Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:32, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности, содержания, особенностей формирования и путей повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
– раскрыть экономическую сущность доходов бюджета муниципального образования;
– рассмотреть содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую формирование доходов бюджета муниципального образования;
– провести анализ и оценку состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.;
– обобщить зарубежную практику формирования доходной части бюджетов муниципальных образований и оценить ее применимость в российских условиях;
– обозначить пути укрепления налогового потенциала муниципальных образований;
– выявить пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
Введение 3
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования 7
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета 7
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования 12
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование
доходов бюджета муниципального образования 18
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 30
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны 37
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований 44
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и
оценка ее применимости в российских условиях 44
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований 48
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований 57
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 67
Несоответствие определений доходов местных бюджетов, представленных в законодательстве и научной литературе, объясняется тем, что цель Бюджетного кодекса – не толкование экономической сущности понятий, а обеспечение универсального подхода для целей бюджетного процесса.
Таким образом, оптимальным являлся бы синтез существующих в законодательстве и научной литературе понятий: «Доходы местных бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозвратном, безвозмездном или возмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления с целью создания основы, необходимой для финансирования их деятельности, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета» [55. C.43].
Формирование доходов местных бюджетов происходит согласно законодательно закрепленному порядку разделения потоков бюджетных средств, возникающих в процессе перераспределения ВВП, между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетной системы в соответствии со статьями бюджетной классификации.
Наличие столь активного межбюджетного взаимодействия во многом оправдано и обусловлено такими факторами, как:
– неравномерность и во многих случаях крайне низкий уровень социально-экономического развития территорий;
– спорный характер распределения и закрепления доходных источников по уровням бюджетной системы; особенности самой системы местного самоуправления в России [17. C.69].
Таким образом, специфика доходов местного бюджета заключается в том, что они опосредуют экономические отношения по формированию бюджетного фонда на уровне муниципальных образований, в которых наряду с органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, активно участвуют и органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно, в процессе формирования доходов местных бюджетов наряду с местными налогами и сборами участвуют федеральные и региональные налоги и сборы, а также межбюджетные трансферты.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Доходы
бюджетов муниципальных образований
образуются за счет налоговых доходов,
неналоговых доходов и
Рис. 1. Структура доходов бюджетов муниципальных образований
К
налоговым доходам местного бюджета
относятся предусмотренные
В бюджеты поселений зачисляются следующие налоговые доходы:
1) от местных налогов:
– земельный налог – по нормативу 100%;
– налог на имущество физических лиц – по нормативу 100%.
2) от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
– налог на доходы физических лиц – по нормативу 10%;
– единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 35%;
– государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, – по нормативу 100 % [2].
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы:
1) от местных налогов:
– земельный налог – по нормативу 100 %;
– налог на имущество физических лиц – по нормативу 100%.
2) от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
– налог на доходы физических лиц – по нормативу 20%;
– налог на доходы физических лиц, взимаемый на межселенных территориях – по нормативу 30%;
– единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 100%;
– единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 35%;
– единый сельскохозяйственный налог, взимаемый на межселенных территориях – по нормативу 70%;
– государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100% [2].
В бюджеты городских округов зачисляются следующие налоговые доходы:
1) от местных налогов:
– земельный налог – по нормативу 100 %;
– налог на имущество физических лиц – по нормативу 100%.
2) от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
– налог на доходы физических лиц – по нормативу 30%;
– единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 100%;
– единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 70% [2].
К неналоговым доходам местных бюджетов в соответствии со статьями 41, 42, 46 и 62 Бюджетного кодекса РФ относятся:
– доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
– доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
– доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
– часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
– средства самообложения граждан;
– иные неналоговые доходы [2].
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям местных бюджетов относятся перечисления в виде:
– дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
– субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
– иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [2].
Выделяют также понятие собственные доходы местного бюджета.
Впервые понятие «собственные доходы» было введено Законом РСФСР от 10 октября 1991 года № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Применительно к бюджетам муниципальных образований все доходы, которые органы местного самоуправления могли получить в свое распоряжение, рассматривались как собственные, даже если они формировались за счет отчислений из бюджетов вышестоящего уровня.
Позднее Федеральным законом РФ от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» [6] в составе собственных доходов местных бюджетов стали выделять: местные налоги и сборы, неналоговые доходы, а также доли федеральных и региональных налогов, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Доходы, поступающие в результате ежегодного установления нормативов отчислений, были определены Бюджетным кодексом как регулирующие.
На сегодняшний день, понятие «регулирующие доходы» исключено из Бюджетного кодекса РФ. Им определен следующий состав собственных доходов местных бюджетов.
1. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.
Для местных бюджетов таковыми являются местные налоги и сборы, а также налоговые доходы от федеральных и региональных налогов, поступающие по нормативам отчислений, установленных БК РФ. В соответствии с указанным нормативным правовым актом все нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, передаваемые в местные бюджеты, закрепляются на постоянной основе. Это напрямую связано с отказом от практики применения регулирующих доходов бюджетов и фактически их замещение собственными доходами.
Единственным примером отчислений от федеральных налогов, передаваемых в местные бюджеты на основании нормативных правовых актов, имеющих ограниченный срок действия, является закон субъекта РФ на соответствующий финансовый год, закрепляющий передачу местным бюджетам части налога на доходы физических лиц по дополнительному нормативу отчислений взамен дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
2.
Неналоговые доходы, зачисляемые
в бюджеты в соответствии с
законодательством Российской
3. Доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций [23. C.320].
Столь разнородные по видам доходы местных бюджетов для объединения в группу «собственные доходы» должны соответствовать определенному базовому критерию, общему для всех. Таким критерием является возможность органа местного самоуправления непосредственно влиять на объемы мобилизации дохода. Безусловно, это справедливо лишь для доходов, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе.
К таковым относятся местные налоги, а также закрепленные на постоянной основе налоговые доходы от федеральных и региональных налогов, поступающие в бюджеты муниципальных образований по установленным Бюджетным кодексом РФ нормативам отчислений.
Поэтому исключение Бюджетным кодексом из состава собственных доходов местных бюджетов субвенций логично. Указанные средства предоставляются органам местного самоуправления на финансирование конкретных полномочий, переданных органами государственной власти более высокого уровня.
Информация о работе Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения