Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:03, курсовая работа
Целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей регионального бюджета Амурской области и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Для раскрытия темы работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность бюджетной системы;
- дать понятие регионального бюджета;
- проанализировать социально-экономическое развитие области;
- проанализировать бюджетную политику области;
- исследовать возможность совершенствования бюджета области.
Введение 6
1 Теоретические основы бюджетной системы
1.1Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
1.2 Понятие региональных бюджетов
1.3 Доходы и расходы региональных бюджетов
2 Анализ бюджета Амурской области
2.1 Социально – экономическое развитие Амурской области
2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Амурской области за 2009 – 2011 гг
2.3 Основные характеристики бюджета Амурской области на 2012 – 2014 гг
3 Современные тенденции совершенствования и развития бюджетной
системы Амурской области
3.1 Реформирование бюджетной системы
3.2 Программа модернизации бюджетной сферы
Заключение
Библиографический список
Анализ доходной части
бюджета Амурской области за 2009-2011 гг. показал, что на протяжении исследуемых
трех лет налоговые доходы составляют
большую часть к общей сумме доходов -
около 56,0%, а неналоговые - около 44%. За 2009
г. налоговых доходов было 12674480 тыс.руб.,
из них наибольший уд. вес к общей сумме
доходов составили налоги на прибыль и
доходы - 34,5%, а неналоговые - 9958520 тыс. руб.
и из них наибольший уд. вес к общей сумме
доходов составили 43,3% - безвозмездные
поступления. Итак, безвозмездные поступления
в областном бюджете занимают весомую
часть в сумме общих доходов. К ним относятся
субвенции, субсидии и дотации. Например:
дотации бюджетам на поддержку мер по
обеспечению сбалансированности бюджетов;
дотации от других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации; субвенции
на оплату жилищно-коммунальных услуг
отдельным категориям граждан; субвенции
на обеспечение мер социальной поддержки
для лиц, награжденных знаками "Почетный
донор СССР", "Почетный донор России";
субвенции на поощрение лучших учителей;
субвенции бюджетам на обеспечение жильем
отдельных категорий граждан; субсидии
бюджетам на мероприятия по организации
оздоровительной кампании детей; субсидии
бюджетам субъектов Российской Федерации
на поддержку элитного семеноводства;
субсидии бюджетам на финансирование
сельского хозяйства; субсидии бюджетам
субъектов Российской Федерации на ежемесячное
денежное вознаграждение за классное
руководство; прочие безвозмездные поступления
в бюджеты субъектов Российской Федерации
от федерального бюджета; прочие безвозмездные
поступления от федерального бюджета;
межбюджетные трансферты, передаваемые
бюджетам субъектов Российской Федерации
на переселение граждан из закрытых административно-
Анализ расходов и дефицита бюджета Амурской области.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы основывается на: единых методологических основах; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности; финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания и в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ делятся на текущие и капитальные.
Основными формами расходов бюджетов являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты физическим лицам.
Анализ расходной части также указывает на рост расходов бюджета. Особенностью является то, что межбюджетные трансферты уменьшаются, так за три года их удельный вес к общему итогу расходов снизился с 52,1% до 26,8%, однако, вместе с тем они составляют наибольший удельный вес в общей сумме расходов.
А также удельный вес расходов на социальную политику с 2009 г. по 2011 г. сравнительно резко увеличились на 15,8%, и наблюдается быстрый прирост удельного веса расходов на национальную экономику 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 7,1%.
Также наблюдаются снижение расходов по следующим статьям: ЖКХ; культура, кинематография и СМИ; и увеличение расходов на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику.
Все подробнее можно рассмотреть на данных анализа расходной части областного бюджета представленных в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ расходов бюджета Амурской области за 2009-2011 гг.10
Наименование расходов |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
Сумма на год в тыс. руб. |
Уд. вес в % к "Итого расходов" |
Сумма на год в тыс.руб. |
Уд. вес в % к "Итого расходов" |
Сумма на год в тыс.руб. |
Уд. вес % "Итого расходов" | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
346389 |
1,9 |
623444 |
3,2 |
1475369 |
5,8 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
5521 |
0,0 |
6354 |
0,0 |
5292 |
0,0 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
793500 |
4,4 |
892832 |
4,5 |
1607120 |
6,3 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
2212014 |
12,2 |
2433624 |
12,4 |
4947802 |
19,5 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
58911 |
0,3 |
37324 |
0,2 |
7799 |
0,0 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
20441 |
0,1 |
21476 |
0,1 |
34414 |
0,1 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
1353662 |
7,5 |
1627948 |
8,3 |
1812752 |
7,1 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
405292 |
2,2 |
208775 |
1,1 |
156385 |
0,6 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ |
2380222 |
13,1 |
2441456 |
12,4 |
2963349 |
11,7 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
1109258 |
6,1 |
2172833 |
11,0 |
5562618 |
21,9 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
9450719 |
52,1 |
9236413 |
46,9 |
6792447 |
26,8 |
ИТОГО РАСХОДОВ |
25873000 |
100,0 |
27864052 |
100,0 |
29234561 |
100,0 |
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
Далее необходимо провести анализ дефицита бюджета Амурской области. Расчеты приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ дефицита бюджета Амурской области.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год
|
Темп прироста 2010/2009, тыс.руб. |
Темп прироста 2011/2010, тыс.руб. |
Доходы, тыс.руб. |
22633000 |
24500000 |
25729660 |
1867000 |
1229660 |
Расходы, тыс.руб. |
25873000 |
27864052 |
29234561 |
1991052 |
1370509 |
Дефицит, тыс.руб. |
-3240000 |
-3364052 |
-3504901 |
124052 |
140829 |
Дефицит, % |
14,31 |
13,73 |
13,62 |
-0,58 |
-0,1 |
В ходе анализа было выявлено, что бюджет Амурской области является дефицитным. Однако нужно заметить, что прослеживается динамика снижения дефицита бюджета.
В структуре расходов бюджета области доля расходов, носящих социальный характер, составила 62,1 процента при плановом проценте 58,8.
Расходы консолидированного бюджета области на образование за январь-июль 2011 года составили 5121 млн. рублей или 55,7 процента годового плана, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года уровень расходов увеличился на 543 млн. рублей или 11,9 процента.
Удельный вес расходов на образование в общей структуре расходов сложился на уровне 26,8 процента, в 2010 году – 28,8 процента.
Ассигнования по культуре, кинематографии, средствам массовой информации за отчетный период исполнены в сумме 507 млн. рублей или на 52,4 процента от годовых плановых назначений консолидированного бюджета, что выше уровня исполнения 2010 года на 37 млн. рублей или на 7,9 процента.
Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт по состоянию на 01.08.2011 составили 2733 млн. рублей (01.08.2010 – 2251 млн. рублей), или 49,3 процента к годовым плановым назначениям - выше уровня произведенных расходов за 2010 год на 21,4 процента или 482 млн. рублей. Исходя из произведенного финансирования, удельный вес расходов на здравоохранение и спорт в общем объеме расходов сложился на уровне 14,3 процента.
Сумма финансирования расходов на жилищно-коммунальное хозяйство за анализируемый период составила 1421 млн. рублей или 49,8 процента к годовым назначениям. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года произошел рост расходов по данному разделу на 403 млн. рублей или на 39,6 процента.
Финансирование по разделу общегосударственные вопросы по состоянию на 01.08.2011 составило 1811 млн. рублей, или 52,3 процента от годового плана. В общей структуре расходов данное направление занимает 9,5 процента.
Расходы на национальную оборону составили 0,1 процента в структуре расходов бюджета и исполнены в объеме 14 млн. рублей (49,3 процента к годовому плану).
Расходы консолидированного бюджета по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность исполнены в сумме 1018 млн. рублей или на 48,9 процента к годовому плану.
Направление денежных средств на финансирование расходов по разделу национальная экономика составило 2168 млн. рублей, что составило 44,5 процента годовых назначений и 11,4 процента в структуре произведенных расходов бюджета области. За 7 месяцев 2010 года на финансирование отраслей экономики было направлено 1477 млн. рублей или на 46,8 процента меньше чем за истекший период 2011 года.
2.3 Основные характеристики бюджета Амурской области на
2012 – 2014 гг
Основные характеристики областного бюджета.
Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2012 год:
- прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 31156086,3 тыс. рублей;
- общий объем расходов областного бюджета в сумме 35609265,1 тыс. рублей;
- прогнозируемый дефицит областного бюджета в сумме 4453178,8 тыс. рублей.
Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2013 год и на 2014 год:
- прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2013 год в сумме 30615084,7 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 2323210,3 тыс. рублей;
- общий объем расходов областного бюджета на 2013 год в сумме 34533286,6 тыс. рублей, в том числе общий объем условно утвержденных расходов в сумме 1800739,1 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 33532698,0 тыс. рублей, в том числе общий объем условно утвержденных расходов в сумме 1677000,0 тыс. рублей;
- прогнозируемый дефицит областного бюджета на 2013 год в сумме 3918201,9 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 1209487,7 тыс. рублей.
Безвозмездные
поступления в областной
1 Утвердить прогнозируемый объем безвозмездных поступлений на 2012 год в сумме 6510736,6 тыс. рублей, на 2013 год в сумме 4157301,1 тыс. рублей, на 2014 год в сумме 4032189,3 тыс. рублей.
2 Утвердить прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на 2012 год в сумме 6510736,6 тыс. рублей, на 2013 год в сумме 4157301,1 тыс. рублей, на 2014 год в сумме 4032189,3 тыс. рублей.
3 Установить, что добровольные взносы и пожертвования, имеющие целевое назначение (далее - целевые средства), поступающие в доход областного бюджета, предоставляются главным распорядителям средств областного бюджета, в ведении которых находятся областные казенные учреждения, для последующего их доведения в установленном порядке областным казенным учреждениям для осуществления расходов, соответствующих целям, на достижение которых предоставляются указанные средства.
На заседании амурского
заксобрания члены
В ближайшие три года планируется сократить дефицит бюджета. Например, в 2012 году Амурская область потратит на 4 с лишним миллиарда рублей больше, чем заработает, а в 2014 году расходная часть бюджета должна превысить доходную не более чем на полтора миллиарда.
С 1 сентября 2012 года будут проиндексированы зарплаты педагогическим работникам (на 30 %). На 6 % вырастут стипендии, выплачиваемые из региональной казны, и расходы на содержание государственных служащих, их зарплаты не повышались уже четыре года.
Почти 9,5 миллиарда рублей в областном
бюджете будут направлены на социальную
сферу. Это почти на два миллиарда больше,
чем в 2011 году.
Суммы, которые
в ближайшие три года уйдут на ремонт и
восстановление амурских дорог. В регионе
создан дорожный фонд. Предполагается,
что его средства будут иметь целевое
назначение, их нельзя будет потратить
ни на какие нужды, кроме как ремонт региональных,
муниципальных и межмуниципальных дорог,
а также дворовых территорий. Согласно
представленному проекту трёхлетнего
бюджета на эти цели из амурского бюджета
пойдут 6,2 миллиарда рублей в 2012 году, 5,1
миллиарда в 2013-м и 2,8 миллиарда рублей
в 2014-м. Для сравнения: финансирование
2011 года составляет 1,6 миллиарда рублей.
В 2012–2014 годах резко снизится число субсидий муниципальным образованиям. На три года предусмотрено 33 субсидии (в 2011 году их запланировано 64). Территориям нечего бояться: субсидии будут «укрупняться» в суммах, хотя и уменьшаться в количестве. В числе упразднённых целевых субсидий: на приобретение в муниципальную собственность объектов здравоохранения; на ремонт домов ветеранов Великой Отечественной войны; на ремонт объектов социально-культурной сферы. Кроме того, вместо дотаций местным бюджетам из регионального с 2012 года будут переданы 10 % от суммы собранного налога на доходы физических лиц. 11