Особенности туризма как объекта управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

1. Основные понятия и управленческие категории туризма
Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью в разработке общего языка как для статистики, так и для выработки концептуальных подходов к общению руководителей и специалистов туристской индустрии на различных уровнях управления. Следует иметь в виду, что в отношении понятийного аппарата, предложенного в данном учебном пособии, уже сформировался широкий международный консенсус, что особенно важно для использования его в практике управления в странах СНГ. В основу понятийного аппарата положены понятия и категории из концепции определений для статистики туризма, рекомендованные Всемирной туристской организацией.

Оглавление

Содержание
1. Основные понятия и управленческие категории туризма………………………...3
1.1 Определение туризма……………………………………………………………………………….4
1.2 Типы туристов…………………………………………………………………………………………….6
1.3 Виды и формы туризма……………………………………………………………………………..8
1.4 Туристское предложение………………………………………………………………………….12
2. Основные этапы развития менеджмента……………………………………………………17
2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме………….17
2.2 Первый (древний) период…………………………………………………………………………18
2.3 Индустриальный период развития менеджмента (1800 -- 1917 гг.)…………20
2.4 Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 -- 1990 гг.)………………………………………………………………………………..23
Использованная литература…………………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 53.70 Кб (Скачать)

Туристское предложение  состоит из первичного (первоначального) и производного предложений. Первичное  предложение притягивает туристов своей естественной пользой. Оно  создается не только для туристских целей. Производное предложение  состоит из элементов, которые создаются  исключительно для туристского  использования. В составе производного предложения можно выделить туристскую инфраструктуру и туристскую супраструктуру.

Отнесение предложения  к первоначальному или производному базируется на том, какие особенности, пригодные для использования  в туризме, уже имеются, и какие  должны быть созданы для привлечения  туристов.

Первоначальное предложение  изначально не связано с туризмом. В нем имеются различные факторы, которые оказывают на туристов естественное притягательное влияние. Первоначальное предложение отличают следующие  показатели:

  • природные особенности страны (географическое положение, климат, топография, растительный и животный мир);
  • социально-культурные факторы (культура, традиции, постройки религиозного и мирового значения, менталитет, гостеприимность, обычаи);
  • общая инфраструктура (пути сообщения, коммуникации, газо-, водо- и электроснабжение, очистные сооружения, учреждения культуры и досуга).

Производное предложение  по сравнению с первоначальным существует специально в туризме. Производное  предложение состоит из туристской инфраструктуры и туристской супраструктуры. Туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием  туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Инфраструктура, обусловленная развитием  туризма, имеет много общего с  общей инфраструктурой (первичным  предложением): если в какой-либо местности, кроме местного населения, постоянно  отдыхают гости, то мощности систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, на всех не хватает. Дополнительные системы  инфраструктуры, которые строятся для  того, чтобы обеспечить жизнедеятельность  дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную  развитием туризма, и относятся  к производному предложению.

Пример. В городе проживает 45 000 жителей. Кроме того, город располагает мощностями для  размещения 18 000 туристов. Ранее население  снабжалось электроэнергией, вырабатываемой небольшой гидроэлектростанцией. Однако с увеличением числа туристов электроэнергии этой станции стало  не хватать. В связи с этим городские  власти приняли решение увеличить  мощность электростанции.

Важнейшей составной  частью туристской инфраструктуры является собственно туристская инфраструктура, к которой относятся транспортные средства; сооружения для размещения туристов: туристские сооружения, курортные  сооружения, развлекательные учреждения, центры для проведения конгрессов и  семинаров; сооружения для оказания посреднических услуг (службы обслуживания и информации).

В туристическую  супраструктуру входят гостиничные  предприятия и предприятия питания. Они не относятся к туристской инфраструктуре, поскольку проживание и питание имеют для туризма  решающее значение.

Если рассматривать  отдельные элементы туристского  предложения, то можно убедиться, что  потребность в туристских услугах (туристский спрос) удовлетворяется, как  правило, комплексом услуг, относящихся  как к первичному, так и производному предложению.

Пример. Для организации  отдыха любителей горных лыж требуется  обязательное наличие следующих  элементов первичного и производного предложений:

  • природные особенности -- топография (горы), климат (снег);
  • туристская супраструктура -- гостиницы, рестораны;
  • собственно туристская инфраструктура -- автобус, лифты, лыжни, прокат лыж.

Таким образом, для  удовлетворения туристского спроса необходимо наличие нескольких элементов. Если отсутствует какой-нибудь важный элемент, стратегическая цель туризма  не может быть достигнута. Например, если нет снега, то невозможен отдых  на лыжной базе, даже если присутствуют все остальные элементы.

Для эффективного менеджмента  необходимо объединение всех туристских услуг, которые производят организационные  звенья, относящиеся к отрасли  туризма: туристские регионы; туристские предприятия; туристские организации.

Туристский регион. Если взять за основу данное нами ранее  определение туризма, то к категории  туристского региона можно отнести  много разнообразных мест. Туристским регионом может считаться как  любой город мирового значения, так  и небольшой населенный пункт, имеющий  старинные постройки и привлекающий внимание туристов. Так как туристские регионы могут очень сильно отличаться друг от друга, мы попытались систематизировать  их. В основе данной классификации  туристских мест лежит мотив субъекта, побудивший его отправиться путешествовать в определенное место. 

В зависимости от мотива различаются туристские регионы  широкой и узкой специализации. Разница между ними в том, что  выбор туристского региона широкой  специализации скорее всего можно  считать случайным. Человек собирается что-то сделать или чего-то достигнуть, но сам регион не представляет для  него интереса. Он пользуется туристскими  услугами потому, что их предлагают. Совершенно с противоположной целью  отправляются в регионы узкой  специализации, так как пребывание в них запланировано заранее.

Туристские регионы  широкой специализации. В туристской отрасли внимание организаторов  и посредников туристских мероприятий  сконцентрировано в основном на организации  отдыха в сезон отпусков. Туристские регионы широкой специализации  важны также и для делового туризма. К таким туристским местам относятся образовательные, промышленно-административные и транспортные центры.

Образовательные центры -- это места, приспособленные для  проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера.

Пример. Научный институт разрабатывает крупный проект. Прежде чем начать работу, в одном из городов собираются на конференцию  специалисты института и независимые  эксперты. В городе есть гостиница, специализирующаяся на организации  конгрессов и конференций. Участникам предоставляются проживание, питание, залы заседаний с соответствующим  техническим оснащением.

Промышленно-административные центры также относятся к туристскому  предложению широкой специализации. Они подразделяются на промышленные, или коммерческие, и политические центры. Промышленными центрами считаются  места, куда едут, чтобы заключать  коммерческие договоры и товарные сделки.

Пример. Производитель  трикотажа некоторую часть своего товара производит в Китае. Г-н К. летит в Китай, чтобы обсудить с фирмой-производителем особенности  зимней коллекции трикотажных изделий.

Политические центры -- это места, где располагаются  административно-политические структуры  или проводятся мероприятия политического  характера.

Пример. Политический деятель одной из африканских  стран приехал в Европу, чтобы  выступить с докладом перед Европейским  парламентом в Страсбурге.

В центрах транспортного  сообщения путешествующие пользуются туристскими услугами по техническим  причинам.

Пример. Бизнесмен  А. вынужден переночевать в гостинице  аэропорта, так как следующий  рейс -- только завтра. Аэропорт для  него -- пересадочный пункт. 

Туристские регионы  узкой специализации. Как уже  отмечалось, туристские регионы узкой  специализации отличаются от регионов широкой специализации тем, что  основная причина их посещения -- желание  исследовать эти места. Туристские места узкой специализации подразделяются на места отдыха и места, располагающие  туристскими достопримечательностями.

Места отдыха. Это  название собирательное. Оно используется для обозначения всех мест, которые  используются для отдыха. В этой группе можно выделить курорты, места  для проведения отпуска и места, расположенные вблизи места проживания и используемые для непродолжительного отдыха.

Курорты. Это название стало международным, но его значение не всегда одинаково. Так, например, в  Швейцарии курортом обычно называется любое место отдыха, в то время  как в Германии оно должно соответствовать  предписанным законом требованиям. Общепринятые определения предполагают, что курорты должны иметь как  минимум три показателя: природные  лечебные факторы; соответствующие  постройки; определенный лечебный характер.

Природные лечебные факторы -- это лечебные свойства почвы, моря или климата. Курортные постройки -- это здания, сооружения, в которых  проводится лечение. Здания и сооружения должны соответствовать нормам гигиены, иметь безупречный вид и эксплуатироваться  обученным персоналом. Важно, чтобы  в таких местах была спокойная  обстановка и чтобы их окружал  приятный, экологически чистый ландшафт.

Места для отдыха во время отпуска. Исходя из мотивации  путешествующих, местом отдыха может  называться любое место, где можно  остановиться на пять и более дней (минимально -- четыре ночевки), чтобы  отдохнуть. Они служат для восстановления и сохранения физических и психических  сил человека. От курортов они отличаются тем, что на их территории нет общепризнанных природных лечебных факторов, которые  могут быть использованы в терапии.

Близлежащие места  для отдыха. Как говорит само название, такие места расположены поблизости от мест постоянного проживания человека. Часто люди отправляются в такие  места на несколько часов или  на выходные, чтобы получить разгрузку. Один и тот же регион, одно и то же место отдыха могут по-разному  рассматриваться туристами: все  зависит от того, откуда они прибыли  и сколько хотят провести здесь  времени.

Места с туристскими  достопримечательностями. К этой группе туристских мест узкой специализации  относятся исторические, религиозные (паломнические) места и развлекательные  центры. Все они привлекают туристов, для которых на первом месте стоит  не физический или духовный отдых, а  желание познакомиться с чем-нибудь новым.

При выделении туристских мест, в зависимости от мотивации  путешествующих, все зависит только от них самих, а не от особых признаков  мест. Одно и то же туристское место  нельзя отнести к определенному  типу. Если его рассматривать с  позиций разных людей, то оно может принадлежать к различным типам туристских регионов. Например, в большой деревне, расположенной в Альпах, есть туристская инфра- и супраструктура. Но для одних субъектов туризма она является политическим центром, другие считают ее близлежащим местом для непродолжительного отдыха.

Таким образом, туристские регионы различаются по такому признаку мотивации туристов, как пользование  туристскими услугами. Если посещение  определенного места является средством  достижения цели, тогда говорят о  туристском регионе широкой специализации; если же посещение становится самоцелью, то посещаемое место называется туристским регионом узкой специализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные этапы  развития менеджмента

2.1 Условия и предпосылки  возникновения менеджмента в  туризме

Туризм, каким мы его представляем сегодня, -- сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Если обратиться к древней истории, то следует начать с первого «вынужденного» путешествия, когда Бог изгнал Адама  и Еву из рая. В соответствии с  принятым определением туризма здесь  уже присутствуют некоторые его  признаки: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Такую историческую интерпретацию  туризма можно было бы распространить и на древние странствия народов, паломничество, кругосветные экспедиции, различные туристские походы.

Однако современное  учение о туризме не признает первых путешественников как туристов, так  как у них отсутствовала «настоящая»  мотивация: путешествие не было удовольствием, оно совершалось не по собственной  воле и не являлось самоцелью. Напротив, путешествие чаще всего было тяжелым (в физическом и моральном смысле слова), очень сложным в технологическом  аспекте и, наконец, было всего лишь средством достижения цели. Главными мотивами были торговля и коммерция, открытие новых земель, завоевания, религиозные миссии и т.п.

Таким образом, сегодня  вряд ли кто скажет, когда и как  зародились искусство и наука  управления. Менеджмент в той или  иной форме существовал там, где  люди работали группами, и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической, когда возникала необходимость  в установлении и поддержании  порядка в обществе; экономической -- при изыскании, производстве и  распределении ресурсов; оборонительной -- при защите от врагов и диких  зверей.

Даже в древних  обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность определенных групп. Сама жизнь заставляла первобытные народы быть прекрасными следопытами, путешественниками, обязывая их знать географию обитаемых  земель и чутко прислушиваться к  неумолимым законам суровой природы. В результате этого закладывались  и развивались различные умения и навыки, совершенствование которых  и приводило к необходимости  совершать далекие походы и путешествия, открывая неведомые земли.

Информация о работе Особенности туризма как объекта управления