Анализ бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей регионального бюджета Амурской области и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Для раскрытия темы работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность бюджетной системы;
- дать понятие регионального бюджета;
- проанализировать социально-экономическое развитие области;
- проанализировать бюджетную политику области;
- исследовать возможность совершенствования бюджета области.

Оглавление

Введение 6
1 Теоретические основы бюджетной системы
1.1Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
1.2 Понятие региональных бюджетов
1.3 Доходы и расходы региональных бюджетов
2 Анализ бюджета Амурской области
2.1 Социально – экономическое развитие Амурской области
2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Амурской области за 2009 – 2011 гг
2.3 Основные характеристики бюджета Амурской области на 2012 – 2014 гг
3 Современные тенденции совершенствования и развития бюджетной
системы Амурской области
3.1 Реформирование бюджетной системы
3.2 Программа модернизации бюджетной сферы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Анализ бюджета Амурской обл.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

Иные  неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая  помощь от федерального бюджета в форме  дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета.

С позиции  управления целесообразно  использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

В бюджете  средства классифицируются на функциональные и  инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.

Согласно  Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

- обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

- проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов Федерации;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

- прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств  бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение деятельности средств массовой информации; прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Распределение и закрепление  между бюджетами  разных уровней вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.

Бюджетные расходы в зависимости  от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов — представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

К текущим  расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Текущие расходы регионального  бюджета не могут  превышать объем  доходов регионального бюджета.

Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальным расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов).

Порядок их предоставления и  расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.7

 

 

 

2 Анализ бюджета Амурской области

 

 

2.1 Социально – экономическое развитие Амурской области

Анализ бюджета региона должен начинаться с анализа социально - экономических показателей, в первую очередь это даёт представление о налоговых доходах и уровне развития региона.

Экономика Амурской области представляет собой  многоотраслевое хозяйство, включающее такие виды деятельности, как сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование и т. д.

На  рисунке 1 представлена структура ВРП Амурской области за 2011 год.


 

 

2.2 Анализ финансового состояния ООО «Спенс»

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - структура ВРП Амурской области за 2011 год8

В структуре валового регионального продукта сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляет 7%, добыча полезных ископаемых – 12%, обрабатывающие производства – 5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 7%, строительство – 12%, оптовая и розничная торговля – 11%, транспорт и связь – 20%, прочие – 26%.

Промышленное производство занимает ведущее положение в  хозяйственном комплексе области. В общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по «чистым» видам деятельности области наиболее высок удельный вес добычи полезных ископаемых (51%), на втором - производство и распределение электроэнергии, газа и воды (26%), и на третьем месте - обрабатывающие производства (23%).

В настоящее время  область специализируется на выработке электроэнергии, добыче бурого угля, золота, заготовке деловой древесины и лесопродукции из нее, производстве продукции машиностроения и металлообработки. Производимая продукция в основном реализуется на отечественном рынке, лесопродукция экспортируется в Японию, КНДР и КНР.

Золотодобывающие  предприятия области в 2011 году добыли золота на 10,8% больше, чем в 2010 году. Доля драгоценных металлов в объеме добывающих производств остается по-прежнему наибольшей и составляет 94,5%.

Золотодобывающая  отрасль традиционно остается одной их самых развивающихся в Амурской области. По объемам добычи драгметалла область находится на 2 месте среди золотодобывающих регионов Российской Федерации. Главное предприятие отрасли - ОАО «Покровский рудник». Основные районы добычи золота – золоторудные месторождения Покровское и Пионер, Березитовое золотополиметаллическое месторождение. Кроме того, в области добывается россыпное золото на месторождении Маломырское.

Отгружено товаров в 2011 году, по предварительным  данным, на сумму 10126,6 млн. рублей. Индекс промышленного производства к уровню предыдущего года составил 98,6% (в декабре 2011 года – 134,7%), так как не удалось преодолеть снижение выработки колбасных изделий, муки, макаронных изделий, водки и пива.

Выработка электрической энергии за 2011 год  составила 11703,5 млн. кВт. ч. (91,3% к 2010 году).

Выработка  тепловой энергии за 2011 год составила 6871,7 тыс. Гкал, что по отношению к  2010 году составляет 99,0%.

За 2011 год отгружено  товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по лесозаготовкам на сумму 1118,6 млн. рублей, индекс производства составил 94,8% против 89,9% в январе-декабре 2010 года. Заготовлено древесины необработанной 790,9 тыс. куб.м плотных, или 93,2% к уровню января-декабря 2010 года.

За 2011 год хозяйствами всех категорий  произведено 53,5 тыс. тонн мяса (на убой в живом вес), что составляет 107,9% к 2010 году, 168,4 тыс. тонн молока, 248,6 млн. штук яиц – это больше, чем было получено в 2010 году на 0,4% и меньше на 3,4% соответственно.

За 2011 год на территории области введено  в действие 3807 квартиры общей площадью 240,2 тыс.кв.метров, что на 44,4% выше уровня  2010 года. Населением за счет собственных и заемных средств введено 26,3% от общего ввода жилья.

Предприятиями внутреннего водного транспорта в 2011 году перевезено 711,1 тыс. человек, что на 12,6% больше 2010 года. Пассажирооборот составил 0,7 млн. пассажиро-километров.9

Объем продаж населению пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2011 года составил 41359,5 млн. рублей, непродовольственных товаров – 44644,8 млн. рублей. В товарной массе это составило соответственно 115,3% и 121,8% к уровню 2010 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,1%, непродовольственных товаров – 51,9%.

В 2011 году объем платных услуг, оказанных  населению области через все  каналы реализации, составил 27632,5 млн. рублей, что на 10,5% больше, чем год  назад. В структуре расходов населения  на оплату услуг преобладающую долю занимали услуги пассажирского транспорта, жилищно-коммунальные, связи и бытовые услуги. Объем бытовых услуг увеличился по сравнению с  2010 годом на 26,7%. В структуре объема бытовых услуг больше половины составили услуги по ремонту и пошиву одежды, пошиву и вязанию трикотажных изделий, услуги по ремонту и техобслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования. 

В декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года индекс потребительских цен по Амурской области составил 107,6%.

Таким образом, можно сделать, следующие выводы. Экономика Амурской области в целом развивается в разрезе отраслей достаточно динамично. Тем не менее, разразившийся  в 2008 году финансовый кризис оказал негативное воздействие на процесс социально – экономического развития области.

2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Амурской области за

                 2009 – 2011 гг

Основу доходов бюджета Амурской области составляют налоговые и неналоговые поступления.

Величину и структуру  доходов бюджета Амурской области  представим в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ доходов  бюджета Амурской области за 2009-2011 гг.

Источники дохода

2009

2010

2011

Сумма на год в тыс. руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

Сумма на год в тыс. руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

Сумма на год в тыс.руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

1

2

2

3

4

5

6

7

Налоговые Доходы

           

Всего

12674480

56

13597500

55,5

14588717

56,7

В том числе:

           

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

5780800

34,5

6197907

34,2

8973856

37,4

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

932252

5,6

1045071

5,8

1373273

5,7

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

296427

1,8

344386

1,9

481058

2,0

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

1946027

11,6

2210818

12,2

2419753

10,1

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИР. РЕС.

276147

1,6

271138

1,5

350865

1,5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

100

0,0

235

0,0

160

0,0

Неналоговые Доходы

           

Всего

9958520

44,8

10902500

44,5

11140942

43,3

В том числе:

           

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

10300

0,1

6623

0,0

2849

0,0

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТИ

93210

0,6

111241

0,6

35061

0,1

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

80433

0,5

161480

0,9

147636

0,6

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

68953

0,4

79139

0,4

41650

0,2

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

   

1858

0,0

2700

0,0

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

1273

0,0

700

0,0

631

0,0

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

292

0,0

1000

0,0

2543

0,0

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1474

0,0

1500

0,0

1500

0,0

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

   

31053

0,2

   

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

7249118

43,3

7681634

42,3

10148458

42,3

ВСЕГО ДОХОДОВ

22633000

100,0

24500000

100,0

25729660

100,0

Информация о работе Анализ бюджета