Особенности туризма как объекта управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

1. Основные понятия и управленческие категории туризма
Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью в разработке общего языка как для статистики, так и для выработки концептуальных подходов к общению руководителей и специалистов туристской индустрии на различных уровнях управления. Следует иметь в виду, что в отношении понятийного аппарата, предложенного в данном учебном пособии, уже сформировался широкий международный консенсус, что особенно важно для использования его в практике управления в странах СНГ. В основу понятийного аппарата положены понятия и категории из концепции определений для статистики туризма, рекомендованные Всемирной туристской организацией.

Оглавление

Содержание
1. Основные понятия и управленческие категории туризма………………………...3
1.1 Определение туризма……………………………………………………………………………….4
1.2 Типы туристов…………………………………………………………………………………………….6
1.3 Виды и формы туризма……………………………………………………………………………..8
1.4 Туристское предложение………………………………………………………………………….12
2. Основные этапы развития менеджмента……………………………………………………17
2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме………….17
2.2 Первый (древний) период…………………………………………………………………………18
2.3 Индустриальный период развития менеджмента (1800 -- 1917 гг.)…………20
2.4 Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 -- 1990 гг.)………………………………………………………………………………..23
Использованная литература…………………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 53.70 Кб (Скачать)

Балтийская  Академия Туризма и Предпринимательства

Факультет: Менеджмент и Предпринимательство. 
 
 

Курсовая работа

Особенности туризма как объекта управления. 
 
 

             Выполнила студентка 4курса  
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011г. 

Содержание

1. Основные понятия  и управленческие категории туризма………………………...3

1.1 Определение туризма……………………………………………………………………………….4

1.2 Типы туристов…………………………………………………………………………………………….6

1.3 Виды и формы  туризма……………………………………………………………………………..8

1.4 Туристское предложение………………………………………………………………………….12

2. Основные этапы  развития менеджмента……………………………………………………17

2.1 Условия и предпосылки  возникновения менеджмента в  туризме………….17

2.2 Первый (древний)  период…………………………………………………………………………18

2.3 Индустриальный  период развития менеджмента  (1800 -- 1917 гг.)…………20

2.4 Период систематизации  менеджмента в туризме (развитие  и подъем туризма в 1918 -- 1990 гг.)………………………………………………………………………………..23

Использованная литература…………………………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные понятия  и управленческие  категории туризма

Необходимость введения данного раздела в учебное  пособие диктуется потребностью в разработке общего языка как  для статистики, так и для выработки  концептуальных подходов к общению  руководителей и специалистов туристской индустрии на различных уровнях  управления. Следует иметь в виду, что в отношении понятийного  аппарата, предложенного в данном учебном пособии, уже сформировался  широкий международный консенсус, что особенно важно для использования  его в практике управления в странах  СНГ. В основу понятийного аппарата положены понятия и категории  из концепции определений для  статистики туризма, рекомендованные  Всемирной туристской организацией.

«Менеджмент» (manage) -- слово английского происхождения  и означает «управлять». Трактовок  понятия «менеджмент» существует очень  много. И это естественно, так  как на разных стадиях развития организации  мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологическим, финансовым, корпоративным, функциональным и т.п.).

В общем виде менеджмент следует представлять как науку  и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект  людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью  превращения неорганизованных элементов  в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент -- это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей  организации.

В данном учебном  пособии термины «управление» и  «менеджмент» используются как синонимы. В классическом же представлении  категория «управление» шире категории  «менеджмент», так как она применяется  к различным видам человеческой деятельности, например, к управлению автомобилем и иными, более сложными, техническими системами. Термин же «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации -- управление хозяйственной деятельностью и  персоналом.

Поскольку в последнее  время понятие «менеджмент» в  различных изданиях трактуется по-разному, в данном учебном пособии его  следует понимать как управление социально-экономическими явлениями  и процессами, происходящими в  туристской индустрии. 
 
