Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности, содержания, особенностей формирования и путей повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
– раскрыть экономическую сущность доходов бюджета муниципального образования;
– рассмотреть содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую формирование доходов бюджета муниципального образования;
– провести анализ и оценку состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.;
– обобщить зарубежную практику формирования доходной части бюджетов муниципальных образований и оценить ее применимость в российских условиях;
– обозначить пути укрепления налогового потенциала муниципальных образований;
– выявить пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования 7
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета 7
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования 12
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование
доходов бюджета муниципального образования 18
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 30
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны 37
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований 44
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и
оценка ее применимости в российских условиях 44
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований 48
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований 57
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

      Из  таблицы 7 видно, что финансовая помощь бюджету составляет значительный удельный вес в общем объеме доходов. Более  того, доля безвозмездных перечислений в 2009 году увеличилась и составила более 50 % от общего объема доходов бюджета, что свидетельствует о высокой зависимости бюджета города от вышестоящих властей.

      Состав  и структура безвозмездных перечислений в бюджет г. Набережные Челны в 2008-2010 гг. представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Состав  и структура финансовой помощи бюджета  
г. Набережные Челны в 2008-2010 гг., [9, 10, 11]

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма, тыс.руб. уд.вес, % сумма, тыс.руб. уд.вес, % сумма, тыс.руб. уд.вес, %
Безвозмездные поступления, всего 2 738 885,2 100 2 949 662,5 100 2 486 120,2 100
в том  числе:

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ

893 610,9 32,6 926 571,3 31,4 930 343,9 37,4
Дотации бюджетам муниципальных образований 74 436,0 2,7 24 857,7 0,8 3 032,0 0,1
Субсидии  от других бюджетов бюджетной системы  РФ 1 699 303,9 62,0 1 790 947,9 60,7 1 320 839,1 53,1
Иные  межбюджетные трансферты 71 534,4 2,6 207 285,7 7,0 231 905,2 9,3

      Из  приведенных показателей таблицы 8 видно, что в структуре финансовой помощи бюджета г. Набережные Челны в 2008-2010 гг. преобладали субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

     В 2008 году наибольший удельный вес в структуре финансовой помощи города приходится на субсидии (62%), которые были направлены на комплектование книжных фондов библиотек, организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

     Вторыми по значению являются субвенции (32,6%), направленные на реализацию полномочий в сфере  государственной молодежной политики, государственных полномочий в области жилищно-коммунального хозяйства, государственных полномочий в области организации транспортного обслуживания населения и др. цели.

     Размер  выделенных дотаций в 2008 году составил всего 2,7% к общему размеру финансовой помощи.

      В 2009 году основная доля в структуре безвозмездных поступлений приходится на субсидии (60,7%), которые были направлены на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, возмещение затрат, связанных с  оказанием банных услуг льготным категориям и прочие цели.

      На  субвенции в 2009 году приходится 31,4%, которые направлены на осуществление  органами местного самоуправления города Набережные Челны отдельных государственных полномочий.

      В структуре финансовой помощи самую незначительную долю (0,8%) в 2009 году составили дотации.

      В 2010 году наибольший удельный вес занимают безвозмездные поступления в виде субсидий (53,1%), которые были направлены на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования, возмещение затрат, связанных с  оказанием банных услуг льготным категориям и прочие цели.

      На  субвенции в 2010 году приходится 37,4%, что на 6 процентных пункта больше, чем в 2009 году. Безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов в виде субвенций были направлены на осуществление органами местного самоуправления города Набережные Челны отдельных государственных полномочий.

      Дотации в структуре финансовой помощи в 2010 году составили самую незначительную долю - 0,1%.

      Наглядно  структура финансовой помощи, предоставляемой бюджету г. Набережные Челны представлена на рисунке 4.

      

        

Рис. 4. Структура финансовой помощи бюджету 
г. Набережные Челны в 2008-2010 гг., [9, 10, 11]

      Из  рисунка 4 видно, что в структуре финансовой помощи г. Набережные Челны в анализируемом периоде основная доля приходится на субсидии. Незначительный удельный вес приходится на дотации и иные межбюджетные трансферты городу. Город Набережные Челны принял участие в конкурсе, организованном Министерством финансов Российской Федерации на получение субсидий из Фонда реформирования муниципальных финансов в 2007 году. Постановлением Мэра города от 17.12.2007 г. № 522 утверждена Программа реформирования муниципальных финансов города Набережные Челны на 2007-2009 годы. По результатам выполнения первого этапа Программы реформирования муниципальных финансов 2007-2009 годы в 2008 году город получил субсидию для реформирования муниципальных финансов в размере 40 040,5 тыс. рублей.

      Динамика  объема финансовой помощи бюджету г. Набережные Челны за 2008-2010 гг. представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Динамика финансовой помощи бюджету 
г. Набережные Челны в 2008-2010 гг., [9, 10, 11]

      Из  рисунка 5 видно, что объем финансовой помощи бюджету г. Набережные Челны в 2009 году возрастает, что свидетельствует о зависимости местного бюджета от вышестоящих бюджетов. В 2010 году наблюдается снижение финансовой помощи.

     В целом, анализируя предоставление финансовой помощи бюджету г. Набережные Челны можно сделать вывод, что существующий механизм межбюджетных отношений, при котором отчисления от федеральных и региональных налогов, а также финансовая помощь устанавливаются индивидуально под расходы, прогнозируемые вышестоящими органами власти, сориентирован в основном на реализацию выравнивающей функции и не стимулирует местное самоуправление увеличивать собственные доходы своих бюджетов. Тем самым снижаются побудительные мотивы органов местного самоуправления к развитию собственной экономической базы.

     Постоянное  увеличение безвозмездной финансовой помощи из вышестоящего бюджета при одновременном уменьшении налоговых поступлений не заинтересовывает местные органы власти города в зарабатывании денег и в наращивании налогового потенциала своего бюджета, ставит их в прямую зависимость от вышестоящей власти и ведет к перекрестному перераспределению финансовых потоков: сначала доходы с территории муниципального района поднимаются «вверх» и зачисляются в областной бюджет, а затем спускаются «вниз» в бюджет района в виде безвозмездной финансовой помощи.

     Таким образом, в составе доходной части бюджета города Набережные Челны выделяются налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Поступление налогов и сборов в 2010 г. увеличилось на 37,4% по сравнению с 2009 годом. Основным доходным источником бюджета является налог на доходы физических лиц. Незначительную долю налоговых доходов составляют налог на имущество физических лиц, государственная пошлина, единый сельскохозяйственный налог. Неналоговые доходы занимают  менее значительную долю поступлений в бюджет. Главное место среди неналоговых доходов занимают доходы от использования муниципального имущества. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов бюджету г. Набережные Челны составляет значительный удельный вес в общем объеме доходов, что свидетельствует о зависимости местного бюджета.

 

     3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований

3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и оценка ее применимости в российских условиях

     Бюджеты штатов и местных органов власти в Соединенных штатах Америки достаточно самостоятельны. В США существует мощная сеть административно-территориальных органов управления и при этом их отличает не только многообразие форм, но и независимость в проведении экономической политики.

     Местные административные единицы и местные функциональные органы и учреждения располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению и исполнению своих бюджетов, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.

     Экономическая роль бюджетов местных властей состоит  в том, что они обеспечивают фактическую  основу хозяйственной автономии субнациональных органов управления.

     Доходные  статьи бюджетов муниципалитетов США  складываются из пяти основных компонентов: прямых налоговых поступлений, доходов  от функционирования объектов муниципальной  собственности, доходов от страхования и иных внебюджетных поступлений, а также субсидий и дотаций вышестоящих органов власти [41. С.91].

     В США, как и в России, трех уровневая система налогов: федеральные, налоги штатов и местные налоги. Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России и ряда других европейских стран служат основой доходной части местных бюджетов. Местные налоги распределяются на три основные группы. Первая группа – преимущественная собственность местных органов власти. В нее входят как прямые (имущественные и промысловые налоги, налог с наследства и дарений), так и косвенные (общий и выборочный налог с продаж) налоги. Вторая группа представляет собой надбавки к общегосударственным налогам. В данном случае местные налоги отдельно не взимаются, а в местные бюджеты поступают надбавки или отчисления, устанавливаемые в определенном проценте к федеральным налогам. Третья группа – это собственные налоги местных органов власти, которые собираются только на местах. Это налоги на собак, зрелища и другие мелкие виды налоговых сборов.

     Одним из главных источников доходов местных  органов власти является поимущественный  налог (налог на собственность). Для  налоговых целей вся собственность, имеющаяся в распоряжении юридических  и частных лиц, классифицируется по двум основным категориям: недвижимое и личное имущество. Недвижимое имущество образуют земля и построенные на ней здания и сооружения. Личное имущество подразделяется на материальное и нематериальное. Оценка имущества и сбор налоговых платежей – функция муниципалитетов, городов, графств, сельских поселений.

     Вторым  видом налогов, применяемых в  США на уровне местных властей, является налог с продаж. Существует общий  и выборочный налог с продаж. Объектом обложения общего налога является не только валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товаров, но и оборот по оказанию услуг населению [41. С.91].

     Подоходный  налог в США может взиматься  как штатами, так и муниципалитетами. В отдельных городах он является наиболее важным источником доходов, обеспечивая  более 50 % их объема. Однако для введения налога на муниципальном уровне может быть установлено соблюдение определенного обязательного требования. Например, в штате Джорджия в городах может быть введен налог только в случае одобрения факта его установления большинством зарегистрированных избирателей. Действующим одновременно на уровне субъектов и муниципалитетов являются в США налог с продаж, поимущественные налоги и другие. Доля подоходного налога с физических лиц и корпораций в доходах бюджетов местных органов власти США составляет 2,3 % [18. С.20-21].

Информация о работе Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения