Система управления качеством. Определения, словарь терминов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:39, статья

Краткое описание

В настоящее время качество стало одним их важнейших конкурентных преимуществ, которое в стратегическом плане взяли на вооружение многие производители продукции и предоставители различного рода услуг для обеспечения своего успеха на национальных и интернациональных рынках. Все чаще мы узнаем из прессы или телевизионных передач о системе международных стандартов качества серии ISO 9000, созданных на их основе и внедренных во многих предприятиях системах качества. Внедрение и сертификация системы качества в фирме поднимает ее на новый качественный уровень современного менеджмента. Перед такой фирмой открываются новые рынки, возможности и перспективы.

Оглавление

Вступление……………………………………………………………………....3
Система управления качеством……………………………………………..…4
Список использованной литературы………………………………………….16
Словарь терминов……………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Реферат. Деловое. Блок Д..docx

— 72.15 Кб (Скачать)

3. Задокументированные методики (процедуры), которые используются для достижения целей качества. Описывают деятельность отдельных функциональных подразделений, необходимую для внедрения элементов системы качества. Такие методики являются установленным способом деятельности или осуществления процесса.

4. Документы, необходимые для результативного планирования, функционирования и контроля процессов. Среди таких документов можно назвать программы качества. Это документы, которые описывают, как систему управления качеством применяют к конкретной продукции, проекту или контракту. Здесь описано, какие методики и соответствующие ресурсы, кто и когда должен применять к конкретным продукции, процессу или контракту. Сюда относятся и технические условия, в которых изложены требования, а также документы, в которых содержится информация про порядок согласованного выполнения работ и процессов, задокументированные методики, рабочие инструкции, чертежи.

5. Протоколы качества. Это документы, которые содержат объективные доказательства относительно выполненных работ или достигнутых результатов.

Объем документации на систему качества в разных организациях может быть различным в зависимости от размера  организации и вида ее деятельности, сложности процессов и характера  их взаимодействия, компетентности персонала.

Также документация может принимать  различные формы и размещаться  на разных носителях.

Политика качества может быть оформлена в виде отдельного документа либо входить в состав руководства по качеству.

В этом документе представлены обязательства  организации в области качества и описаны в общих чертах цели организации в области качества. Тут также описывается, каким  образом политика в области качества становится известной и понятной всему персоналу организации, как  она осуществляется и поддерживается на всех уровнях. Конкретные заявления  о политике в области качества также могут располагаться под соответствующим элементом системы качества.

Для достижения целей качества и, как  следствие, намеченных целей в бизнесе, организация должна определить и  удовлетворить потребность в  ресурсах. Это ресурсы, необходимые  для функционирования и улучшения  работы системы управления качеством  и всего предприятия в целом, а также достаточные для наиболее полного удовлетворения потребителей и других заинтересованных лиц в соответствии с рис.1.

Как ресурсы мы будем рассматривать:

-человеческие ресурсы (персонал  предприятия);

-материальные ресурсы (инфраструктура, производственная среда, оборудование, сырье, материалы);

-поставщики;

-финансовые ресурсы (денежные  средства, кредиты, ценные бумаги);

-информационные ресурсы;

-природные ресурсы.

Персонал, привлекаемый к работам, которые влияют на качество продукции, должен быть компетентным, то есть иметь соответствующее образование, профессиональную подготовку, квалификацию и опыт. Персонал должен быть подготовленным к внедрению и эффективной работе системы качества и постоянному улучшению показателей деятельности предприятия на основе повышения удовлетворенности потребителей.

Для этого в организации должна существовать система набора, подготовки, переподготовки, аттестации, мотивации персонала и планирования его карьеры.

В организации должен быть определен необходимый уровень компетентности для персонала, который выполняет работы, влияющие на качество продукции. Далее намечают и реализуют ряд мероприятий для удовлетворения потребности предприятия в нужной квалификации персонала. Среди этих мероприятий может быть набор квалифицированного персонала, организация повышения квалификации уже имеющихся работников и т.п. Обязательно должна оцениваться эффективность этой деятельности. Персонал предприятия должен понимать важность своей деятельности для достижения общих целей предприятия в области качества.

Руководство предприятия должно определить инфраструктуру, необходимую для  выпуска продукции в соответствии с требованиями потребителей и других причастных лиц.

Инфраструктура включает в себя такие ресурсы, как территория предприятия, здания, сооружения, производственные помещения, рабочие места,  инженерно-технические сооружения, оборудование, инструменты, вспомогательные службы, информационное и коммуникационное оборудование и технологии, транспорт. Инфраструктура предприятия должна быть необходимой и достаточной для обеспечения достижения показателей качества и удовлетворенности всех заинтересованных лиц, а также способствовать постоянному улучшению качества, как продукции, так и самой организации.

Производственная среда должна способствовать выполнению задач, стоящих перед организацией, обеспечивать мотивацию работников, повышать их удовлетворенность и показатели деятельности. Производственная среда определяется взаимодействием человеческих и материальных факторов и включает в себя размещение рабочих мест, безопасность и гигиену труда, эргономику, социальные взаимоотношения, методы творческого труда и широкого вовлечения персонала в решение задач улучшения качества предприятия.

Важным производственным ресурсом является информация. Предприятие должно знать свои информационные потребности, определять и оценивать внутренние и внешние источники информации, превращать информацию в знания, полезные предприятию, использовать данные и знания для выработки стратегий, определению и достижению целей.

Предприятие должно наладить взаимовыгодные отношения с поставщиками c целью улучшения эффективности и результативности процессов совместной деятельности. Таким образом, можно оптимизировать количество поставщиков и партнеров, отслеживать основные процессы их деятельности и их возможности поставлять продукцию необходимого качества с целью устранения входного контроля. Полезно внедрять программы поощрения поставщиков для участия в совместных инициативах по улучшению качества.

Предприятие должно экономно и рачительно использовать природные ресурсы и минимально загрязнять окружающую среду.

Руководство организации должно организовать плановую систематическую работу по определению потребностей в финансовых ресурсах и оптимизации их источников. Финансовые ресурсы, которыми располагает предприятие, должны обеспечить его стабильную работу без угрозы банкротства, а также приносить определенный доход. Потребность в финансовых ресурсах и доходы от их использования должны планироваться. Также должны контролироваться достигнутые результаты и вноситься необходимые коррективы в деятельность.

Продукция производится в результате реализации процессов, которые имеют место в производственной системе. Качество продукции в первую очередь обеспечивается  совершенством производственных процессов и контролируется путем введения конечного контроля.

Все процессы, имеющие место в  организации являются процессами системы  качества. Прежде всего, к основным процессам относятся процессы выпуска продукции.

Также должны быть организованы контроль и измерение характеристик продукции. Контроль характеристик продукции  должен выполняться в соответствии с этапами ее изготовления. В предприятии  должны сохраняться в виде протоколов доказательства соответствия параметров продукции условиям приемки. В протоколах отмечаются фамилии лиц, санкционировавших выпуск продукции. Выпуск продукции и предоставление услуги допускается только после  успешного выполнения всех запланированных мероприятий.

Продукция, которая не соответствует установленным требованиям, должна своевременно выявляться. Организация должна обеспечить недопущение случайного или преднамеренного использования или поставки потребителям такой продукции. Средства контроля, соответствующие обязанности и полномочия на операции с продукцией, несоответствующей требованиям должны быть определены в задокументированной методике. Для бракованной продукции должен выполняться один или несколько следующих вариантов действий: принятие мер для устранение несоответствия; принятие решения о последующем использовании при определенных условиях; принятие мер для обеспечения невозможности дальнейшего использования или поставки такой продукции. Необходимо вести регистрацию характера несоответствий и последующих мер по их устранению, среди которых могут быть также и отказ от определенных требований к продукции. В случае исправления несоответствующего продукта он подлежи последующей перепроверке. При выявлении несоответствия продукции после поставки у потребителя, организация должна принять меры для исправления ситуации и минимизации негативных последствий.

Создав и задокументировав систему  качества в предприятии, руководство  должно постоянно способствовать принятию ее персоналом, и обеспечить реализацию на деле всех процессов в соответствии с тем, как это записано в имеющейся  документации на систему качества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ДСТУ ISO 9000-2001.Системи управління якістю - Основні положення та словник.

2. ДСТУ ISO 9001-2001.Системи управління якістю - Вимоги.

3. ДСТУ ISO9004-2001.Системи управління якістю - Настанови щодо поліпшення діяльності.

4. С. Д. Ильенкова. Управление качеством - Москва, 1998.

5. Ю.И. Ребрин. Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

6. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - 2009. ЮНИТИ-ДАНА.

7. С. В. Чибирев. Управление качеством. Пенза, 2010.

 

Основные термины  и определения системы качества (по алфавиту)

Аккредитация (Accreditation) – Процедура, в результате которой авторитетный орган официально подтверждает компетентность учреждения или определенного лица для выполнения конкретных работ.

Анализ корневых причин (Root Cause Analysis) – Метод, помогающий выявить не только то, что произошло и как оно произошло, но и почему это случилось.

Анализ разрывов, GAP-анализ (Gap/GAP Analysis) – Метод планирования, используемый для сравнения настоящего/существующего положения с желаемым положением дел в будущем. Является основой для разработки плана действий, направленного на устранение наиболее важных разрывов.

Анализ рисков (Risk Analysis) – Систематическое использование доступной информации для выявления опасности и оценки рисков.

Анализ руководством (Management Review) – Оценка эффективности работы системы управления качеством в организации и выявление возможностей для улучшения. Такой анализ выполняется высшим руководством организации на регулярной основе.

Анализ системы  качества (Quality System Review) – Официальная оценка руководством состояния и соответствия системы качества по отношению к политике в области качества и/или новым задачам, возникшим в результате изменившихся обстоятельств.

Аудит (Audit) – Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств и их объективной оценки с целью определения степени соответствия критериям аудита.

Аудит качества, также  оценка качества или оценка соответствия (Quality Audit, also Quality Assessment, or Conformity Assessment) – Систематические и независимые проверка и оценка, которые проводятся для того, чтобы определить, соответствуют ли плану мероприятия по качеству и их результаты, насколько эффективно этот план выполняется и соответствует ли план поставленным задачам.

Безопасность (Safety) – Процессы, выполняемые с целью защиты сотрудников и посетителей лаборатории, населения и окружающей среды.

Бережливость (Lеan) – Система методов, которая подчеркивает важность выявления и устранения всех видов деятельности, которые не добавляют стоимости продукту.

Блок-схема (Flowchart) – Графическое изображение хода процесса. Полезный способ для изучения взаимосвязи разных этапов процесса, для определения границ процесса, для определения взаимоотношений клиента и поставщика в данном процессе, для проверки или формирования соответствующей команды, для достижения общего понимания протекания процесса, для определения имеющегося «наилучшего метода» выполнения процесса и для выявления излишеств, ненужных сложностей и неэффективности в процессе.

Валидация, проверка (Validation) – Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, были выполнены.

Верификация, подтверждение (Verification) – Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что определенные требования были выполнены.

Ви́дение (Vision) – Всеобъемлющее представление о том, какой бы хотелось видеть организацию; идеальное состояние организации в будущем.

Внешняя оценка качества, ВОК (External Quality Assessment, EQA) – Система объективной проверки работы лаборатории, проводимой внешней органом или учреждением.

Внутренние аудиты (Internal Audits) – Внутренние аудиты качества – это аудиты, выполняемые персоналом лаборатории, который проверяет составляющие элементы системы управления качеством в своей лаборатории для того, чтобы оценить, насколько полно эти элементы соответствуют требованиям системы качества.

Гистограмма (Histogram) – Графическое представление изменчивости в наборе данных. Иллюстративный характер гистограммы позволяет увидеть закономерности, которые трудно заметить в обычной таблице с числами.

Графическая схема  организации (Organizational Charts) – Отображает рабочую структуру организации. Организует должности по уровням полномочий, задает порядок отчетности и сферы контроля, определяет полномочия в принятии решений и ответственность за результаты; вместе с должностными инструкциями задает рабочую структуру организации.

Диаграмма «спагетти» (Spaghetti Diagram) – Инструмент улучшения процессов системы методов «Бережливость». Линии, нанесенные на план или схему, отражают траектории людей или материалов в текущем, «какой он есть», процессе и в процессе, «каким он будет».

Диаграмма Ганта (Gantt Chart) – Крайне полезное средство для наглядного изображения запланированного графика работ, показывает поставленные задачи с датами начала и завершения работы.

Информация о работе Система управления качеством. Определения, словарь терминов