Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности, содержания, особенностей формирования и путей повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
– раскрыть экономическую сущность доходов бюджета муниципального образования;
– рассмотреть содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую формирование доходов бюджета муниципального образования;
– провести анализ и оценку состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.;
– обобщить зарубежную практику формирования доходной части бюджетов муниципальных образований и оценить ее применимость в российских условиях;
– обозначить пути укрепления налогового потенциала муниципальных образований;
– выявить пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования 7
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета 7
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования 12
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование
доходов бюджета муниципального образования 18
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 30
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны 37
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований 44
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и
оценка ее применимости в российских условиях 44
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований 48
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований 57
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

     Как видно из таблицы 4, доля неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета составляет незначительный удельный вес. За анализируемый период доля неналоговых доходов бюджета снижается с 10,4 % в 2008 году до 8,3 % в 2010 году.

     Формируются неналоговые доходы в основном за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Муниципальное имущество обеспечивает органам местного самоуправления возможности для формирования неналоговых доходов местных бюджетов.

     Состав  и структура неналоговых доходов бюджета г. Набережные Челны за 2008-2010 гг. представлена в таблице 5. 
 

Таблица 5.

Состав  и структура неналоговых  доходов бюджета

г. Набережные Челны  за 2008-2010 гг., [9, 10, 11]

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма

тыс. руб.

уд.

вес, %

сумма

тыс. руб.

уд.

вес, %

сумма

тыс.  руб.

уд.

вес, %

Доходы  от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности 385 084,7 63,9 362 499,1 67,6 369 334,1 75,4
Платежи за пользование природными ресурсами 38 819,1 6,4 34 143,0 6,4 32 170,9 6,6
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 74 749,4 12,4 49 307,6 9,2 47 259,3 9,6
Административные платежи и сборы 3 573,0 0,6 2 881,0 0,5 0 0
Доходы  от оказания платных услуг и компенсационные  затраты государства 52 056,6 8,6 54 147,7 10,1 7 803,4 1,6
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 48 044,4 8,0 32 886,1 6,2 33 368,0 6,8
Прочие  неналоговые доходы - - 2,2 0,0004 5,4 0,001
Итого неналоговых доходов 602 327,2 100 535 866,5 100 489 941,1 100

     Из  приведенных показателей таблицы 5 видно, что использование муниципального имущества приносит значительные доходы в бюджет города – это доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, доходы от сдачи в аренду имущества, доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий.

     В структуре неналоговых доходов  бюджета г. Набережные Челны за 2008-2010 гг. наибольший удельный вес имеют именно доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, что позволяет сделать вывод об эффективном использовании муниципального имущества.

     Значительный  удельный вес в неналоговых поступлениях занимают также доходы от продажи материальных и нематериальных активов (продажа муниципальной земли и имущества) и доходы от платных услуг бюджетных учреждений (внебюджетная деятельность учреждений). За 2008-2010 гг. объем платных услуг бюджетных учреждений Набережных Челнов увеличился.

     Доля  платежей за пользование природными ресурсами за анализируемый период составляет около 6,5 %.

      Незначительные  поступления неналоговых доходов  приходится на административные платежи и сборы. Их удельный вес в среднем за 2008-2010 гг. составил 0,5%.

      В рассматриваемый период в бюджете  города значительно сократилась доля штрафов и санкций с 8 % в 2008 году до 6,8 % в 2010 году.

     Наглядно  структура неналоговых доходов бюджета города представлена на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Структура неналоговых  доходов бюджета 
г. Набережные Челны в 2008-2010 гг., [9, 10, 11]

      Из  рисунка 2 видно, что в структуре  неналоговых платежей в бюджете  города за 2008-2010 гг. главное место занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2008 г. – 63,9 %, в 2009 г. – 67,6 %, в 2010 г. – 75,4 %).

      Показатели  динамики неналоговых доходов бюджета  г. Набережные Челны за 2008-2010 гг. представлены в таблице 6.

      Таблица 6.

Динамика  неналоговых доходов  бюджета г. Набережные Челны 
за 2008-2010 годы, [9, 10, 11]

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год
сумма

тыс. руб.

сумма

тыс. руб.

Темп прироста к 2008г., % сумма

тыс.  руб.

Темп прироста к 2009г., %
Доходы  от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности 385 084,7 362 499,1 -5,9 369 334,1 1,9
Платежи за пользование природными ресурсами 38 819,1 34 143,0 -12,0 32 170,9 -5,8
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 74 749,4 49 307,6 -34,0 47 259,3 -4,2
Административные  платежи и сборы 3 573,0 2 881,0 -19,4 0 0
Доходы  от оказания платных услуг и компенсационные  затраты государства 52 056,6 54 147,7 4,0 7 803,4 -85,6
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 48 044,4 32 886,1 -31,6 33 368,0 1,5
Прочие  неналоговые доходы - 2,2 - 5,4 145,5
Итого неналоговых доходов 602 327,2 535 866,5 -11,0 489 941,1 -8,6

      В 2009 году по сравнению с 2008 годом почти  по всем неналоговым поступлениям наблюдается отрицательная динамика.

     Наиболее  значимым среди неналоговых доходов  бюджета являются доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности. В 2009 году доходы от данного вида поступлений снижаются на 5,9 % в связи с финансовыми затруднениями арендаторов земельных участков и имущества, муниципальных унитарных предприятий в период кризисной ситуации в стране. В 2010 году ситуация стабилизируется, и доходы от использования имущества возросли на 1,9 % по отношению к 2009 году, но не достигли показателя 2008 года.

     За  анализируемый период снизились платежи за пользование природными ресурсами на 12% в 2009 году относительно 2008 года и на 5,8 % в 2010 году относительно 2009 года.

      Из-за сокращения количества проверок субъектов  малого и среднего бизнеса поступление штрафов в городской бюджет в 2009 году сократилось почти на 32% в сравнении с 2008 годом (с 48 млн. рублей до 33 млн. рублей). В 2010 году наблюдается незначительный рост по отношению к 2009 году на 1,5 %.

     Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов в 2009 году снижаются на 34 % по отношению к 2008 году в связи со снижением спроса на земельные участки и имущество, снижением аукционных продаж.

     Наглядно  динамика общего объема неналоговых доходов бюджета г. Набережные Челны за 2008-2010гг. представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика объема неналоговых доходов бюджета

г. Набережные Челны  за 2008-2010 гг., тыс. руб., [9, 10, 11]

     Таким образом, в целом неналоговые доходы бюджета г. Набережные Челны в 2008-2010 гг. занимают менее значительную долю поступлений в бюджет. Удельный вес неналоговых доходов за анализируемый период снижается до 8,3 %. Вместе с тем они имеют важное значение для обеспечения самостоятельности муниципальных властей и их финансовой устойчивости, поскольку отражают действительные возможности органов местного самоуправления управлять принадлежащей им собственностью, осуществлять хозяйственную деятельность, финансовые операции и т.д. Главное место среди неналоговых источников доходов бюджета города занимают доходы от использования муниципального имущества.

2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны

      В связи со снижением доли собственных  налоговых и неналоговых доходов  муниципальных бюджетов органы государственной власти пытаются компенсировать недостаток финансовых ресурсов местных бюджетов ростом финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня.

      Порядок предоставления финансовой помощи детально регламентируется Федеральным законом  от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом РФ. Такая помощь предоставляется в виде дотаций, субвенций или субсидий.

      Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

      Субсидии  местным бюджетам предоставляются  бюджетам муниципальных образований  в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

      Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

      В соответствии со ст.70 Устава г. Набережные Челны к доходам бюджета города относятся безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности города, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления.

      В таблице 7 представлен удельный вес  финансовой помощи в общем объеме доходов бюджета г. Набережные Челны  за 2008-2010 гг.

Таблица 7.

Удельный  вес финансовой помощи в общем объеме доходов бюджета г. Набережные Челны за 2008-2010 гг., [9, 10, 11]

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма

тыс. руб.

уд.

вес, %

сумма

тыс.руб.

уд.

вес, %

сумма

тыс.  руб.

уд.

вес, %

Безвозмездные перечисления 2 738 885,2 47,1 2 949 662,5 52,1 2 486 120,2 41,9
Доходы  бюджета, всего 5 812 416,8 100 5 666 164,6 100 5 935 854,5 100

Информация о работе Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения