Анализ бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей регионального бюджета Амурской области и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Для раскрытия темы работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность бюджетной системы;
- дать понятие регионального бюджета;
- проанализировать социально-экономическое развитие области;
- проанализировать бюджетную политику области;
- исследовать возможность совершенствования бюджета области.

Оглавление

Введение 6
1 Теоретические основы бюджетной системы
1.1Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
1.2 Понятие региональных бюджетов
1.3 Доходы и расходы региональных бюджетов
2 Анализ бюджета Амурской области
2.1 Социально – экономическое развитие Амурской области
2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Амурской области за 2009 – 2011 гг
2.3 Основные характеристики бюджета Амурской области на 2012 – 2014 гг
3 Современные тенденции совершенствования и развития бюджетной
системы Амурской области
3.1 Реформирование бюджетной системы
3.2 Программа модернизации бюджетной сферы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Анализ бюджета Амурской обл.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современные тенденции совершенствования и

   развития бюджетной системы Амурской области

 

 

3.1 Реформирование бюджетной системы

В целях  расширения налоговой  базы в сложившейся системе принятия ежегодного закона области о льготном налогообложении намечены следующие направления:

-предоставление льгот социально-значимым категориям налогоплательщиков;

-предоставление льгот категориям, включающим хозяйствующие субъекты, при условии роста основных фондов, создания дополнительных рабочих мест, увеличения объемов выпуска продукции. Основным условием предоставления льготы категориям, включающим хозяйствующие субъекты, является расчет бюджетной эффективности согласно имеющейся в области методике.

Наряду  с направлениями  по совершенствованию  налогового законодательства области продолжает оставаться актуальным вопрос выявления и мобилизации дополнительных источников доходов.

В части  повышения качества администрирования  доходов необходимо обеспечить координацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и всех контролирующих органов.

В рамках решения поставленной задачи по увеличению поступлений доходов в бюджет области Правительством Амурской области планируется осуществить следующие мероприятия:

-продолжить взаимодействие органов исполнительной власти области с хозяйствующими субъектами, направленное на повышение предпринимательской инициативы и инвестиционной активности во всех отраслях экономики, с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории  области, в том числе с предприятиями и организациями, входящими в состав «вертикально-интегрированных структур»;

-продолжить работу, направленную на предотвращение фактов выплаты «теневой» заработной платы налоговыми агентами и совершенствование методов контроля по легализации «теневой» заработной платы, усиление воздействия на организации, допускающие выплату заработной платы ниже установленного в области прожиточного минимума;

-провести инвентаризацию недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц, и создать на ее основе реестр объектов недвижимости;

-продолжить работу по оптимизации количества государственных предприятий Амурской области, в том числе путем реорганизации (приватизации, ликвидации) убыточных и не обеспечивающих выполнение государственных функций государственных предприятий;

-обеспечить взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области, другими администраторами доходов в части обмена оперативной информацией по платежам в областной и местные бюджеты, изменениям налогооблагаемой базы налогоплательщиков, обеспечению налогоплательщиками безусловного исполнения платежных обязательств перед бюджетами всех уровней;

-в целях сокращения и ликвидации недоимки активизировать работу Координационного совета по вопросам финансового оздоровления и банкротства организаций, расположенных на территории области, с участием различных органов, одним из направлений деятельности которой должна быть разработка мер по недопущению недоимки.12

Реформирование бюджетной  системы доходы.

В целях увеличения доходной части бюджета правительство  Амурской области в прошедшем  году разработало и приступило к  реализации целого комплекса мероприятий. Так, в органы местного самоуправления области направлены рекомендации по обеспечению формирования полной налоговой базы. Уже есть и результат. Это значительный рост в 2009 году поступлений (к уровню 2008 года) по налогу на имущество физических лиц (свыше 200 %) и земельному налогу (140,6 %). Но именно по этим видам налогов есть еще значительные резервы. Хочу заметить, что данные налоги в значительной степени формируют доходы местных бюджетов. Значит активность по обеспечению роста налогооблагаемой базы должны прежде всего проявлять органы местного самоуправления. Между тем следует осознавать и то, что отдача от принимаемых мер по увеличению доходной части бюджета будет не столь быстра, как хотелось бы. Решение задачи по реформированию бюджетной системы в части доходов носит долгосрочный характер.

Реформирование бюджетной  системы расходы.

Выполнение же второй задачи — преобразование бюджетной  системы по расходам — может дать ощутимые результаты в короткие сроки. Следовательно, не дожидаясь роста доходов, необходимо прекратить практику планирования расходов по фактическим затратам. Не хватит никаких доходов, субсидий и никаких источников погашения дефицита бюджета, если не будет осуществлен переход от затратно-распределительного метода планирования и исполнения бюджета к ориентированному на результат.

          Формирование областного бюджета на 2010 год уже осуществлялось с применением инструментов БОР: с обязательным установлением для каждого учреждения государственного задания. В этих целях разработан и принят целый пакет нормативно-правовых актов. Главными распорядителями ведется разработка Порядков определения расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг.

Одновременно и в  органах местного самоуправления создается  система мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом. Ее показатели также содержат индикаторы использования в бюджетном процессе инструментов БОР.

Коротко расскажу об одной  из основных проблем, возникающих при  внедрении основных инструментов БОР в Амурской области, а именно госзадания.  
Федеральными актами установлен ряд нормативов, норм для оказания учреждениями бюджетных услуг. Однако при формировании стоимости услуг (расчете затрат на их исполнение) не обеспечивается возможность их соблюдения ввиду дефицита бюджетных средств. По нашему мнению, «консолидированная» стоимость государственных услуг должна быть равна объему средств, предусмотренных в бюджете, в частности, на 2010 год. С такой проблемой столкнулись и органы местного самоуправления.

В чем же тогда смысл  государственного и муниципального задания? На первый взгляд при такой доходной части разработка заданий и доведение их до учреждений абсурдна. Поскольку для доведения до учреждений заданий по рассчитанным сверху нормативам необходим бюджет, в несколько раз превышающий существующий. Тем не менее следует помнить, что, во-первых, государственные (муниципальные) задания — это требование действующего законодательства. Во-вторых, и это главное, нужно изменить иждивенческую психологию бюджетников. Бюджетные учреждения при формировании своей сметы должны четко понимать, каких результатов они должны достичь и какими финансовыми ресурсами для этого располагают.

Если учреждения не способны оказывать услуги с заданным качеством  в рамках имеющихся финансовых возможностей, то напрашивается вывод о необходимости их укрупнения, объединения или реформирования.

3.2 Программа модернизации бюджетной сферы

Яркий пример подходов к результативному бюджетированию — участие области в комплексной  программе модернизации образования. Грант выигран на определенных условиях. А именно: введено подушевое финансирование, на новую систему оплаты труда перешли все общеобразовательные школы. Введен контроль качества ЕГЭ. Произошла оптимизация сети, приведшая к сокращению количества школ с 435 до 394. В результате этого заработная плата педагогических работников увеличилась на 26 % без дополнительных бюджетных ассигнований, при этом количество обучающихся не сокращено, получена возможность мониторинга оказываемых школьникам услуг по сопоставимым показателям качества.

Подобные мероприятия  проводились и в сфере здравоохранения  области. Однако резервы в существующей бюджетной системе еще значительны. Например, содержание одного школьника в городе Свободном обходится в 22 тыс. руб., в Ивановском районе — 39 тыс. руб. а в Шимановском районе — более 90 тыс. руб. в год. Внутри районов расходы на содержание одного ученика тоже неравномерны. Не может и не должна стоимость одной и той же муниципальной услуги так значительно разниться.

Для обеспечения  возможности выявления причин такой разницы необходимо в каждой отрасли внедрить унифицированные методики расчета стоимости услуг. При этом следует уйти от подхода, основанного на простом делении общей суммы затрат на содержание учреждения на количество единиц контингента, получающего ту или иную услугу. Для получения реальной картины стоимости услуги важно обеспечить разделение всех затрат учреждения по их типам: затраты, прямо связанные с оказанием услуги (зарплата основного персонала, материальные запасы и т. п.), на основании которых можно определить стоимость единицы услуги (поделив общую сумму такого типа затрат на количество единиц контингента услуги), и затраты на содержание имущества (коммунальные расходы, связь и т.п.), величина которых прямо не зависит от количества контингента. При таком подходе будет обеспечена сопоставимость показателей плановых затрат на оказание идентичных бюджетных услуг различными учреждениями.

