Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:32, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности, содержания, особенностей формирования и путей повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
– раскрыть экономическую сущность доходов бюджета муниципального образования;
– рассмотреть содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую формирование доходов бюджета муниципального образования;
– провести анализ и оценку состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.;
– обобщить зарубежную практику формирования доходной части бюджетов муниципальных образований и оценить ее применимость в российских условиях;
– обозначить пути укрепления налогового потенциала муниципальных образований;
– выявить пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
Введение 3
1. Теоретические основы, сущность и понятие доходов бюджета муниципального образования 7
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность доходов местного бюджета 7
1.2. Содержание и структура доходов бюджета муниципального образования 12
1.3. Нормативно-правовые аспекты, регулирующие формирование
доходов бюджета муниципального образования 18
2. Анализ доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 24
2.2. Оценка неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны 30
2.3. Анализ форм финансовой помощи, предоставляемых бюджету муниципального образования г. Набережные Челны 37
3. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований 44
3.1. Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и
оценка ее применимости в российских условиях 44
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований 48
3.3. Пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований 57
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 67
Содержание
Введение
Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Финансовое обеспечение муниципальных образований остается одной из самых острых проблем для Российской Федерации. Местное самоуправление тогда способно выполнять возложенные на него задачи, когда имеет достаточное количество гарантированно закрепленных финансовых средств.
В настоящее время тяжелое финансовое положение муниципальных образований привело не только к постоянным затруднениям органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, но и возникла угроза огосударствления местного самоуправления, поскольку без финансовой самостоятельности муниципальных образований невозможно обеспечить его самостоятельность. В российском обществе падает и без того невысокий авторитет органов местного самоуправления. Это существенно снижает значение местного самоуправления как одного из институтов гражданского общества. Пока муниципальные образования не станут финансово самостоятельными, местное самоуправление в России не будет играть значительной роли в политической системе общества.
Развернувшаяся в деловых и научных кругах полемика по вопросу финансовой обеспеченности местных бюджетов демонстрирует актуальность и проблематичность решения данного вопроса в условиях реформирования системы межбюджетных отношений и реализации муниципальной реформы.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление сущности, содержания, особенностей формирования и путей повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
– раскрыть экономическую сущность доходов бюджета муниципального образования;
– рассмотреть содержание и структура доходов бюджета муниципального образования
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую формирование доходов бюджета муниципального образования;
– провести анализ и оценку состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.;
– обобщить зарубежную практику формирования доходной части бюджетов муниципальных образований и оценить ее применимость в российских условиях;
– обозначить пути укрепления налогового потенциала муниципальных образований;
– выявить пути повышения неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
Объектом исследования дипломной работы является доходная часть бюджета муниципального образования г. Набережные Челны.
Предметом исследования является финансовый механизм формирования доходов бюджета муниципального образования г. Набережные Челны.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования доходов бюджета муниципального образования, раскрываются основные понятия, содержание, структура, нормативно-правовое регулирование и др.
Во второй главе дается анализ и оценка состояния доходной базы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны за 2008-2010 гг.
В третьей главе приводится зарубежная практика и пути повышения доходной базы бюджета муниципального образования.
В выводах и предложениях обобщены результаты дипломного исследования, даны рекомендации по укреплению доходной базы бюджета муниципального образования.
Теоретическую основу дипломной работы составляют научные труды отечественных авторов в области местных финансов. В процессе исследования изучены и обобщены общая и специальная литература, законодательные и другие нормативные акты, соответствующие методические материалы, а также зарубежная практика формирования доходов местных бюджетов.
Исследования формирования доходной части местных бюджетов нашли отражение в научных трудах Ю.В. Агибалова, А. Барского, Л.В. Вышловой, И.А. Дрожжиной, С.В. Мишиной, К.Ю. Чуловского и др.
Нормативной базой дипломного исследования явились Конституция Российской Федерации, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, законодательные и нормативные акты государственных органов власти России и муниципального образования г. Набережные Челны по вопросам бюджетного процесса на местном уровне, регулирования налоговых и неналоговых поступлений при формировании доходной части муниципальных образований.
Исследуемая тема дипломной работы достаточно подробно раскрывается в литературе. Необходимую информацию также можно найти и в периодической печати.
В бюджетной системе страны, являющейся финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, бюджеты муниципальных образований – самые многочисленные. Являясь третьем уровнем этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы [53. C.114].
Муниципальное образование – это закрепленная федеральным законодательством территория городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, на которой посредством находящихся в муниципальной собственности имущества, средств местных бюджетов и имущественных прав выборные органы власти и население решают вопросы местного значения, а также органы местного самоуправления осуществляют отношения по образованию, распределению и использованию средств местного бюджета [47. C.106].
Целью развития любого муниципального образования является улучшение качества жизни членов местного сообщества, достижение которой осуществляется с помощью достаточных собственных финансовых ресурсов. При этом социальные и экономические потребности муниципального образования соотносятся как цель и средство. А меры ответственности органов местного самоуправления за решение социальных вопросов и эффективность реализации своих полномочий определяются материальной основой, которой располагают соответствующие муниципалитеты.
Определение территориальных границ муниципальных образований и выделение в статье 10 Бюджетного кодекса РФ [2] (БК РФ) двух уровней местных бюджетов привело к формированию системы местных бюджетов.
Для понимания различных сторон усиления роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии соответствующих территорий необходимо раскрыть его сущность в современных условиях.
Управляющая и системообразующая функции, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой системы муниципального образования позволяют выделить следующие признаки местного бюджета:
1) он обусловлен специфическими признаками конкретного муниципального образования, являющегося субъектом бюджетного права;
2) представляет организационно-управленческий механизм финансовой деятельности органов местного самоуправления;
3) является разновидностью правовой формы реализации конституционно-правового статуса местного самоуправления [24. C.68].
Местный бюджет – это комплекс упорядоченных, развивающихся на нормативно-правовой основе финансово-экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального района, городского округа и поселений, находящегося в собственности, предназначенного для финансового обеспечения потребностей населения посредством исполнения расходных обязательств и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым представительным органом местного самоуправления на очередной финансовый год и (или) плановый период [45. C.74].
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
– формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности органов местного самоуправления; распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйства;
– контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, организаций, учреждений, входящих в муниципальную собственность, а также за использованием средств бюджетополучателей других форм собственности [32. C.48].
Функционирование местных бюджетов происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, которые выражают последовательные этапы распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджетах муниципальных образований.
Наличие доходных источников местного бюджета является неотъемлемым условием осуществления местного самоуправления. Местные доходы, как и доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основаны на принципе признания права требования публичных субъектов на долю в производном национальном внутреннем валовом продукте. Это позволяет муниципальным образованиям формировать централизованный фонд денежных средств.
Понятие «доход местного бюджета» объединяет доходы конкретных видов муниципальных образований: доход бюджета муниципального района, бюджета городского округа и бюджета поселений. Признаком доходов местного бюджета является их способность удовлетворять потребности публичного субъекта, степень обладания денежными средствами которого должна позволять ими распорядиться, т.е. использовать на муниципальные нужды. Порядок поступления доходов в бюджет регулируется федеральным, региональным законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления [55. C.41].
Доходы местных бюджетов – понятие комплексное, которое при рассмотрении с позиций экономической сущности можно трактовать в двух аспектах.
Во-первых, как совокупность объективно существующих экономических отношений, возникающих при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта между органами государственной власти, местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, в процессе формирования бюджетного фонда муниципальных образований.
Во-вторых, как денежные средства в форме различных видов платежей организаций и населения в местный бюджет, формирующих на безвозмездной и безвозвратной основе согласно законодательно определенным принципам доходы в составе муниципальных финансовых ресурсов [55. C.42].
Бюджетный кодекс Российской Федерации толкует доходы бюджета любого уровня бюджетной системы как «поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим кодексом источниками финансирования дефицита бюджета».
В
определении доходов местных
бюджетов, существующем в Бюджетном
кодексе РФ в настоящее время,
не указывается признак
Анализируя определения доходов местных бюджетов, существовавшие в законодательстве Российской Федерации, можно сделать вывод, что признак безвозмездности характерен не для всех их видов. Так, признаком безвозмездности не обладают сборы, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, доходы от использования муниципального имущества, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальному образованию.
Информация о работе Доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения