по обязательному  пенсионному страхованию были допущены и негосударственные пенсионные фонды. По состоянию на 1 октября 2005 г. 94 негосударственных пенсионных фонда получили право участвовать в работе со средствами пенсионных накоплений государственного обязательного пенсионного страхования.

     На  сегодня активность выбора застрахованными  УК и НПФ для передачи им своих  средств пенсионных накоплений невелика.

     До  персонификации средств страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, ПФР осуществляет их временное размещение.  
 

     Таблица 1 - Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года [16]

Наименование  показателей  Численность пенсионеров, человек  Средний размер пенсии, рублей
Всего пенсионеров 38 472 063 3682,26
Трудовые  пенсии 35 958 259 3737,32
по  старости 29 790 738 3972,69
по  инвалидности 4 010 591 2863,59
по  случаю потери кормильца  2 156 930 2111,08
Пенсии  по государственному пенсионному обеспечению 2 513 804 2894,57
Пенсии  военнослужащих и их семей  67 959 3650,32
Пенсионеры, пострадавшие от радиационных или техногенных  катастроф  248 688 3719,87
Пенсионеры - госслужащие  35 488 6047,80
Социальные  пенсии 2 161 669 2724,10

     Ежемесячно  государство направляет на выплату  пенсий около 10% поступающих в его  распоряжение доходов.   Выплаты  по  пенсионному  обеспечению  осуществляются  из  федерального  бюджета  и  бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации (табл 2 ). 

     Таблица 2 - Расходы федерального бюджета  на выплату пенсий  [16]  

     Средний размер трудовой пенсии за 3 года возрастет  в 1,7 раза. В 2004 году средний размер трудовой пенсии составлял 2 061 рубль в месяц, в 2007 году с учетом  предусмотренного повышения она возрастет до 3 133 рублей.  К 2010 году средний размер пенсий составит 5 060 рублей, что в 1,7 раза выше уровня текущего года. 

     Таким образом, доходы 36,4 млн.  пенсионеров за последние 3 года увеличились в 1,2 раза, а в следующую бюджетную трехлетку вырастут еще в 1,4 раза.

     Таблица 3 - Размер трудовой пенсии [16]

 

     Начиная с 2009 года размер социальной пенсии будет  превышать  прожиточный минимум  пенсионера. В 2004 году размер социальный пенсии составлял 1 296 рублей в месяц или 72% от прожиточного  минимума пенсионера, в настоящее время он достиг соответственно 1 960 рублей.  С 1 октября 2009 года  социальная пенсия будет установлена в размере 3 691 рубль в месяц, что превысит величину прожиточного минимума пенсионера на 3,5%  Размер социальных пенсий к 2010 году в 2 раза превысит уровень  текущего года.

     Помимо  заботы  о  нынешних  пенсионерах,  пенсии  которым  выплачиваются  на  распределительной основе из нынешних доходов Пенсионного фонда,  государство постепенно обеспечивает переход к системе накопительного пенсионного страхования, при котором пенсионные отчисления каждого работающего поступают в счет его будущей пенсии.  Для повышения доходности таких пенсионных  вложений в системе участвуют негосударственные пенсионные фонды. 

      Рисунок 2 – График отношений среднего размера  трудовой и социальной пенсии к прожиточному минимуму пенсионера [16]

      К 2010 году доля экономически  активного  населения,  охваченного дополнительным  пенсионным  страхованием,  негосударственным  пенсионным обеспечением и участием в профессиональных пенсионных системах вырастет до 11,3%  по сравнению с 7,4% в 2006 году.  Если  в  2005  году  средний размер пенсии  гражданина,  уволенного  с  военной  службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, составлял около 4,2 тыс.  рублей, то с ежегодным его повышением  средний размер пенсии в 2009–2010 гг.  составит свыше 7,5 тыс. рублей.   Расходы федерального бюджета  на  выплату  пенсий  военнослужащим  в 2008  году  составят  173,3 млрд.  руб., что на 18% больше уровня 2007 года.  В 2009 и 2010 годах эти расходы составят,  соответственно, 211,8 млрд.  руб.  и 245,5 млрд.  руб. 

Информация о работе Пенсионные фонды РФ