И это лишь первые шаги. Очевидно, что для реализации задач реформирования бюджетной системы Амурской области предстоит большая работа. Мы надеемся, что Минфин России будет обобщать лучшие практики в России и распространять их среди субъектов РФ.13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее  время бюджетная система Амурской области представлена областным  бюджетом, бюджетом ТФОМС, бюджетами девяти городских округов, 20 муниципальных районов и 287 сельских (городских) поселений. Исполнение консолидированного бюджета области по доходам оценивается в сумме 36,7 млрд руб., или 100,4 % от утвержденных годовых значений 2009 года. По расходам исполнение консолидированного бюджета области оценивается в объеме 38,9 млрд руб., или 96,2 % к уточненным годовым плановым назначениям. Традиционно средства областного бюджета направляются на финансирование заработной платы с начислениями, оплату коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы, социальное обеспечение населения. Их доля в общем объеме произведенных расходов в 2009 году составила 61 %.

Экономика Амурской области  в целом развивается  в разрезе отраслей достаточно динамично. Тем не менее, разразившийся  в 2008 году финансовый кризис оказал негативное воздействие на процесс социально – экономического развития области. Это в первую очередь, выразилось в падении инвестиций в развитие экономики и социальной сферы.

В связи с этим одной  из существенных проблем бюджетной политики Амурской области является снижение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.

Негативное влияние  финансового кризиса на экономику  области (снижение объемов реализации продукции, работ и услуг, сокращение численности работающих, перевод работников на сокращенную рабочую неделю) дает полные основания предполагать уменьшение поступлений в консолидированный бюджет области.

В связи с этим планируется  ряд мероприятий в области  совершенствования политики в области доходов.

Политика  в области доходов  будет ориентирована  на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.

Трёхлетний бюджет свидетельствует  о том, что экономика относительно успокоилась. Кроме того, правительство может меняться, но ориентиры-то заданы. Следующая команда приходит, и работает по ним. Этот задел есть преемственность для того же бизнеса. Это правильный подход, то есть в бюджетный сектор пришли технологии реального сектора экономики.

На какой максимальный срок можно планировать бюджет? США, Китай планируют на пять лет. В  нашем советском прошлом были «пятилетки». А вообще горизонт планирования чем дальше, тем лучше – люди набираются технического опыта. Впрочем, хоть долгосрочная оценка и является интервальной, вырабатывать её нужно очень тщательно. Потому что бесконечные изменения и уточнения в бюджете в дальнейшем не есть хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Александров И.М. - Бюджетная  система РФ: учебник/ И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2007. – 484 с.

2 Бюджетная система  России: учебник / В.А. Парыгина  и др. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2007, - 750 с.

3 Годин А.М. Бюджетная система РФ: учебник / Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К., 2008, - 628 с.

4 Дементьев Д.В. Бюджетная  система РФ: учебное пособие/ Д.В.  Дементьев, В.А. Щербаков. - 2-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2009. – 256 с.

5 Матегорина Н.М. Экономическая  статистика.2-е издание / Н.М. Матегорина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 284 с.

6 Мендыбаева Е.Р. Финансовая  статистика. Учебное пособие / Е.Р.  Мендыбаева, А.А. Снатенков, Т.В. Тимофеева. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 489 с.

7 Моисеев С.Р. Финансовая  статистика: денежная и банковская / С.Р. Моисеев. - М.: КноРус, 2010. - 198 с.

8 Нешитой А.С. Бюджетная  система РФ: учебник / Нешитой  А.С. - изд 4-е, испр. и доп. - М.: Дашков  и К, 2007. – 308 с.

9 Новорожкина Л.И. Статистика: Учебник для бакалавров. - Л.И. Новорожкина. - М.: Дашков и К, 2009. - 436 с.

10 Сенчагов В.А. Бюджетная  политика и её роль в обеспечении  экономического роста / Сенчагов В.А. // Вопросы экономики. - 2007. - №5. – С. 65-80

11 Статистика. Учебник для вузов / Под ред.И. Елисеевой. - СПб.: Питер, 2009. - 282 с.

12 Статистика финансов / Под ред. проф. П.П. Маслова. - М.: Статистика, 2007. - 325 с.

13 Статистика финансов: Учебник / Под ред. М.Г. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 234 с.

Информация о работе Анализ бюджета