 
 
 
 

1.1 Определение туризма

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в  себя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется  с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями  у костра, для других это поездки  по историческим местам, для третьих -- путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку  туризм чрезвычайно разнообразен.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких  явлений нашего времени, которое  реально проникает во все сферы  нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним  из важнейших факторов экономики, поэтому  мы рассматриваем его не просто как  поездку или отдых. Это понятие  намного шире и представляет собой  совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих  в местах, находящихся за пределами  их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным  каждому из нас, так как все  мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а,

Особенности туризма  как объекта управления планируя свой отпуск, пользовались консультацией  и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях  весьма важно определить взаимоотношения  между составными элементами туризма  как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма  появились различные толкования этого понятия, особую значимость при  определении этого явления имеют  следующие критерии:

1. Изменение места.  В данном случае речь идет  о поездке, которая осуществляется  в место, находящееся за пределами  обычной среды. Однако нельзя  считать туристами лиц, ежедневно  совершающих поездки между домом  и местом работы или учебы,  так как эти поездки не выходят  за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в  другом месте. Главным условием  здесь является то, что место  пребывания не должно быть  местом постоянного или длительного  проживания. Кроме того, оно не  должно быть связано с трудовой  деятельностью (оплатой труда). Этот  нюанс следует учитывать, потому  что поведение человека, занятого  трудовой деятельностью, отличается  от поведения туриста и не  может классифицироваться как  занятие туризмом. Еще одним условием  является и то, что путешественники  не должны находиться в посещаемом  ими месте 12 месяцев подряд  и более. Лицо, находящееся или  планирующее находиться один  год или более в определенном  месте, с точки зрения туризма  считается постоянным жителем  и поэтому не может называться  туристом.

3. Оплата труда  из источника в посещаемом  месте. Суть данного критерия  в том, что главной целью  поездки не должно быть осуществление  деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, ко и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении  которых данные критерии все-таки недостаточны -- это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально  не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Анализ приведенных  выше особенностей, характеристик и  критериев позволяет выделить следующие  признаки туризма:

О деловые поездки, а также путешествия с целью  проведения свободного времени -- это  перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как  не покидает свое функциональное место;

G туризм -- это не  только важная отрасль экономики,  но и важная часть жизни  людей. Он охватывает отношения  человека с окружающей его  внешней средой.

Следовательно, туризм -- это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку  и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного  или длительного проживания и  не связанных с их трудовой деятельностью.

Это обобщенное определение  в некоторых случаях может  быть дополнено и конкретизировано. Необходимо обратить внимание на терминологию. Во многих языках с давних времен используется слово «туризм» (tourism, tourisme, turismo), которое  произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour). «Великий тур» означал  первоначально ознакомительную  поездку. Ее совершали в XVII -- XVIII ст. молодые представители дворянства, а в XIX ст. такие поездки стали  популярны и среди других слоев  населения. Целью путешествий было знакомство с чужими культурами. Как  и в прошлые столетия -- во времена  «великих туров», так и сегодня  основное назначение туризма -- знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания  между ними.

Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и  название одной из отраслей экономики. Туризм -- это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и  посредников. Не все авторы принимают  во внимание данное ограничение. Кроме  туристических организаторов и  посредников к туристской деятельности можно отнести и другие виды предприятий и организаций. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные.

Таким образом, туризм -- отрасль экономики, включающая в  себя деятельность туристических организаторов  и посредников, которыми нужно управлять. 

1.2 Типы туристов

Изучая менеджмент в туризме, очень важно правильно  ответить на следующий вопрос: кто  и какими туристскими услугами пользуется? При этом следует подумать о том, будут ли семьи г-на Иванова и  г-на Сидорова отдыхать одинаково и  совпадут ли их потребности в туристском продукте. Ответ однозначен -- нет. В  связи с этим всех туристов можно  классифицировать по следующим признакам:

  • в зависимости от их активности;
  • в зависимости от стиля жизни.

Традиционно среди  туристов по их активности во время  отпуска выделяют шесть групп:

Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть  в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок, и море.

Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Применительно к ним чаще всего  употребляются такие слова, как  флирт, дальние расстояния.

Пример. Г-н М. просыпается  около полудня и идет в плавательный бассейн. Там он встречает веселую  компанию, они беседуют, пьют в баре коктейль, немного плавают и слушают  музыку. После полудня г-н М. играет с другим отдыхающим в теннис. На вечер у него есть договоренность на ужин. После ужина -- посещение  дискотеки, которая длится до утра.

Любители активного  отдыха. Эти туристы любят природу  и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением. 

Любители спортивного  отдыха. В отличие от активно отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для  них очень важен спорт -- их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.

Отдыхающие с целью  познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. В данном типе выделяются три подгруппы: П1, П2 и П3. Туристы типа П1 посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столько  признанным достопримечательностям, сколько  поиску таких мест, где он может  почувствовать их атмосферу. Для  него на передний план выдвигаются  чувства и настроения. Туристы  типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.

Информация о работе Особенности туризма как объекта управления