Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:12, курсовая работа
1. Основные понятия и управленческие категории туризма
Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью в разработке общего языка как для статистики, так и для выработки концептуальных подходов к общению руководителей и специалистов туристской индустрии на различных уровнях управления. Следует иметь в виду, что в отношении понятийного аппарата, предложенного в данном учебном пособии, уже сформировался широкий международный консенсус, что особенно важно для использования его в практике управления в странах СНГ. В основу понятийного аппарата положены понятия и категории из концепции определений для статистики туризма, рекомендованные Всемирной туристской организацией.
Содержание
1. Основные понятия и управленческие категории туризма………………………...3
1.1 Определение туризма……………………………………………………………………………….4
1.2 Типы туристов…………………………………………………………………………………………….6
1.3 Виды и формы туризма……………………………………………………………………………..8
1.4 Туристское предложение………………………………………………………………………….12
2. Основные этапы развития менеджмента……………………………………………………17
2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме………….17
2.2 Первый (древний) период…………………………………………………………………………18
2.3 Индустриальный период развития менеджмента (1800 -- 1917 гг.)…………20
2.4 Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 -- 1990 гг.)………………………………………………………………………………..23
Использованная литература…………………………………………………………………………….25
Туристское предложение
состоит из первичного (первоначального)
и производного предложений. Первичное
предложение притягивает
Отнесение предложения
к первоначальному или
Первоначальное предложение
изначально не связано с туризмом.
В нем имеются различные
Производное предложение по сравнению с первоначальным существует специально в туризме. Производное предложение состоит из туристской инфраструктуры и туристской супраструктуры. Туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Инфраструктура, обусловленная развитием туризма, имеет много общего с общей инфраструктурой (первичным предложением): если в какой-либо местности, кроме местного населения, постоянно отдыхают гости, то мощности систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, на всех не хватает. Дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную развитием туризма, и относятся к производному предложению.
Пример. В городе
проживает 45 000 жителей. Кроме того,
город располагает мощностями для
размещения 18 000 туристов. Ранее население
снабжалось электроэнергией, вырабатываемой
небольшой
Важнейшей составной
частью туристской инфраструктуры является
собственно туристская инфраструктура,
к которой относятся
В туристическую
супраструктуру входят гостиничные
предприятия и предприятия
Если рассматривать отдельные элементы туристского предложения, то можно убедиться, что потребность в туристских услугах (туристский спрос) удовлетворяется, как правило, комплексом услуг, относящихся как к первичному, так и производному предложению.
Пример. Для организации отдыха любителей горных лыж требуется обязательное наличие следующих элементов первичного и производного предложений:
Таким образом, для удовлетворения туристского спроса необходимо наличие нескольких элементов. Если отсутствует какой-нибудь важный элемент, стратегическая цель туризма не может быть достигнута. Например, если нет снега, то невозможен отдых на лыжной базе, даже если присутствуют все остальные элементы.
Для эффективного менеджмента необходимо объединение всех туристских услуг, которые производят организационные звенья, относящиеся к отрасли туризма: туристские регионы; туристские предприятия; туристские организации.
Туристский регион.
Если взять за основу данное нами ранее
определение туризма, то к категории
туристского региона можно
В зависимости от
мотива различаются туристские регионы
широкой и узкой специализации.
Разница между ними в том, что
выбор туристского региона
Туристские регионы широкой специализации. В туристской отрасли внимание организаторов и посредников туристских мероприятий сконцентрировано в основном на организации отдыха в сезон отпусков. Туристские регионы широкой специализации важны также и для делового туризма. К таким туристским местам относятся образовательные, промышленно-административные и транспортные центры.
Образовательные центры -- это места, приспособленные для проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера.
Пример. Научный институт
разрабатывает крупный проект. Прежде
чем начать работу, в одном из
городов собираются на конференцию
специалисты института и
Промышленно-административные
центры также относятся к туристскому
предложению широкой
Пример. Производитель
трикотажа некоторую часть
Политические центры -- это места, где располагаются административно-политические структуры или проводятся мероприятия политического характера.
Пример. Политический деятель одной из африканских стран приехал в Европу, чтобы выступить с докладом перед Европейским парламентом в Страсбурге.
В центрах транспортного сообщения путешествующие пользуются туристскими услугами по техническим причинам.
Пример. Бизнесмен
А. вынужден переночевать в гостинице
аэропорта, так как следующий
рейс -- только завтра. Аэропорт для
него -- пересадочный пункт.
Туристские регионы
узкой специализации. Как уже
отмечалось, туристские регионы узкой
специализации отличаются от регионов
широкой специализации тем, что
основная причина их посещения -- желание
исследовать эти места. Туристские
места узкой специализации
Места отдыха. Это название собирательное. Оно используется для обозначения всех мест, которые используются для отдыха. В этой группе можно выделить курорты, места для проведения отпуска и места, расположенные вблизи места проживания и используемые для непродолжительного отдыха.
Курорты. Это название стало международным, но его значение не всегда одинаково. Так, например, в Швейцарии курортом обычно называется любое место отдыха, в то время как в Германии оно должно соответствовать предписанным законом требованиям. Общепринятые определения предполагают, что курорты должны иметь как минимум три показателя: природные лечебные факторы; соответствующие постройки; определенный лечебный характер.
Природные лечебные
факторы -- это лечебные свойства почвы,
моря или климата. Курортные постройки
-- это здания, сооружения, в которых
проводится лечение. Здания и сооружения
должны соответствовать нормам гигиены,
иметь безупречный вид и
Места для отдыха во время отпуска. Исходя из мотивации путешествующих, местом отдыха может называться любое место, где можно остановиться на пять и более дней (минимально -- четыре ночевки), чтобы отдохнуть. Они служат для восстановления и сохранения физических и психических сил человека. От курортов они отличаются тем, что на их территории нет общепризнанных природных лечебных факторов, которые могут быть использованы в терапии.
Близлежащие места
для отдыха. Как говорит само название,
такие места расположены
Места с туристскими
достопримечательностями. К этой группе
туристских мест узкой специализации
относятся исторические, религиозные
(паломнические) места и развлекательные
центры. Все они привлекают туристов,
для которых на первом месте стоит
не физический или духовный отдых, а
желание познакомиться с чем-
При выделении туристских мест, в зависимости от мотивации путешествующих, все зависит только от них самих, а не от особых признаков мест. Одно и то же туристское место нельзя отнести к определенному типу. Если его рассматривать с позиций разных людей, то оно может принадлежать к различным типам туристских регионов. Например, в большой деревне, расположенной в Альпах, есть туристская инфра- и супраструктура. Но для одних субъектов туризма она является политическим центром, другие считают ее близлежащим местом для непродолжительного отдыха.
Таким образом, туристские
регионы различаются по такому признаку
мотивации туристов, как пользование
туристскими услугами. Если посещение
определенного места является средством
достижения цели, тогда говорят о
туристском регионе широкой специализации;
если же посещение становится самоцелью,
то посещаемое место называется туристским
регионом узкой специализации.
2. Основные этапы развития менеджмента
2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме
Туризм, каким мы его представляем сегодня, -- сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Если обратиться к древней истории, то следует начать с первого «вынужденного» путешествия, когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. В соответствии с принятым определением туризма здесь уже присутствуют некоторые его признаки: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Такую историческую интерпретацию туризма можно было бы распространить и на древние странствия народов, паломничество, кругосветные экспедиции, различные туристские походы.
Однако современное
учение о туризме не признает первых
путешественников как туристов, так
как у них отсутствовала «
Таким образом, сегодня вряд ли кто скажет, когда и как зародились искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал там, где люди работали группами, и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической, когда возникала необходимость в установлении и поддержании порядка в обществе; экономической -- при изыскании, производстве и распределении ресурсов; оборонительной -- при защите от врагов и диких зверей.
Даже в древних
обществах требовались
Информация о работе Особенности туризма как объекта управления