Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности, содержания, особенностей формирования и путей повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
– раскрыть экономическую сущность доходов бюджета муниципального образования;
– рассмотреть содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую формирование доходов бюджета муниципального образования;
– провести анализ и оценку состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.;
– обобщить зарубежную практику формирования доходной части бюджетов муниципальных образований и оценить ее применимость в российских условиях;
– обозначить пути укрепления налогового потенциала муниципальных образований;
– выявить пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования 7
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета 7
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования 12
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование
доходов бюджета муниципального образования 18
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 30
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны 37
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований 44
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и
оценка ее применимости в российских условиях 44
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований 48
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований 57
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

      Как видно из данных таблицы 1, налоговые  доходы являются основным источником доходов бюджета города. Снижению доли налоговых доходов в бюджете г. Набережные Челны в 2009 году способствовали: экономическая нестабильность, рост числа предприятий-банкротов, снижение объема промышленного производства, в том числе выпуск грузовых автомобилей, снижение уровня заработной платы, увеличение численности безработных.

      Состав и структура налоговых доходов бюджета г. Набережные Челны за период 2008-2010 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Состав  и структура налоговых  доходов бюджета  г. Набережные Челны 

за 2008-2010 гг., [9, 10, 11]

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма

тыс. руб.

уд.

вес,

%

сумма

тыс. руб.

уд.

вес,

%

сумма

тыс. руб.

уд.

вес,

%

Налог на доходы физических лиц 1 457 791,3 58,9 1 145 663,9 52,5 1 831 605, 2 61,1
Налог, взимаемый в связи с применением  УСН 123 502,3 5,0 97 487,4 4,5 104 502,8 3,5
Единый  налог на вмененный доход 273 669,6 11,0 254 567,6 11,6 282 267,9 9,4
Единый  сельскохозяйственный налог 9,9 0,0004 9,7 0,0004 87,7 0,0029
Налог на имущество  физических лиц 31 504,0 1,3 35 439,4 1,6 35 950,9 1,2
Земельный налог 534 665,5 21,6 597 346,1 27,4 582 808,0 19,4
Налог на игорный бизнес -1 776,6 - - 5 860,2 - 301,6 0,01
Государственная пошлина 56 804,4 2,3 57 961,9 2,6 161 324,8 5,4
Задолженность по отмененным налогам, сборам - 879,3 - 1,2 0,0001 0,03 0,000001
Итого налоговых доходов 2 475 291,0 100 2 182 617,0 100 2 998 848,9 100

      Из  таблицы 2 видно, что основными налогами, формирующими бюджет г. Набережные Челны как городского округа, являются налог на доходы физических лиц, земельный налог и налоги, поступающие от субъектов малого предпринимательства, которые в условиях финансового кризиса оказались наиболее уязвимыми.

      За  период 2008-2010 гг. главным бюджетообразующим налогом г. Набережные Челны является налог на доходы физических лиц. На его долю приходится более половины всех налоговых поступлений.

      Незначительную  долю налоговых доходов в бюджете  города составляют налог на имущество  физических лиц, государственная пошлина  и единый сельскохозяйственный налог.

      Динамика  налоговых доходов представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Динамика налоговых доходов бюджета г. Набережные Челны 
за 2008-2010 годы, [9, 10, 11]

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма

тыс. руб.

сумма

тыс. руб.

Темп прироста к 2008г., % сумма

тыс. руб.

Темп прироста к 2009г., %
Налог на доходы физических лиц 1 457 791,3 1 145 663,9 -21,4 1 831 605, 2 59,9
Налоги  на совокупный доход: 397 181,8 352 064,7 -11,4 386 858,4 9,9
- налог, взимаемый в связи с применением УСН 123 502,3 97 487,4 -21,1 104 502,8 7,2
- единый налог на вмененный доход 273 669,6 254 567,6 -7,0 282 267,9 10,9
- единый сельскохозяйственный налог 9,9 9,7 -2,0 87,7 в 8 раз
Налог на имущество  физических лиц 31 504,0 35 439,4 12,5 35 950,9 1,4
Земельный налог 534 665,5 597 346,1 11,7 582 808,0 -2,4
Налог на игорный бизнес -1 776,6 - 5 860,2 - 301,6 -
Государственная пошлина 56 804,4 57 961,9 2,0 161 324,8 178,3
Задолженность по отмененным налогам, сборам - 879,3 1,2 - 0,03 -
Итого налоговых доходов 2 475 291,0 2 182 617,0 -11,8 2 998 848,9 37,4

     В 2009 году в бюджет города поступил НДФЛ на 21% меньше, чем в 2008 году. На снижение объема НДФЛ повлияло снижение зарплаты, вынужденные простои и административные отпуска из-за падения объемов производства на предприятиях и организациях города.

     Значительную  долю в налоговых доходах бюджета  г. Набережные Челны занимает земельный налог. Поступления по данному налогу в 2009 году составили 597 346 тыс. руб., что на 11,7 % больше, чем в 2008 году. Рост по земельному налогу объясняется тем, что с 1 января 2009 года введена новая кадастровая стоимость земли. В частности, земельный налог стали меньше платить банки и объекты торговли. Кроме этого в 2009 году в городе не облагались налогом земли, находящиеся под многоэтажными жилыми домами. Хотя из 1004 челнинских домов 965 уже прошли процедуру межевания земель, что в принципе позволяет облагать налогом их жителей. Размер налоговых выплат на одну квартиру получается ориентировочно 350-500 рублей в год. По примерным подсчетам, это позволило бы собрать в бюджет около 100 млн. рублей. Однако до сих пор не отработана методика по обложению данным налогом, хотя вопрос неоднократно поднимался на совещаниях в Минфине и Минюсте.

     В 2010 году наблюдается снижение земельного налога по сравнению с 2009 годом на 2,4 %. Это связано с уплатой налога в декабре 2009 г. авансом за 4 квартал 2009 г. рядом крупных предприятий (срок уплаты налога до 1 февраля года, следующего за отчетным).

      В 2009 году поступление доходов от налогов на совокупный доход (налог, взимаемый по УСН, ЕНВД, ЕСХН) в бюджет города по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 11,4 %. В результате изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан (отмена квартальной отчетности и снижение ставок), поступление налогов по специальным налоговым режимам уменьшилось на 45 млн. рублей. В 2010 году наблюдается улучшение ситуации, и объем поступлений налогов на совокупный доход увеличился на 34,8 млн. рублей, или на 9,9 % по сравнению с 2009 годом. В частности увеличение поступлений от налога, взимаемого в связи с применением УСН возрос на 7,2 %, от ЕНВД – на 10,9 %, от ЕСХН – в 8 раз. Рост ЕСХН связан с увеличением количества сельскохозяйственных товаропроизводителей.

     Наглядно  динамика общего объема налоговых доходов бюджета г. Набережные Челны представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1. Динамика объема налоговых поступлений бюджета

г. Набережные Челны  за 2008-2010 гг., тыс. руб. [9, 10, 11] 

     Основой доходной части бюджета г. Набережные Челны является экономический потенциал территории. Вклад в экономику города вносят основные бюджетообразующие предприятия корпорация ОАО «КамАЗ», обособленные подразделения ОАО «Татэнерго», ЗАО «НП НЧ КБК», предприятия строительного комплекса, пищевой промышленности, ЗАО «Челныводоканал» и др.

     Таким образом, ситуация в экономике, вызванная финансово-экономическим кризисом в 2008-2009 гг., отразилась на доходной части бюджета города. Поступление налогов и сборов в 2009 г. снизилось на 11% по сравнению с 2008 годом. Основным доходным источником бюджета является налог на доходы физических лиц, поступления которого в 2009 году снизились на 21% к 2008 году. Незначительную долю налоговых доходов составляют налог на имущество физических лиц, государственная пошлина, единый сельскохозяйственный налог. В 2010 году ситуация с поступлениями налоговых доходов в бюджет города улучшилась, прежде всего, в связи со стабилизацией экономики в стране, а также за счет поддержки муниципальных образований в виде предоставления дополнительного норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц.

2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны

     Определенную  роль в создании стабильной финансовой базы муниципальных образований  играют неналоговые доходы. Неналоговые  доходы местных бюджетов учитываются  и формируются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, в том числе за счет части прибыли унитарных муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

     Неналоговые доходы бюджета города формируются за счет:

     1) доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по нормативу 100%;

     2) доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по нормативу 100%;

     3) части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном решениями Городского Совета;

     5) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальному образованию, и иные суммы принудительного изъятия;

     В бюджет города Набережные Челны подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.

     В бюджет города подлежат зачислению сборы  за выдачу лицензий на розничную продажу  алкогольной продукции, выдаваемых Исполнительным комитетом, по нормативу 100%.

     В бюджет г. Набережные Челны до разграничения государственной собственности на землю поступают:

     1) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по нормативу 80%;

     2) доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, по нормативу 80%.

     В бюджет города подлежит зачислению плата за пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности города по нормативу 100%.

     В таблице 4 представлен удельный вес  неналоговых доходов г Набережные Челны в общем объеме доходов бюджета за 2008-2010 гг.

Таблица 4.

Удельный  вес неналоговых доходов бюджета г. Набережные Челны в общем объеме доходов бюджета за 2008-2010 гг., [9, 10, 11]

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма

тыс. руб.

уд.

вес, %

сумма

тыс.руб.

уд.

вес, %

сумма

тыс.  руб.

уд.

вес, %

Неналоговые доходы 602 327,2 10,4 535 866,5 9,5 489 941,1 8,3
Доходы  бюджета, всего 5 812 416,8 100 5 666 164,6 100 5 935 854,5 100

Информация о работе Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения