Особенности туризма как объекта управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

1. Основные понятия и управленческие категории туризма
Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью в разработке общего языка как для статистики, так и для выработки концептуальных подходов к общению руководителей и специалистов туристской индустрии на различных уровнях управления. Следует иметь в виду, что в отношении понятийного аппарата, предложенного в данном учебном пособии, уже сформировался широкий международный консенсус, что особенно важно для использования его в практике управления в странах СНГ. В основу понятийного аппарата положены понятия и категории из концепции определений для статистики туризма, рекомендованные Всемирной туристской организацией.

Оглавление

Содержание
1. Основные понятия и управленческие категории туризма………………………...3
1.1 Определение туризма……………………………………………………………………………….4
1.2 Типы туристов…………………………………………………………………………………………….6
1.3 Виды и формы туризма……………………………………………………………………………..8
1.4 Туристское предложение………………………………………………………………………….12
2. Основные этапы развития менеджмента……………………………………………………17
2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме………….17
2.2 Первый (древний) период…………………………………………………………………………18
2.3 Индустриальный период развития менеджмента (1800 -- 1917 гг.)…………20
2.4 Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 -- 1990 гг.)………………………………………………………………………………..23
Использованная литература…………………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 53.70 Кб (Скачать)

В классическом менеджменте  туризма выделяются четыре периода  его развития: предварительная фаза -- до девятнадцатого века; начальная  фаза -- 1800 -- 1917 гг.; фаза развития и подъема -- 1917 -- 1990 гг.; фаза распада централизованных организационных структур туризма  и создание туристских предприятий  различных форм собственности -- 1990-й  год и по настоящее время.

Эти периоды отличаются выбором транспортных средств -- пешком -- на лошади -- паровозом (по железной дороге) -- на автомобиле -- на самолете; мотивацией путешествий -- от путешествия, вызванного необходимостью, к путешествию самоцели (познание мира, лечение, отдых, рекреация и т.п.); количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям -- от элиты -- к среднему сословию -- к состоятельным классам и до массового охвата людей туризмом (т.е. всех слоев общества). 

2.2 Первый (древний)  период

В развитии менеджмента  этот период был самым длительным -- начиная с IX -- VII тысячелетия до н.э. и примерно до XVIII века. Прежде чем  управление выделилось в самостоятельную  область знаний, человечество тысячелетиями  по крупицам накапливало опыт в этой сфере.

Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и  организации совместного труда  существовали уже на стадии первобытнообщинного  строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами  рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно около IX -- VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход  от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально  новой форме получения продуктов -- их производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета  в зарождении менеджмента, вехой  в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Применительно к  туризму самым древним путешествием следует считать морскую экспедицию (1501 -- 1484 г. до н.э.) в знаменитую страну благовоний -- Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут.

За 2000 лет до н.э. египтянин  Синухит предпринял путешествие  в страну Кедем, т.е. на Восток, описав его на папирусе под названием  «Приключения Синухита».

В VI веке до н. э. египетский фараон Нехао организовал знаменитое трехлетнее путешествие вокруг Африки.

Древние греки путешествовали еще в VIII веке до н.э. Они принимали  участие в античных олимпиадах в  качестве зрителей или участников. Но даже в те времена данный мотив  путешествий являлся неединственным. Географ и историк Геродот  путешествовал в V веке до н.э. Он изучал обычаи и нравы своих современников.

Римляне построили  широкую сеть дорог, которые служили  первоначально в военных целях  и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Древние римляне, особенно те, кто  мог себе это позволить, предпочитали проводить горячие летние месяцы не в перенаселенном Риме, а за пределами  города, в загородных домах. Это явление  популярно и в настоящее время: многие люди имеют и пользуются загородными  домами, расположенными в живописной местности. Известно также, что для оздоровления римляне любили посещать курорты и теплые источники. Курорт Ст.Мо-ритц в Швейцарии пользовался у них особой популярностью.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным достоянием. В этот период (3000 -- 2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени  государственный управленческий аппарат  и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и т.д.).

В период расцвета греческих  городов-государств, в ходе развития политических, экономических и культурных связей начинали складываться определенные традиции, способствовавшие возникновению  некоего подобия центров туризма. Так, древние греки, съезжавшиеся в  Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников олимпийских  игр, пользовались неприкосновенностью  во время путешествия по территории соседних государств.

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественников -- пилигримы. Постепенно складывался закон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. При перемещении  богатых путешественников за определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, жилье и питание.

Падение Римской  империи привело к сокращению поездок и путешествий. В средние  века путешествия не только были затруднительны, но и опасны. Кроме государственных  служащих, купцов и студентов, совершающих  свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался  пускаться в далекий путь, так  как велика была опасность физической расправы или ограбления.

Известный «Великий тур», который совершали представители  верхнего сословия, документально зафиксирован в XVII веке. В XVIII -- XIX веках к таким  турам стали проявлять интерес  и гражданские слои населения. Среди  молодежи считалось модным отправляться в длительную поездку по Европе. Станциями «Великого тура» первоначально  считались культурные центры Европы, преимущественно города и достопримечательности  Испании, Франции, Италии и Греции.

Одним из первых, кто  охарактеризовал управление как  особую сферу деятельности, был Сократ (470 -- 399 гг. до н.э.). Он проанализировал  различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности. Вслед за ним Платон (428 -- 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Приведенные материалы  не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют  процесс накопления знаний в области  управления туризмом, однако позволяют  в какой-то мере составить представление  о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки  о менеджменте. 

2.3 Индустриальный  период развития менеджмента  (1800 -- 1917 гг.)

В этот период наибольшая заслуга в развитии представлений  о государственном управлении принадлежит  А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как проанализировал различные  формы разделения труда и охарактеризовал  обязанности государя и государства.

В конце XVIII века все  более стал проявляться феномен, который сейчас мы называем промышленной революцией. Этот процесс повлиял  не только на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма.

Основной характеристикой  этого периода стало увеличение численности населения Земли  почти вдвое, что могло произойти  только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места и  уезжать в новые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность  найти работу. Началось массовое строительство, и вместе с ним появился спрос  на рабочих-строителей, а также на рабочую силу в совершенно новых  областях, на которые никогда не было спроса в сельской местности. Эффект от этих процессов прежде всего проявился  в увеличении доли городского населения. Дети бывших мигрантов выросли в  городе, и их уровень жизни стал более высоким, чем он мог бы быть в деревнях, откуда были родом их родители.

Итак, индустриализация создала два новых сектора  в обществе: а) городское население, ставшее основой рынка железнодорожных  пассажиров и вместе с этим рынка  популярных экскурсий; б) новые классы фондодержателей и финансистов -- богатых людей, сформировавших рынок  путешествий и туризма.

Одно из первых организованных туристских путешествий относят  к 1841 г., когда английский предприниматель  Томас Кук осуществил перевозку  около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1845 г. им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с  проведением там экскурсии. В 1847 г. Т.Кук организовал туристское общество, которое занималось тем, что  продавало путевки для путешествий  не только по Англии, но и за ее пределы. Считается, что Т.Кук был первым менеджером в области туризма. Лишь немногим молодым представителям дворянского  сословия XVII и XVIII столетий присваивается  статус туристов, так как наряду с мотивом получения образования  начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, как удовольствие (знакомство с иноземными культурами).

Молодые представители  верхних сословий, получив образование, отправлялись в «великий тур», чтобы  до вступления в профессиональную жизнь  познакомиться с чужими культурами. «Великий тур» длился два -- три года. Для англичан он начинался в Лондоне  и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж.

Существует единая точка зрения на время возникновения  менеджмента в туризме России. В 1777 г. в Москве появился «План предприемлего  путешествия в чужие края»  Вениамина Генша. Более ранних документальных подтверждений о специально организованных коллективных поездках за границу или  по России нет, поэтому год появления  «Плана ...» Генша принято считать  точкой отсчета в истории российского  туризма как организованного  движения. По этому плану каждый из участников путешествия должен был  вручить В.Геншу, организатору (менеджеру) намеченного туристского мероприятия, гонорар, установленный по контракту. Речь идет о том, что группа людей  под началом опытного руководителя-менеджера  должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы.

Первыми представителями  самодеятельного туризма в России были очень состоятельные и влиятельные  люди, совершавшие путешествия по собственному почину по своей стране и за рубежом. Известно, что Петр I в Южной Германии в 1697 г. совершил восхождение на гору Броккен (1142 м  над уровнем моря) с туристскими  целями.

Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории России, относятся  к XVIII веку. В 1770 г. описываются экскурсии, проводимые в Тифлисе.

Развитие туристско-экскурсионного дела в России тесно связано с  именами передовых педагогов-менеджеров (Н.И.Новикова, В.Ф.Зуева и др.), которые, по существу, занимались рекреационным  детским туризмом.

Русское географическое общество, созданное в 1845 г., тоже в  значительной степени способствовало развитию путешествий и экскурсий. Однако этот процесс был еще очень  замедлен по сравнению со странами Западной Европы.

В 1895 г. на базе общества путешественников-велосипедистов создается  образцовое Российское общество туристов (РОТ). В 1907 г. при РОТ образуются комиссия по организации образовательных  экскурсий для школьников, а также  экскурсионные комиссии при педагогическом и краеведческом обществе. В 1928 г. РОТ было упразднено и на его базе создано Общество пролетарского  туризма РСФСР, председателем которого стал Н.В. Крыленко.

Путешествия и туризм в XIX веке совершались в основном по железной дороге и на пароходах. Но не только эта, чисто технологическая, причина способствовала росту количества путешествий. Более важным условием этого стали крупные проекты  экономического развития в торговле и индустрии новых услуг. Сами же эти проекты становились реально  осуществимыми как раз в связи  с развитием транспорта.

Поступательное развитие железнодорожного транспорта способствовало дальнейшей урбанизации населения. Большие города разрастались, превращаясь  в индустриальные мегаполисы. В большинстве  крупных городов сформировавшийся средний класс был занят в  обслуживающих отраслях промышленности. Доходы этой многочисленной части населения  все возрастали, и они уже могли  себе позволить отдохнуть. Это было характерно для всего работающего населения. Возрастающие потребности и возможности проведения досуга (спрос) рождали предложение -- началось формирование индустрии отдыха и развлечений.

Пока путешествия  не стали очень распространены и  составляющие их части еще не были объединены, туристских поездок было мало и путешественники сами являлись организаторами своего отдыха (например, за переезд платили непосредственно  в офис железнодорожной или мореплавательной компании). Но постепенно оформилась потребность  в некой организации, которая  взяла бы на себя заботу о создании «туристского комплекса». Поначалу такие  компании представлялись как агенты транспортных компаний. В то же время  эволюция путешествий и развитие индустрии и коммерции подтолкнули  туристских организаторов к осознанию  необходимости в обеспечении  размещения уже перевезенных путешественников в отелях.

Итак, именно все  возрастающие человеческие потребности  и возможности обусловили появление  агентов-менеджеров по путешествиям. Это  же предопределило и возникновение  туристских организаторов. Большая  часть населения, предъявляющая  спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление программы  своего путешествия туристскому  организатору, т.е.  менеджеру.

Эта новая практика позволяла расширять свою долю рынка  и транспортным компаниям. Появились  менеджеры транспортных компаний. С  высоты сегодняшнего дня такой вид  деятельности уже можно назвать  туроперейтингом, а компании, занимающиеся этой деятельностью, -- туроператорами. Так, туроператоры покупают большую  часть услуг транспортных предприятий  по низким ценам (оптом) и продают  в розницу потребителям по ценам  ниже тех, которые им могут предложить в каком-либо другом месте. Томас  Кук начинал как туроператор  и только позже стал розничным  турагентом. Значение опыта Т.Кука состоит  и в том, что его деятельность положила начало происхождению экскурсий  как формы цивилизованного отдыха или даже праздника и оформлению этого отдыха в первый «турпакет». Этот подход к туризму идеально способствовал  как развитию железнодорожного транспорта, так и процветанию пассажирского  пароходства. Самое же главное в  том, что деятельность первого туроператора-менеджера  позволяла самой многочисленной и небогатой части общества на Западе в прошлом веке предъявить спрос на путешествия. Таким образом, основными факторами, повлиявшими  на развитие туризма в XIX столетии, были рост благосостояния, увеличение свободного времени, появление транспортных средств. 
 
 
 

Информация о работе Особенности туризма как объекта управления