Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности, содержания, особенностей формирования и путей повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
– раскрыть экономическую сущность доходов бюджета муниципального образования;
– рассмотреть содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую формирование доходов бюджета муниципального образования;
– провести анализ и оценку состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.;
– обобщить зарубежную практику формирования доходной части бюджетов муниципальных образований и оценить ее применимость в российских условиях;
– обозначить пути укрепления налогового потенциала муниципальных образований;
– выявить пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования 7
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета 7
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования 12
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование
доходов бюджета муниципального образования 18
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 30
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны 37
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований 44
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и
оценка ее применимости в российских условиях 44
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований 48
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований 57
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

     С целью увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц  администрациям муниципальных образований  следует активно проводить в  жизнь муниципальные программы  роста доходов населения, способствовать созданию дополнительных рабочих мест, росту заработной платы и ее индексации в связи с инфляцией. Следует снова вернуться к вопросу о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, снизив при этом налоговую нагрузку для тех категорий граждан, доходы которых не превышают 100 тысяч рублей в год. В основном это работники бюджетной сферы: учителя, врачи, деятели науки и культуры. В то же время предлагается увеличить ставку налога для категории граждан с доходами свыше 1 млн. рублей в год. В ситуации, когда имеет место резкое расслоение населения по уровню доходов, применение единой ставки подоходного налога, по меньшей мере, нелогично. Ссылка на то, что люди с высокими доходами будут их скрывать, не основательна. Органы финансового контроля должны работать эффективно при любой шкале налога на доходы физических лиц.

     Дифференцированная  шкала налогообложения позволит более равномерно перераспределять налоговую нагрузку, иметь целевую  ориентацию на улучшение финансового  положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, а также обеспечит гарантированное перекрытие выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями от высокодоходных категорий граждан [48. С.8]. В выступлении директора департамента бюджетной политики Минфина России Алексея Лаврова говорится, что «используя дифференцированный норматив подоходного налога, мы можем заранее настроить систему на платежи по месту жительства» [34. С.28].

     С 2006 года за бюджетами городских округов и муниципальных районов законодательно закреплен стабильный доходный источник – единый налог на вмененный доход. Переход на уплату единого налога позволил многим субъектам малого предпринимательства легализовать свою деятельность, высвободить финансовые средства для расширения и модернизации производства, повышения заработной платы. По мнению заместителя руководителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области Тишкиной Л.Е., «с целью увеличения налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход было бы целесообразно расширить перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом. В первую очередь в перечень следует включить такие виды деятельности, по которым субъекты предпринимательства представляют недостоверные показатели своей финансово-хозяйственной деятельности» [48. С.9]. Этим же автором предложено включить автозаправочные станции в перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, что позволит реально увеличить поступления в местные бюджеты.

     Для укрепления собственной финансовой базы органов местного самоуправления также целесообразно отчисления от федеральных и регулирующих региональных налогов перевести в категорию соответствующих местных налогов, либо законодательно закрепить соответствующий процент отчислений от налога на доходы граждан, налога на прибыль предприятий, ряда акцизов, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты местных органов самоуправления. При этом должен использоваться принцип единства взимания и использования налоговых доходов для данного территориального сообщества.

     Местные органы самоуправления также должны получить право на предоставление скидок и льгот, в рамках получаемых ими фискальных отчислений, стимулирующих развитие местного предпринимательства и учитывающих социальный статус налогоплательщика. Это позволит преодолеть оторванность при формировании бюджетов органов местного самоуправления от реальной налоговой базы данного территориального образования, создать систему факторов финансового воздействия на ускорение социально-экономического развития данной территории, значительно повысит экономическую самостоятельность муниципальных образований.

     В выступлении директора департамента бюджетной политики Минфина России Алексея Лаврова говорится, что «из-за перехода транспортного налога на региональный уровень местные бюджеты теряют 50 млрд. рублей. В связи с этим предлагается увеличить долю подоходного налога, отчисляемую в бюджеты муниципальных образований» [34. С.28]. А заместитель руководителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области Тишкина Л.Е. считает, что «для улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований следует транспортный налог передать на местный уровень, так как вопросы содержания и строительства транспортных инженерных сооружений в границах поселения, муниципального района, городского округа, за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения, являются полномочиями соответственно поселения, муниципального района, городского округа» [48. С.9].

     Для реального поступления в местные  бюджеты налогов важное значение имеет деятельность налоговых органов. По мнению заместителя министра финансов Республики Татарстан Шишкина А.Г., «недопустимо излишнее отдаление налоговых органов от местного уровня власти, налоговые органы необходимо сохранить на уровне территорий муниципальных районов» [52. С.13].

     Таким образом, в отношении налоговых доходов бюджета муниципального образования важное значение имеет необходимость закрепления за местными бюджетами таких налогов, которые гарантировали бы органам местного самоуправления стабильное поступление доходов в местные бюджеты. Осуществление последовательных действий в каждом из выше представленных направлений позволит усовершенствовать управление налогообложением на уровне муниципальных образований и улучшить финансовое обеспечение местного самоуправления.

3.3. Пути повышения  неналоговых доходов  бюджетов муниципальных образований

     Существенную  роль в создании стабильной финансовой базы муниципальных образований  играют неналоговые доходы. Основной путь повышения объемов аккумулирования неналоговых доходов в бюджетах муниципальных образований должен быть связан с увеличением поступлений от использования муниципального имущества. Для этих целей необходима принципиально новая модель управления муниципальным имуществом в административно-правовой и экономической сферах. К основным составным элементам данной модели относятся следующие.

     1.  Разграничение прав собственности на объекты имущества между органами государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения органами местного самоуправления законодательно возложенных полномочий.

     2.  Формирование состава муниципального имущества на основании процессов инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности.

     3.  Совершенствование нормативно-правового обеспечения процессов использования муниципального имущества, в первую очередь в части оценки его стоимости.

     4.  Внедрение новых, более экономически эффективных форм использования муниципального имущества, таких как доверительное управление, лизинг, концессия [44. C.27].

     Грамотные руководители местных администраций понимают, что первым шагом к увеличению объёма неналоговых доходов бюджета является инвентаризация муниципальной собственности, а вторым учет его использования. Практически это означает создание в муниципальном образовании информационной подсистемы управления имущественно-земельным комплексом. В рамках такой подсистемы возможно ведение реестра, содержащего необходимые сведения по земельным участкам и объектам недвижимости, принадлежащим муниципальному образованию, а также финансовый учет отношений аренды, передачи прав, продажи собственности на основании соответствующих договоров.

     Компьютеризация этого направления деятельности муниципального образования позволяет  задействовать следующие источники  повышения эффективности управления муниципальным имуществом:

     –  тотальный учет муниципального имущества и достоверная оценка объемов возможного неналогового дохода, вовлечение в хозяйственную деятельность неучтенных и простаивающих объектов;

     –  четкая тарификация отношений аренды, хозяйственного пользования, оперативного управления и иных отношений с хозяйствующими субъектами;

     –  мгновенная и полная информация о задолженности арендаторов, возможности организации систематической работы по взысканию задолженности;

     –  минимизация «теневых» отношений при использовании муниципального имущества, т.к. деятельность соответствующего комитета (департамента) становится более прозрачной для руководства администрации муниципального образования [44. C.28].

     Итак, для успешного извлечения доходов  от использования муниципального имущества органы местного самоуправления должны вести:

      –  инвентаризацию муниципального имущества;

      –  учет использования муниципального имущества;

      –  оценку муниципального имущества.

     Это требует больших материальных затрат, которыми органы местного самоуправления не располагают, что является одной из причин невысоких неналоговых доходов местных бюджетов.

     Диверсификация  видов неналоговых доходов местных  бюджетов также является одним из резервов роста доходов местных  бюджетов. Наиболее перспективным направлением является повышение эффективности  деятельности муниципальных учреждений.

     В частности, исходя из принципа эффективного обеспечения необходимого количества и качества производства продукции и услуг при экономии бюджетных средств, оптимизировать число муниципальных учреждений. Достаточно эффективной мерой стала бы ликвидация убыточных предприятий в тех сферах, где это возможно, например, озеленение улиц, предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства, и создание на их базе открытых акционерных обществ с долей органов местного самоуправления путем передачи муниципального имущества на правах аренды.

     Важным резервом роста неналоговых доходов местных бюджетов является повышение качества их планирования. В данном случае будет полезен опыт европейских стран, где данный вид доходов четко  планируется и жестко контролируется. В части поступлений от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, таковым может стать переход к автоматическому или пообъектному планированию взамен действующего сейчас планирования методом «от достигнутого» [39. C.43].

     Потенциал роста есть и по другим неналоговым доходам. Он реализуем, прежде всего, путем решения ряда законодательных проблем в области администрирования этих доходов. Это актуально не только для местных бюджетов, поскольку вся система неналоговых доходов бюджетов в целом нуждается в совершенствовании законодательства и выработке эффективных методов управления ими.

     Безусловно, все проблемы мобилизации неналоговых  доходов в бюджеты муниципальных  образований являются сложными и  требуют взвешенного, комплексного решения. В экономическом аспекте  изыскания и привлечения дополнительных резервов роста неналоговых доходов это вопрос не только дополнительного наполнения местных бюджетов, но и вопрос формирования современного правового пространства, условий для развития бизнеса и реализации различных социально-ориентированных муниципальных программ.

     Существенным  резервом увеличения неналоговых доходов  местных бюджетов является предоставление земельных участков гражданам и  юридическим лицам исключительно  на основе проведения торгов (конкурсов, аукционов).

     В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований органам местного самоуправления следует постоянно проводить проверки, в том числе и выездные, по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества; осуществления контроля за передачей в субаренду земельных участков и муниципального имущества. Местным органам власти следует осуществлять строгий налоговый и финансовый контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий:

     –  регулярно оценивать эффективность работы муниципальных унитарных предприятий, а также размер прибыли, подлежащей перечислению в районный бюджет по итогам финансово-хозяйственной деятельности;

     –  регулярно проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности и своевременно принимать решения о целесообразности их дальнейшего функционирования [54. C.33].

     Качественное  управление муниципальной собственностью, постоянный контроль за эффективным ее использованием является серьезным резервом пополнения доходов бюджетов муниципальных образований.

     Неоднозначное толкование положений ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации является для органов государственной власти поводом для ограничения финансовой самостоятельности местного самоуправления. Неясность в данный вопрос вносит также статья 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что счета бюджетов открываются исключительно Федеральным казначейством в Центральном Банке Российской Федерации, тем самым ограничивается финансовая самостоятельность местных бюджетов [53. C.115].

Информация о работе Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения