Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:12, курсовая работа
1. Основные понятия и управленческие категории туризма
Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью в разработке общего языка как для статистики, так и для выработки концептуальных подходов к общению руководителей и специалистов туристской индустрии на различных уровнях управления. Следует иметь в виду, что в отношении понятийного аппарата, предложенного в данном учебном пособии, уже сформировался широкий международный консенсус, что особенно важно для использования его в практике управления в странах СНГ. В основу понятийного аппарата положены понятия и категории из концепции определений для статистики туризма, рекомендованные Всемирной туристской организацией.
Содержание
1. Основные понятия и управленческие категории туризма………………………...3
1.1 Определение туризма……………………………………………………………………………….4
1.2 Типы туристов…………………………………………………………………………………………….6
1.3 Виды и формы туризма……………………………………………………………………………..8
1.4 Туристское предложение………………………………………………………………………….12
2. Основные этапы развития менеджмента……………………………………………………17
2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме………….17
2.2 Первый (древний) период…………………………………………………………………………18
2.3 Индустриальный период развития менеджмента (1800 -- 1917 гг.)…………20
2.4 Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 -- 1990 гг.)………………………………………………………………………………..23
Использованная литература…………………………………………………………………………….25
В классическом менеджменте туризма выделяются четыре периода его развития: предварительная фаза -- до девятнадцатого века; начальная фаза -- 1800 -- 1917 гг.; фаза развития и подъема -- 1917 -- 1990 гг.; фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности -- 1990-й год и по настоящее время.
Эти периоды отличаются
выбором транспортных средств -- пешком
-- на лошади -- паровозом (по железной дороге)
-- на автомобиле -- на самолете; мотивацией
путешествий -- от путешествия, вызванного
необходимостью, к путешествию самоцели
(познание мира, лечение, отдых, рекреация
и т.п.); количеством участников и их принадлежностью
к общественным слоям -- от элиты -- к среднему
сословию -- к состоятельным классам и
до массового охвата людей туризмом (т.е.
всех слоев общества).
2.2 Первый (древний) период
В развитии менеджмента этот период был самым длительным -- начиная с IX -- VII тысячелетия до н.э. и примерно до XVIII века. Прежде чем управление выделилось в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт в этой сфере.
Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно около IX
-- VII тысячелетия до н.э. в ряде мест
Ближнего Востока произошел переход
от присваивающего хозяйства (охота, сбор
плодов и т.п.) к принципиально
новой форме получения
Применительно к
туризму самым древним
За 2000 лет до н.э. египтянин Синухит предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток, описав его на папирусе под названием «Приключения Синухита».
В VI веке до н. э. египетский фараон Нехао организовал знаменитое трехлетнее путешествие вокруг Африки.
Древние греки путешествовали
еще в VIII веке до н.э. Они принимали
участие в античных олимпиадах в
качестве зрителей или участников.
Но даже в те времена данный мотив
путешествий являлся
Римляне построили широкую сеть дорог, которые служили первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Древние римляне, особенно те, кто мог себе это позволить, предпочитали проводить горячие летние месяцы не в перенаселенном Риме, а за пределами города, в загородных домах. Это явление популярно и в настоящее время: многие люди имеют и пользуются загородными домами, расположенными в живописной местности. Известно также, что для оздоровления римляне любили посещать курорты и теплые источники. Курорт Ст.Мо-ритц в Швейцарии пользовался у них особой популярностью.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным достоянием. В этот период (3000 -- 2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и т.д.).
В период расцвета греческих
городов-государств, в ходе развития
политических, экономических и культурных
связей начинали складываться определенные
традиции, способствовавшие возникновению
некоего подобия центров
Когда сформировались
определенные религиозные течения,
появилась еще одна многочисленная
категория путешественников -- пилигримы.
Постепенно складывался закон
Падение Римской империи привело к сокращению поездок и путешествий. В средние века путешествия не только были затруднительны, но и опасны. Кроме государственных служащих, купцов и студентов, совершающих свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался пускаться в далекий путь, так как велика была опасность физической расправы или ограбления.
Известный «Великий
тур», который совершали
Одним из первых, кто охарактеризовал управление как особую сферу деятельности, был Сократ (470 -- 399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности. Вслед за ним Платон (428 -- 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Приведенные материалы
не охватывают всех событий и дат,
которые так или иначе
2.3 Индустриальный период развития менеджмента (1800 -- 1917 гг.)
В этот период наибольшая
заслуга в развитии представлений
о государственном управлении принадлежит
А. Смиту. Он является не только представителем
классической политической экономии,
но и специалистом в области управления,
так как проанализировал
В конце XVIII века все более стал проявляться феномен, который сейчас мы называем промышленной революцией. Этот процесс повлиял не только на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма.
Основной характеристикой этого периода стало увеличение численности населения Земли почти вдвое, что могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места и уезжать в новые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность найти работу. Началось массовое строительство, и вместе с ним появился спрос на рабочих-строителей, а также на рабочую силу в совершенно новых областях, на которые никогда не было спроса в сельской местности. Эффект от этих процессов прежде всего проявился в увеличении доли городского населения. Дети бывших мигрантов выросли в городе, и их уровень жизни стал более высоким, чем он мог бы быть в деревнях, откуда были родом их родители.
Итак, индустриализация
создала два новых сектора
в обществе: а) городское население,
ставшее основой рынка
Одно из первых организованных
туристских путешествий относят
к 1841 г., когда английский предприниматель
Томас Кук осуществил перевозку
около 600 человек с целью прогулки
по железной дороге. В 1845 г. им же было организовано
путешествие в г. Ливерпуль с
проведением там экскурсии. В 1847
г. Т.Кук организовал туристское
общество, которое занималось тем, что
продавало путевки для
Молодые представители верхних сословий, получив образование, отправлялись в «великий тур», чтобы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться с чужими культурами. «Великий тур» длился два -- три года. Для англичан он начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж.
Существует единая
точка зрения на время возникновения
менеджмента в туризме России.
В 1777 г. в Москве появился «План предприемлего
путешествия в чужие края»
Вениамина Генша. Более ранних документальных
подтверждений о специально организованных
коллективных поездках за границу или
по России нет, поэтому год появления
«Плана ...» Генша принято считать
точкой отсчета в истории российского
туризма как организованного
движения. По этому плану каждый
из участников путешествия должен был
вручить В.Геншу, организатору (менеджеру)
намеченного туристского
Первыми представителями
самодеятельного туризма в
Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории России, относятся к XVIII веку. В 1770 г. описываются экскурсии, проводимые в Тифлисе.
Развитие туристско-
Русское географическое общество, созданное в 1845 г., тоже в значительной степени способствовало развитию путешествий и экскурсий. Однако этот процесс был еще очень замедлен по сравнению со странами Западной Европы.
В 1895 г. на базе общества
путешественников-
Путешествия и туризм
в XIX веке совершались в основном
по железной дороге и на пароходах.
Но не только эта, чисто технологическая,
причина способствовала росту количества
путешествий. Более важным условием
этого стали крупные проекты
экономического развития в торговле
и индустрии новых услуг. Сами
же эти проекты становились
Поступательное развитие
железнодорожного транспорта способствовало
дальнейшей урбанизации населения.
Большие города разрастались, превращаясь
в индустриальные мегаполисы. В большинстве
крупных городов
Пока путешествия
не стали очень распространены и
составляющие их части еще не были
объединены, туристских поездок было
мало и путешественники сами являлись
организаторами своего отдыха (например,
за переезд платили
Итак, именно все возрастающие человеческие потребности и возможности обусловили появление агентов-менеджеров по путешествиям. Это же предопределило и возникновение туристских организаторов. Большая часть населения, предъявляющая спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление программы своего путешествия туристскому организатору, т.е. менеджеру.
Эта новая практика
позволяла расширять свою долю рынка
и транспортным компаниям. Появились
менеджеры транспортных компаний. С
высоты сегодняшнего дня такой вид
деятельности уже можно назвать
туроперейтингом, а компании, занимающиеся
этой деятельностью, -- туроператорами.
Так, туроператоры покупают большую
часть услуг транспортных предприятий
по низким ценам (оптом) и продают
в розницу потребителям по ценам
ниже тех, которые им могут предложить
в каком-либо другом месте. Томас
Кук начинал как туроператор
и только позже стал розничным
турагентом. Значение опыта Т.Кука состоит
и в том, что его деятельность
положила начало происхождению экскурсий
как формы цивилизованного
Информация о работе Особенности туризма как объекта управления