Особенности туризма как объекта управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

1. Основные понятия и управленческие категории туризма
Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью в разработке общего языка как для статистики, так и для выработки концептуальных подходов к общению руководителей и специалистов туристской индустрии на различных уровнях управления. Следует иметь в виду, что в отношении понятийного аппарата, предложенного в данном учебном пособии, уже сформировался широкий международный консенсус, что особенно важно для использования его в практике управления в странах СНГ. В основу понятийного аппарата положены понятия и категории из концепции определений для статистики туризма, рекомендованные Всемирной туристской организацией.

Оглавление

Содержание
1. Основные понятия и управленческие категории туризма………………………...3
1.1 Определение туризма……………………………………………………………………………….4
1.2 Типы туристов…………………………………………………………………………………………….6
1.3 Виды и формы туризма……………………………………………………………………………..8
1.4 Туристское предложение………………………………………………………………………….12
2. Основные этапы развития менеджмента……………………………………………………17
2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме………….17
2.2 Первый (древний) период…………………………………………………………………………18
2.3 Индустриальный период развития менеджмента (1800 -- 1917 гг.)…………20
2.4 Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 -- 1990 гг.)………………………………………………………………………………..23
Использованная литература…………………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 53.70 Кб (Скачать)

Любители приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно  серьезному риску. К типу искателей  приключений можно отнести таких  туристов, которые ищут необычных  впечатлений с определенной долей  риска. Для них риск -- это возможность  испытать себя.

Классификация туристов на группы в зависимости от стиля  их жизни предполагает более углубленный  подход к выделению типов, так  как рассматривает человека и  его поведение не изолированно, а  в связи с его жизненной  позицией, отношением к различным  вещам и его желаниями.

При выделении групп  туристов в зависимости от стиля  их жизни в основу положен не какой-то отдельный критерий, а общее отношение  человека к своей жизни. Сделать  это очень сложно, так как тенденции  и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.

В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов: любители наслаждений, тенденциозные, семейные и исключительно отдыхающие туристы. При данной классификации  следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы  между ними очень расплывчаты.

Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют  очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие -- это  способ самовыражения. От отдыха они  желают получить удовольствие, позволить  себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

Пример. Члены семьи  С. проводят свой отпуск в Альпах на берегу высокогорного озера. Они  размещаются в гостинице в  комфортабельных апартаментах с  самым лучшим видом. Днем они занимаются серфингом и парусным спортом, для  разнообразия играют в гольф и  теннис. Для них важно, чтобы за ужином их хорошо обслужили и предложили разнообразное меню. После ужина  они иногда ходят на дискотеку  или встречаются со знакомыми  в баре.

Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых -- это возможность  найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся  жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической  разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.

Пример. Г-жа Б. собралась  по-настоящему отдохнуть во время  отпуска. Она отправляется в небольшой  пансионат. Днем она много катается на велосипеде и ходит в походы. Некоторое время она посвящает  тому, чтобы насладиться одиночеством, ландшафтом, игрой света, оттенков. Если не позволяет погода и по вечерам  она остается в пансионате, -- читает, общается с другими отдыхающими. Вечером она посещает концерты.

Семейные туристы. В эту группу входят исключительно  семьи с детьми. Семейные туристы  любят проводить свой отпуск в  кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и  удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.

Пример. Семья К. сняла  на время отпуска домик для  отдыха на берегу моря. Семья состоит  из четырех человек. Чаще всего их можно найти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все  домашние обязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый убирает  за собой кровать, за покупками ходят  всей семьей. Вечером они идут ужинать  в ресторан или готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин.

Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность  отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены  их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.

Пример. Г-н и г-жа В. уже многие годы ездят отдыхать в небольшой пансионат для  семейных пар. За завтраком они прочитывают  свою местную газету, которая присылается  для них по заказу. После завтрака они часто доезжают на машине до парка и идут на прогулку. Иногда они ездят в ближайший город, немного гуляют по улицам и остаток  времени проводят в каком-нибудь уютном кафе.

1.3 Виды и формы  туризма

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия  по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой  классификации следует исходить из основного мотива, побудившего  человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов  туризма в системе его управления..

Туризм с целью  отдыха. Данный вид заключается в  кратковременном или более продолжительном  отдыхе с целью физического или  психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится  и курортный отдых, при котором  для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

Туризм с целью  изучения культуры. Туризм, ориентированный  на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой  посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными  и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В качестве общественного туризма  выступают поездки с целью  посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives -- VFR), а  также клубный туризм. Клубный  туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в  группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей  развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся  поездки с целью активного  участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят  пассивный характер участия в  спортивных соревнованиях.

Пример активного  участия в спорте: госпожа Л. отправляется в Карпаты, чтобы заняться горнолыжным  спортом; пассивного участия: футбольный фанат ездит на все крупнейшие соревнования своего футбольного клуба.

Экономический туризм -- поездки, совершаемые из профессионального  и коммерческого интереса: посещение  бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Политический туризм подразделяется на дипломатический  туризм, участие в конгрессах, а  также туризм, связанный с политическими  событиями и мероприятиями.

Пример дипломатического туризма: члены Российского парламента едут в город М., чтобы принять  участие в парламентских заседаниях; туризма, связанного с политическими  мероприятиями: госпожа В. симпатизирует  политическим направлениям определенной партии в Москве. Она посещает съезд  этой партии.

Иногда необходимость  конкретизации туризма по его  формам возникает в связи с  различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные  путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации  выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что  эти путешествия относятся к  различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих  выделить формы туризма по внешним  критериям: по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени  года или сезону.

На первый взгляд может показаться, что между формами  и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия  группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит  в том, что виды туризма различаются  по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма -- по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.

Формы туризма в  зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения  путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В  данном случае слово «происхождение»  относится не к национальности или  месту рождения человека, а к его  месту жительства и работы.

Формы туризма в  зависимости от его организации (организационной формы). В зависимости  от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг  за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур -- это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур  имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно  путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие  называется одиночным.

Понятие «индивидуальный  туризм» чаще всего противопоставляется  понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что  в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие  приобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются отрицательные  воздействия прежде всего паушального  туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для выделения форм туризма  по количеству участников.

Формы туризма в  зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма  является их классификация в зависимости  от продолжительности пребывания.

Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три -- пять часов; шесть -- восемь часов; девять -- одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с  ночевкой можно классифицировать следующим  образом: 1 - 3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным  поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный  туризм. Транзитный туризм -- это остановки  туристов по пути следования к месту  назначения. Однодневный туризм -- это  туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки  на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма -- кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в  себя деловой туризм и поездки  на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально -- три ночлега. 

Формы туризма в  зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма  учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие  группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы  в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как  правило, без детей); пенсионеры (65 лет  и старше).

Формы туризма в  зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного  средства, используемого для перемещения  туристов из одного места в другое, различаются следующие формы  туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Формы туризма в  зависимости от времени года. В  зависимости от времени года различается  зимний и летний туризм. Сезонная классификация  форм туризма показывает колебания  спроса на туристские услуги в течение  года. Время, в которое совершается  максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий -- межсезоньем. Туристские сезоны в  разных регионах могут не совпадать.

Пример. Сезоном отдыха на побережье Средиземного моря считается  лето, сезон познавательного туризма  по Сицилии -- весна, осень, а летние месяцы попадают в межсезонье.

Кроме предложенных шести критериев существуют и  другие точки зрения, позволяющие  классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма  была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм -- путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм -- путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм -- путешествия жителей  какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут  по-разному сочетаться, образуя категории  туризма (см. рис. 1). Эти категории  туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» -- к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм  в пределах страны» охватывает собой  внутренний и въездной туризм; «национальный  туризм» -- внутренний и выездной туризм; «международный туризм» -- въездной и  выездной туризм. 
 
 

1.4 Туристское предложение

Экономика любого рынка, в том числе и рынка туризма, определяется спросом и предложением. Спрос и предложение не существуют обособленно. В общем виде туристское предложение представляется как  объект туризма. Это значит, что к  туристскому предложению относится  все, что может быть использовано для удовлетворения туристского  спроса: климат, ландшафт, гостиницы, рестораны, учреждения развлекательного характера  и т.д. Следовательно, туристское предложение  охватывает очень разнообразные  элементы, и в целях оптимизации  управления их необходимо систематизировать .

Информация о работе Особенности туризма как объекта управления