Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности, содержания, особенностей формирования и путей повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
– раскрыть экономическую сущность доходов бюджета муниципального образования;
– рассмотреть содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую формирование доходов бюджета муниципального образования;
– провести анализ и оценку состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.;
– обобщить зарубежную практику формирования доходной части бюджетов муниципальных образований и оценить ее применимость в российских условиях;
– обозначить пути укрепления налогового потенциала муниципальных образований;
– выявить пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования 7
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета 7
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования 12
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование
доходов бюджета муниципального образования 18
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 30
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны 37
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований 44
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и
оценка ее применимости в российских условиях 44
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований 48
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований 57
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

     В ходе изучения различных мнений ученых о перечне муниципального имущества, закрепленного статьей  50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», можно сделать вывод о том, что данный перечень необходимо сделать открытым. Важным аргументом в пользу этой точки зрения является то, что процесс перепрофилирования муниципального имущества законодательством не урегулирован. Из-за этого органы государственной власти стали заставлять органы местного самоуправления переводить в муниципальную собственность заведомо убыточное имущество, а ценное муниципальное имущество − передавать государству. Реализация предложенных мероприятий на практике позволит добиться эффективного выполнения функций органов местного самоуправления и существенного роста неналоговых доходов местных бюджетов.

     Таким образом, из вышеизложенного следует, что для создания условий развития местного самоуправления в России необходимо создать надежную собственную финансовую базу местных бюджетов. Также, должны быть созданы законодательные условия для увеличения неналоговых источников местных бюджетов через эффективное использование муниципальными образованиями земли и имущества. В структуре доходов бюджетов муниципальных образований определяющими должны быть местные и закрепленные за местными органами самоуправления на долговременной основе федеральные и региональные налоги, что позволит не только обеспечить рост доходной базы муниципалитетов, но и создаст необходимые условия для выполнения ими всех расходных обязательств.

 

Выводы  и предложения

     На  основании проведенного дипломного исследования можно сделать следующие выводы и внести ряд предложений по повышению доходной части бюджета муниципального образования.

      1.  Местный бюджет (бюджет  муниципального  образования)  –  это форма образования и расходования денежных  средств,  предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Формирование  и исполнение  местного  бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии  с уставом муниципального образования.

      2.  Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного  самоуправления. Доходная часть местных бюджетов состоит из  собственных  доходов  и  поступлений. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может  включать финансовую помощь в различных формах, средства по взаимным расчетам.

     3.  Правовые нормы формирования доходной базы бюджета муниципального образования содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов. К ним относятся нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления. Основу правового регулирования доходной базы бюджета муниципального образования составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты.

     4.  Основой доходной части бюджета г. Набережные Челны является экономический потенциал территории. Основным источником доходов бюджета города являются налоговые доходы, анализ которых позволил выявить, что их объем в 2008-2010 гг. увеличился на 12,4 %. Однако, в 2009 году отмечается снижение налоговых поступлений на 7,3 % относительно 2008 года.

     5.  Основу налоговой компоненты бюджетных доходов муниципального образования г. Набережные Челны составляют налог на доходы физических лиц, земельный налог и налоги, поступающие от субъектов малого предпринимательства. Налоговые доходы сформированы в основном за счет отчислений по регулирующим налогам. Это свидетельствует о слабости местной налоговой базы.

      6.  На фоне снижения доли собственных налоговых доходов возрастает значение для местного бюджета неналоговых доходов. Неналоговые источники доходов имеют место в доходах всех типов муниципальных образований. В доходах бюджета г. Набережные Челны за 2008–2010 гг. наблюдается снижение доли неналоговых источников дохода.

      7.  Неналоговые доходы местных бюджетов имеют важное значение для обеспечения самостоятельности муниципальных властей и их финансовой устойчивости, поскольку отражают действительные возможности органов местного самоуправления управлять принадлежащей им собственностью, осуществлять хозяйственную деятельность, финансовые операции и т.д.

      8.  Главное место среди неналоговых источников доходов бюджета города занимают доходы от использования муниципального имущества, размер которых в рассматриваемый период увеличивается.

     9.  Оценка роли межбюджетных трансфертов показала, что объем финансовой помощи бюджету г. Набережные Челны в 2009 году вырос по сравнению с 2008 годом на 7,7%. Кроме того, увеличился и удельный вес финансовой помощи с 47,1 % до 52,1%, что свидетельствует о высокой зависимости бюджета города от вышестоящих властей.

