Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:32, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности, содержания, особенностей формирования и путей повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
– раскрыть экономическую сущность доходов бюджета муниципального образования;
– рассмотреть содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую формирование доходов бюджета муниципального образования;
– провести анализ и оценку состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.;
– обобщить зарубежную практику формирования доходной части бюджетов муниципальных образований и оценить ее применимость в российских условиях;
– обозначить пути укрепления налогового потенциала муниципальных образований;
– выявить пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
Введение 3
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования 7
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета 7
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования 12
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование
доходов бюджета муниципального образования 18
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 30
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны 37
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований 44
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и
оценка ее применимости в российских условиях 44
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований 48
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований 57
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 67
Соответственно, включение же в состав собственных доходов безвозмездных поступлений в виде дотаций и субсидий от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, нелогично и противоречит приведенному критерию [23. C.321].
Таким образом, доходы бюджетов муниципальных образований образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. Существует также понятие собственные доходы местного бюджета, в состав которых входят налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций.
Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты местных органов власти.
Конституция, принятая всенародным голосованием в 1993 году, определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство, признающее и гарантирующее местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя и формы осуществления народом своей власти.
Статьей 132 Конституции РФ органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Доходы местного бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Основополагающим актом бюджетного законодательства, претендующим на практически всеохватывающее регулирование бюджетных отношений, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, который является кодифицированным нормативным документом.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В Бюджетном кодексе РФ формированию доходной базы местного бюджета посвящена отдельная глава 9 «Доходы местных бюджетов». В ней указывается, какие виды доходов поступают в бюджеты муниципальных образований, а также представлены нормативы отчислений налогов и сборов. Кроме этого, ст.64 БК РФ установлены полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов.
Система налогов, общие принципы налогообложения, порядок установления, взимания и введения налогов регулируют первая и вторая части Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Часть первая НК РФ принята в 1998 г., состоит из семи разделов, где определяется общий порядок формирования доходов местного бюджета.
Вторая часть НК РФ регулирует порядок исчисления и взимания конкретных налогов и сборов.
Местные налоги устанавливаются второй частью Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Глава 31 Налогового кодекса РФ посвящена земельному налогу, в которой установлены налогоплательщики налога, объект налогообложения, налоговая база, порядок ее определения и другие элементы.
Важное место в нормативной основе механизма правового регулирования формирования доходов местных бюджетов, занимает Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5].
В соответствии с вышеуказанным законом в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований: местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с данной нормой законы в субъектах Федерации, устанавливая принципы территориальной организации, определяют виды муниципальных образований.
Статья 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет состав собственных доходов местного бюджета.
Регулирование бюджетной деятельности муниципальных образований в Республике Татарстан осуществляется, в первую очередь, Бюджетным кодексом Республики Татарстан [6]. Бюджетный кодекс РТ определяет полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов (ст.18), а также источники доходов муниципальных образований с учетом положений Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ (ст.16).
Функционирование местных бюджетов происходит на основе принятых нормативных правовых актов муниципального образования. Правовую основу местных бюджетов составляют уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты глав муниципальных образований и представительных органов муниципальной власти.
Устав – основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Как источник права он имеет достаточно широкое распространение в правотворческой практике нашего государства и является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.
Формирование, исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Так, в Набережных Челнах Устав был принят решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 8 декабря 2005 г. № 6/5 [8]. Данный Устав закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории города Набережные Челны, определяет порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального образования по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий. Формированию доходов бюджета города посвящена глава XV Устава «Бюджет и бюджетные отношения муниципального образования», в которой определен состав доходов бюджета города.
Одним из важных правовых актов, регулирующих межбюджетные отношения на муниципальном уровне, является Положение о бюджетном процессе муниципального образования. В г. Набережные Челны Республики Татарстан решение об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Набережные Челны» было принято 22 декабря 2005 года и вступило в силу с 1 января 2006 года.
Доходная часть местных бюджетов во многом зависит от поступления местных налогов – налога на имущество физических лиц и земельного налога. В городских округах должна быть принята по этим налогам нормативно-правовая база. В г. Набережные Челны таковыми нормативными документами являются решения Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны РТ от 19 ноября 2008 г. № 35/6 «О земельном налоге» [12], от 22.10.2009 г. № 43/4 «О ставках налога на имущество физических лиц» [13], в которых установлены ставки данных налогов.
Таким образом, доходы местных бюджетов представляют собой денежные средства, поступающие в безвозвратном, безвозмездном или возмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления с целью создания основы, необходимой для финансирования их деятельности, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов муниципальных образований образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Правовая база, регулирующая формирование доходов бюджета муниципального образования представляет собой массив нормативных документов, среди которых имеют место Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, Бюджетный кодекс Республики Татарстан, федеральные законы, а также нормативные акты муниципальных образований в виде уставов, постановлений глав муниципальных образований и решений представительных органов муниципальной власти.
Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.
Доходы бюджета г. Набережные Челны рассчитываются на основании показателей социально-экономического развития города с учетом изменений, вносимых в налоговое и бюджетное законодательство.
Налоговые доходы местных бюджетов – это:
– собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;
– отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ;
– государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета.
В бюджет муниципального образования «город Набережные Челны» подлежат зачислению доходы от следующих местных налогов:
1) земельный налог – по нормативу 100%;
2) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100%.
В бюджет города зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
1) налог на доходы физических лиц – по нормативу 30%;
2) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90%;
3)
единый сельскохозяйственный
4) государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100%;
5) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
6) за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
В бюджет города могут зачисляться налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений. Так, например, в 2010 году в бюджет города поступал налог на доходы физических лиц по дополнительному нормативу в размере 11%, который устанавливается Законом РТ о бюджете на текущий финансовый год.
На налоговые доходы бюджета приходится 38,5 % всех доходов местного бюджета 2009 г., что по сравнению с 2008 г. меньше на 4 процентных пункта. В 2010 г. доля налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета возрастает до 50,5 %. Прежде всего, рост доли налоговых доходов связан с установлением на 2010 год дополнительного норматива по НДФЛ (таблица 1).
Таблица 1.
Удельный вес налоговых доходов бюджета г. Набережные Челны в общем объеме доходов бюджета за 2008-2010 гг., [9, 10, 11]
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
сумма
тыс. руб. |
уд.
вес, % |
сумма
тыс. руб. |
уд.
вес, % |
сумма
тыс. руб. |
уд.
вес, % | |
Налоговые доходы | 2 354 434,4 | 40,5 | 2 182 617,0 | 38,5 | 2 998 848,9 | 50,5 |
Доходы бюджета, всего | 5 812 416,8 | 100 | 5 666 164,6 | 100 | 5 935 854,5 | 100 |
Информация о работе Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения