Управление доходами в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования роли и значения прибыли содержится в самих условиях рыночной экономики, в которых прибыль является основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия, является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема оборота оптовой торговли, а получение максимально возможной прибыли.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения прибыли 5
1.1. Экономическая сущность прибыли, функции прибыли, формирование прибыли 5
1.2. Факторы, влияющие на прибыль, виды прибыли 9
1.3. Планирование и распределение прибыли предприятия 11
Выводы 15
Глава 2. Практическое исследование прибыли предприятия (на примере гостиницы «Компас-Тур») 16
2.1. Современные составляющие развития сферы сервиса и туризма в Алтайском крае 16
2.2. Анализ прибыли гостиницы «Компас-Тур» (г. Змеиногорск) 20
Выводы 25
Глава 3. Проблемы, выявленные в ходе анализа прибыли гостиницы «Компас-Тур» и мероприятия по их устранению 26
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 93.26 Кб (Скачать)

Как было указано выше, на Алтае  есть условия для развития практически  всех видов туризма, но особой популярностью  пользуются пешие походы и сплавы по горным рекам любой категории  сложности, конный туризм, альпинизм, горнолыжный  туризм и спелеотуризм, исторические экскурсии, охотничьи туры, а также  рыбалка. Возможны автомобильные и  велосипедные маршруты, конный туризм. Большие расстояния между населенными  пунктами способствуют развитию автомобильных туров. В районах, не располагающих привлекательными достопримечательностями, развивается сельский туризм. Конные маршруты проходят по малозаселенным территориям Горного Алтая. Многие турбазы организуют конные прогулки для всех желающих, а также конные маршруты для более подготовленных туристов.

Центрами горнолыжного туризма  являются города Бийск и Змеиногорск.

Не менее интересны  для туристов и реликтовое Колыванское  озеро,  уникальные ленточные боры, протянувшиеся на  сотни  километров,  и  Денисова пещера,  сохранившая  следы  древнего  человека 

На территории края находится множество археологических и этнологических памятников. Особой популярностью пользуются Талдинские, Чарышские и  Ханхарские  пещеры16.

Начинает развиваться  в крае и сельский туризм. Новые усадьбы появились в Солонешенском, Змеиногорском, Красногорском, Чарышском и Алтайском районах.

В первом полугодии 2010 года разработан ряд новых туристических  маршрутов. Путешествия с активным способом передвижения появились в  Алтайском, Солонешенском, Курьинском и Краснощековском районах. В  Курьинском районе проложены автомобильные  туры. В Бийском районе уделено  большое внимание тематическим экскурсиям, посвященным жизни и деятельности Василия Шукшина. Предложения туристических  фирм Белокурихи и Бийска пополнились  экскурсиями по близлежащим территориям.

Очень часто встречаются  упреки, относительно сервиса алтайских  баз отдыха и гостиниц, не всегда сопоставимого по цене, и хотя данная проблема понемногу решается, вопрос остается открытым.

Кроме того на сегодняшний  день актуальна проблема стоимости  отдыха на Алтае. При выборе места  отпуска летом, путевка в Турцию иногда обходится дешевле отдыха в отелях Алтая. К сожалению, несмотря на то, что в крае потрясающе красивые места, воспользоваться этим в финансовом вопросе для многих довольно затруднительно. Это является побудительной причиной развития туризма в районах края, где цены сравнительно ниже, но надо отдавать себе отчет, что и сервис пока развит недостаточно. К сожалению, говорить о развитии инфраструктуры пока рано17.

Для превращения туризма  в доходную статью экономики региона  требуется совершенствование всей его инфраструктуры. Прежде всего, необходимы хорошие дороги и подъездные пути к местам отдыха. С целью привлечения  туристов в регион необходимо совершенствование  транспортного обслуживания:  реконструкция  аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, увеличение количества автобусных маршрутов, организуемых по привлекательным для  туристов районам края. Важной задачей  является развитие высокотехнологичной  связи, которая позволит увеличить  спектр услуг, предлагаемый отдыхающим.

 

2.2. Анализ прибыли гостиницы «Компас-Тур» (г. Змеиногорск)

 

Змеиногорский район обладает большим  разнообразием туристско-рекреационных  ресурсов. Природно-климатические и  историко-культурные ресурсы Змеиногорского района огромны. На территории района имеются 5 памятников регионального значения. Природными достопримечательностями района являются Колыванское озеро и государственный природный заповедник «Тигирекский». На окраине Змеиногорска расположен горнолыжный комплекс «Лихая горка» и тремя трассами, оборудованными бугельными подъемниками.

Гостиница «Компас-Тур» (ИП Созинов О. В.) - двухэтажное здание в центре города, расположена по адресу: Змеиногорск, ул. Ленина 76. Предоставляет  гостям следующие услуги:

  1. Круглосуточный прием и размещение гостей
  2. Кафе
  3. Бар
  4. Круглосуточная охрана
  5. Охраняемая автостоянка
  6. Бильярд
  7. Баня и сауна

Номерной  фонд гостиницы (21 номер) представлен  одно- и двух- и трехместными номерами с холодильником, телевизором и  душевыми кабинами.

Основными источниками прибыли  являются: прибыль от эксплуатации номерного фонда гостиницы, прибыль  от реализации платных услуг (автостоянки, бани и др.) и прибыль от ресторанного хозяйства.

На стоимость  номера оказывают влияние следующие  факторы: категория предоставляемого номера; длительность проживания в  номере. Существует также система  скидок в зависимости от количества гостей в группе, времени и сезона заезда. Таким образом, клиентам гостиницы  предлагаются номера различных категорий, цены на которые зависят от их уровня комфортности. Также гостям г. Змеиногорска оказываются дополнительные услуги, которые удовлетворяют их потребности. Однако, представленный ассортимент  дополнительных услуг можно охарактеризовать как небольшой.

Исследуя  прибыль гостиницы «Компас-Тур» рассмотрим доход и  объем оказанных  услуг за последние 2 отчетных года (2008 и 2009г.г.)

В 2009 году  периоде объем дохода от оказанных  услуг увеличился на 4,17 % (прил. 2, табл.1).

В наибольшей степени увеличился объем услуг, связанный с общественным питанием более чем на 16%  ( 459 тыс. руб.), увеличился и доход от продажи номеров, на 9,34%.  В то же время, объем дохода от бытовых услуг остался неизменным, а от розничной торговли наоборот, уменьшился на 4,19%

Структура оказанных  услуг отчетного и предыдущего  периодов изменилось не значительно, изменения  произошли за счет увеличения объем  дохода от продажи номеров  (прил. 2, табл.2).

Кроме того, можно  заметить, что произошло перераспределение  структуры дохода от дополнительных услуг за счет увеличения объема услуг  общественного питания (на 0,47%), и  уменьшения доли услуг от розничной  торговли и бытовых услуг (0,27% и 0,2% соответственно).

Проведем  сопоставление себестоимости производства и услуг за 2008 и 2009 годы, для этого  данные отчетности нужно привести в сопоставимый вид. Наиболее простой метод-использование модели текущих цен, корректировка статей производится по разным видам индексов цен. По данным российской прессы, индекс потребительских цен за 2009 год составил в среднем 1,088, следовательно, модель приведения в сопоставимый вид будет выглядеть следующим образом:

С20092008хО2008 ;

где:

С2009 – сопоставимая себестоимость 2009 года;

П2008 – показатель  себестоимости 2008 года;

О2009 – индекс потребительских цен в среднем в 2009 г.

С2009=12 830х1,088=13959,04

Рассчитаем  разницу сопоставимой себестоимости  за последние 2 года:

∆Сотн = П20092008=10 901 – 13959,04= = -3 058,04 тыс. руб.

То есть, себестоимость  производства и реализации услуг  в отчетном году сократилось на на 15,04% (1 929 тыс. руб.), что составляет 21,91% (3 058,04 тыс. руб.) в сопоставимом значении.

Проанализируем  влияния факторов на изменение прибыли  до налогообложения.

Наибольшее  влияние на увеличение прибыли до налогообложения оказало снижение себестоимости оказанных услуг  на 15,04% и коммерческих расходов на 33,24% (1 929тыс. руб. и 620 тыс. руб. соответственно). Менее повлияло на снижение прибыли до налогообложения управленческие расходы, текущий налог на прибыль, прочие расходы и доходы.

Изучим рентабельность деятельности гостиницы. На данном этапе  динамику рентабельности отражают  следующие показатели:

  1. Рентабельность продаж (показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле).

;

где:

Р – рентабельность продаж;

Пч – чистая прибыль;

В – выручка;

В данном случаи происходит увеличение рентабельности продаж, что  свидетельствует о  снижении затрат на оказание услуг.

  1. Рентабельность продукции (услуг) рассчитывается по формуле:

;

где:

Р – рентабельность продукции

П – чистая прибыль

С = себестоимость продукции + управленческие расходы + коммерческие расходы.

Рентабельность  услуг увеличилась на 19,82 %, что  обусловлено увеличением прибыли  от продаж за счет уменьшения себестоимости  продукции, а также управленческих и коммерческих расходов.

  1. Рентабельность по балансовой прибыли рассчитывается по формуле:

;

где:

Р – рентабельность по балансовой прибыли;

В – выручка;

Пб – балансовая прибыль

Таким образом, мы наблюдаем увеличение рентабельности по всем исследуемым показателям (прил. 3, табл. 2).

 

 

Выводы

 

Алтайский край имеет очень большой туристический  потенциал, обладая возможностями  для развития практически всех видов  туризма, о чем говорит увеличение туристического потока в наш регион. Основой развития туристской отрасли Алтайского края являются особая экономическая зона туристско-рекреационного «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета». Но для превращения туризма в доходную и достаточно весомую статью экономики края требуется совершенствование всей его инфраструктуры, в первую очередь дорог и подъездных путей. 

Исследуемая нами гостиница «Компас-Тур» расположена  в г. Змеиногорске, который привлекателен в летнее время возможностью отдыха на Колыванском озере, а в зимнее – на горнолыжном комплексе «Лихая горка». Основную приюыль предприятие получает от предоставления услуг по проживанию в гостинице.

В данной работе была исследована  прибыль гостиницы за 2008 и 2009 года. По итогам анализа можно сделать  выводы, что в 2009 произошло увеличение объема дохода от оказанных услуг  на 4,17% за счет увеличения объема услуг  общественного питания и продажи номеров, что на наш взгляд связано с тем, что гостиница приобретает известность у гостей города. Уменьшение себестоимости услуг в 2009 году также не могло не сказаться на повышении доходов гостиницы благодаря этому чистая прибыль увеличилась более чем в 2 раза (на 229,41%). Анализ рентабельности показал, что в 2009 г. произошло увеличение рентабельности по всем исследуемым показателям. Тем не менее, анализ прибыли показал, что по некоторым статьям произошло снижение дохода, что говорит о необходимости разработки мер по увеличению доходности гостиницы «Компас-Тур».

 

Глава 3. Проблемы, выявленные в ходе анализа  прибыли гостиницы «Компас-Тур» и мероприятия по их устранению

 

Гостиница «Компас-Тур» открыта в 2007 году и ориентирована  на удовлетворение потребностей потребителей, имеющих средний уровень доходов  и нуждающихся в недорогих  номерах со средним уровнем комфорта и предлагаемых услуг.

В гостинице  «Компас-Тур» ведется постоянная работа по увеличению прибыли, для этого  были установлены тепло- и водосчетчики, ведется работа по поиску поставщиков  продукции по наиболее выгодным для  гостиницы ценам, что позволило  значительно сократить себестоимость  продукции гостиницы, введена система  скидок для корпоративных постоянных клиентов и т.д. Тем не менее, в  ходе нашего анализа был выявлен  ряд проблем, устранение которых  приведет к увеличению прибыли изучаемой  нами гостиницы. Рассмотрим их более  подробно.

Главным конкурентом  исследуемой нами гостиницы является гостиница «Змеиногорск», но по уровню обслуживания, комфортабельности номеров  и  расположению проигрывает гостинице  «Компас-Тур», поэтому исследуемую  нами гостиницу можно считать  монополистом в сегменте гостиничных  услуг города. Большой проблемой  здесь является наличие теневого рынка «съемных» квартир для  размещения туристов.

Как уже было указано выше, гостиница располагает  одно- двух- и трехместными номерами, но поскольку гостиницу «Компас-Тур» можно считать монополистом не только в данном ценовом сегменте, но и  в сфере гостиничного хозяйства  города вообще, спрос на номера, располагающие  максимально комфортными условиями проживания не удовлетворен.

Еще одной  проблемой является слабое взаимодействие гостиницы туристических фирм края.

Формированию  привлекательного образа гостиницы  в глазах общественности, также не уделяется должное внимание: из традиционных методов PR можно выделить лишь рекламные объявления в СМИ и рекламные проспекты.

Ассортимент и качество предоставляемых гостиницей «Компас-Тур» бытовых  услуг является недостаточным, о чем говорит  тот факт, что размер выручки от бытовых услуг за 2008 и 2009 годы не изменился

Устранению  выявленных в ходе анализа проблем  способствуют следующие мероприятия:

  • удовлетворение спроса потребителей на номера класса люкс и полулюкс;
  • увеличение количества и качества дополнительных услуг, например, за счет предоставления бизнес-услуг (предоставление факсимильной связи, доступа в интернет, проведение конференций);
  • повышение комфортности пребывания в гостинице семьям с детьми (детская кровать, игрушки, специальное меню в кафе и пр.)
  • повышение уровня квалификации персонала, поскольку полностью автоматизировать обслуживание клиентов в гостинице невозможно, персонал должен знать наиболее прибыльные гостиничные продукты и уметь предложить их клиентам;
  • разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов. Улучшение оплаты и условий труда позитивно влияет на состояние обслуживающего персонала и, соответственно, на результативность работы;
  • разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда.
  • наладить взаимодействия с туристическими фирмами края, организовать туры по привлекательным для туристов местам района. Это привлечет дополнительные средства на развитие гостиницы и обеспечит проживающих не только из других городов, но и стран. Рассмотреть возможность брони номера при помощи сети Интернет;
  • увеличить количество и качество рекламы, рассмотреть возможность проведение рекламных мероприятий. На данный момент основным источником информации о гостинице является «сарафанное радио». Использование сети Интернет позволит значительно дополнить традиционные приемы рекламы и снизить затраты на нее.
  • разнообразить ресторанное меню кафетерия гостиницы, предоставлять скидку постояльцам гостиницы;

Информация о работе Управление доходами в туризме