      В результате проведенных исследований были внесены следующие предложения:

  1. Для увеличения налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц необходимо на федеральном уровне законодательно закрепить право применения мер административной ответственности в отношении лиц, не зарегистрировавших право собственности на принадлежащее им имущество.
  2. На федеральном уровне рассмотреть переход к налогообложению недвижимости, взамен существующих налогов: «на имущество физических лиц», «земельного налога» и «налога на имущество организации», при условии зачисления данного налога по нормативу 100 % в доходы местных бюджетов.
  3. С целью увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц необходимо в налоговом законодательстве рассмотреть изменение порядка уплаты этого налога. Действующее налоговое законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы, а не по месту жительства налогоплательщика. В связи с этим местные бюджеты недополучают финансовые ресурсы для развития своих территорий и предоставления населению социальных услуг.
  4. Для улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований следует рассмотреть передачу транспортного налога на местный уровень, или установить норматив отчисления от данного налога в местный бюджет, так как вопросы содержания и строительства транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования являются его полномочиями.
  5. Для увеличения неналоговых доходов бюджетов следует предоставлять земельные участки гражданам и юридическим лицам исключительно на основе проведения торгов.

     Таким образом, повышение экономических  возможностей муниципалитетов в  решении вопросов, отнесенных к их ведению, возможно путем увеличения удельного веса местных налогов  и сборов, доходов от использования муниципального имущества и совершенствование схемы привлечения неналоговых средств в бюджеты муниципальных образований.

 

Список  использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

     1.  Конституция Российской Федерации: принята всенародным     голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

     2.  Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ // Собрание законодательства РФ (далее СЗ РФ). – 1998. – № 31. – Ст.3823; СЗ РФ. – 2010. – № 31. – Ст.4198.

     3.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1: федеральный     закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ в ред. от 19.07.2009 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст.4377; СЗ РФ. – 2009. – № 29. –                    Ст.3632.

     4.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2: федеральный     закон РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ в ред. от 17.06.2010 № 119-ФЗ // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст.3340; СЗ РФ.  – 2010. – № 25 . –                   Ст.3070.

     5.  Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. от 27.12.2009 № 365-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст.3822; СЗ РФ .  – 2009. – № 46. – Ст.3323.

     6.  Бюджетный кодекс Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 29.05.2004 г. № 35-ЗРТ в ред. от 22.06.2006 г. // Ведомости Государственного Совета Татарстана. – 2004. – № 4-5. – Ст. 238.

     7. Решение Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 04.07.2007 г. № 23/5 «Об утверждении «Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Набережные Челны» // Челнинские известия. – 2007. № 126-127.

     8. Решение представительного органа муниципального образования «Город Набережные Челны» от 08.12.2005 г. № 6/5 «Об Уставе муниципального образования «Город Набережные Челны»  // Челнинские известия. – 2005. – № 235237.

     9.  Решение Городского Совета от 9.04.09 г. № 40/4 «Об исполнении бюджета муниципального образования город Набережные Челны за 2008 год» // Челнинские известия. – 2007. № 5051.

     10.  Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны РТ от 31.03.10 г. № 47/4 «Об исполнении бюджета муниципального образования город Набережные Челны за 2009 год» // Челнинские известия. – 2010. – № 59-61.

     11.  Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны РТ от 14.04.11 г. № 11/4 «Об исполнении бюджета муниципального образования город Набережные Челны за 2010 год» // Челнинские известия. – 2011. – № 54.

     12.  Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны РТ от 19 ноября 2008 г. № 35/6 «О земельном налоге» // Челнинские известия. – 2008. – № 235.

     13. Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны РТ от 22.10.2009 г. № 43/4 «О ставках налога на имущество физических лиц» // Челнинские известия. – 2009. –                   № 230. 

II. Специальная литература:

      14. Агибалов, Ю.В. Формирование доходов местных бюджетов: практика и проблемы / Ю.В. Агибалов // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 19. – С.4349.

          15. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации /        И.М. Александров: учебник. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2007. – 486 с.

     16. Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова. – М.: Перспектива, 2008. – 363 с.

     17. Барский, А. Финансовая база местного самоуправления /             А. Барский, А. Данков, М. Микулин // Вопросы экономики. – 2009. – № 3. – С.65-71.

     18. Боровикова, Е.В. Налоговое регулирование межбюджетных отношений в муниципальных образованиях // Финансы. – 2008. – № 1. – С.20 – 23.

      19. Булатов, Ю.И. Правовые проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований / Ю.И. Булатов // Правовое государство: теория и практика. – 2009. – № 1. – С. 7076.

          20. Бурханова, И.В. Бюджетная система Российской Федерации: конспект лекций / И.В. Бурханова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

          21. Вышлова, Л.В. Влияние реформы местного самоуправления на состояние местных бюджетов / Л.В. Вышлова // Общественные финансы. – 2009. – № 18. – С.8696.

     22. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 319 с.

     23. Грязнова, А. Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркова. –  М.: Финансы и статистика. 2009. – 504 c.

      24. Демьяненко, М.С. Становление финансовой базы местного самоуправления в условиях реформирования / М.С. Демьяненко // Современные проблемы науки и образования . – 2009. – № 1. – С.6869.

      25. Домбровский, А.Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы бюджетов муниципальных образований в условиях финансового кризиса / А.Н. Домбровский // Финансы. – 2009. – № 3. – С.3337.

      26. Домбровский, А.Н. Практика управления местными бюджетами в условиях экономического кризиса / А.Н. Домбровский // Финансы. – 2010. – № 1. – С.37.

Информация о работе Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения