Система управления качеством. Определения, словарь терминов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:39, статья

Краткое описание

В настоящее время качество стало одним их важнейших конкурентных преимуществ, которое в стратегическом плане взяли на вооружение многие производители продукции и предоставители различного рода услуг для обеспечения своего успеха на национальных и интернациональных рынках. Все чаще мы узнаем из прессы или телевизионных передач о системе международных стандартов качества серии ISO 9000, созданных на их основе и внедренных во многих предприятиях системах качества. Внедрение и сертификация системы качества в фирме поднимает ее на новый качественный уровень современного менеджмента. Перед такой фирмой открываются новые рынки, возможности и перспективы.

Оглавление

Вступление……………………………………………………………………....3
Система управления качеством……………………………………………..…4
Список использованной литературы………………………………………….16
Словарь терминов……………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Реферат. Деловое. Блок Д..docx

— 72.15 Кб (Скачать)

 

Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины

Харьковская национальная академия городского хозяйства

 

 

Кафедра ТиГГ

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Деловое администрирование»

на тему: «Система управления качеством. Определения, словарь терминов »

Блок Д

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Ст. 5 курса

Гр. СМГКТС-2008-1

Герасименко Е.О.

Проверила:

Ст.преподаватель

Кравец О.Н.

 

 

Харьков 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление……………………………………………………………………....3

Система управления качеством……………………………………………..…4

Список использованной литературы………………………………………….16

Словарь терминов……………………………………………………………...17

 

ВСТУПЛЕНИЕ

В настоящее время качество стало  одним их важнейших конкурентных преимуществ, которое в стратегическом плане взяли на вооружение  многие производители продукции и предоставители различного рода услуг для обеспечения своего успеха на национальных и интернациональных рынках. Все чаще мы узнаем из прессы или телевизионных передач о системе международных стандартов качества серии ISO 9000, созданных на их основе и внедренных во многих предприятиях системах качества. Внедрение и сертификация системы качества в фирме поднимает ее на новый качественный уровень современного менеджмента. Перед такой фирмой открываются новые рынки, возможности и перспективы.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Разработка системы качества в  основном заключается в том, чтобы  сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить состав необходимых  функций системы качества, а затем  структуры, которые выполняют или  будут выполнять эти функции. После этого разрабатываются  новые, перерабатываются или используются имеющиеся нормативные документы  для выполнения всех функций.

 

Система управления качеством

В процессе развития и совершенствования  методов и подходов к управлению качеством в различных отраслях производства и обслуживания в передовых странах эволюционировали понятие и сущность системы качества. Это нашло свое отражения в определениях системы качества, которые мы можем найти в различных нормативных документах и литературе по качеству. Так, в стандарте ДСТУ 3230-95 «Управление качеством и обеспечение качества. Термины и определения» система качества определена как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством. Соответственно такое же определение системы качества используется и в международных стандартах серии ISO 9000 редакции 1994 года (приняты в Украине как государственные стандарты в 1995 году).

Закон Украины «Про подтверждение  соответствия» («Про підтвердження відповідності» от 17 мая 2001 года № 2406-ІІІ) гласит, что система качества это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организационной структуры, определенных механизмов ответственности, полномочий и процедур организации, а также процессов и ресурсов, которые обеспечивают осуществление общего руководства качеством и его соответствие установленным требованиям.

Рассматриваемый в данной статье подход к определению и построению системы качества в организации описан в третьей редакции указанной выше группы стандартов ISO 9000, утвержденных международной организацией по стандартизации (ISO) в 2000 году и принятых в качестве государственных стандартов Украины (ДСТУ) в 2001 году [1,2,3,4]. Здесь термин «система качества» уже не используется. Вместо него приводится термин «система управления качеством». Этот термин более точно отображает существо дела потому, что, по сути, система качества в большой степени включает в себя как элементы производственной структуры, так и элементы системы управления нею. Система качества интегрирована в структуру организации, и неправильно рассматривать ее как обособленную систему.

В стандарте ISO 9000-2000 (ДСТУ ISO 9000-2001) «Системы управления качеством. Основные положения и словарь» система управления качеством определяется как система управления, которая направляет и контролирует деятельность организации по качеству. В этом определении составляющие системы качества не упоминаются.

В соответствии с Законом Украины  «Про подтверждение соответствия» система управления качеством это совокупность органов и объектов управления, которые взаимодействую при помощи материально-технических и информационных средств во время управления качеством продукции.

В Украине сертификация систем качества в системе УкрСЕПРО производится в соответствии со стандартом ДСТУ 3419-96 «Сертификация систем качества». По этому стандарту сертификация систем качества относительно производства определенной продукции производится с целью засвидетельствования соответствия системы качества требованиям ДСТУ ISO 9001 и обеспечения уверенности в том, что производитель способен постоянно выпускать продукцию, которая соответствует требованиям нормативных документов, продукция неудовлетворительного качества своевременно выявляется, а производитель предпринимает меры для предотвращения производства такой продукции на постоянной основе.

Требования к системам качества регламентированы стандартами ДСТУ ISO 9001 (9002, 9003)-95 и ДСТУ ISO 9004-96, которые действуют в Украине до декабря 2003 года. Третья редакция стандарта ДСТУ ISO 9001-2001 «Системы управления качеством. Требования», которая уже введена в действие в Украине, заменяет и отменяет вторую редакцию стандартов ДСТУ ISO 9001 (9002, 9003)-95 редакции 1995 года.

Основу стандартов на системы управления качеством формируют восемь принципов:

  • Ориентация на заказчика
  • Лидерство
  • Вовлечение сотрудников
  • Процессный подход
  • Системный подход к управлению
  • Постоянное улучшение
  • Принятие решений на основе фактов
  • Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Одним из ключевых принципов  построения системы менеджмента  качества согласно требованиям ISO 9001 является процессный подход: деятельность организации  состоит из ряда взаимосвязанных  процессов. При этом выходные данные одного процесса являются входными данными  для следующего. Поэтому процессный подход заключается в систематической  деятельности по определению процессов, их последовательности и взаимодействия, управлению процессами и связями  между ними

В соответствии с требованиями ISO 9001 для создания системы управления качеством организация должна:

  • определить процессы, необходимые для системы управления качеством и их применения во всей организации;
  • определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
  • определить критерии и методы, необходимые для результативного функционирования этих процессов и управления ими;
  • обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для функционирования и мониторинга этих процессов;
  • осуществлять контроль, измерение и анализ этих процессов;
  • осуществлять действия для получения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Таким образом, в соответствии с  приведенными выше определениями, как  система качества, так и система  управления качеством предназначены  для обеспечения качества и управления качеством в организации, и с  этой точки зрения оба термина  идентичны. Однако подходы к созданию и содержание этих двух систем несколько различны и определяется стандартами серии ISO 9000 соответственно второй (1994 год) и третьей (2000 год) редакций.

Рассмотрим подробнее, что такое  система управления качеством в  соответствии с требованиями стандарта  ДСТУ ISO 9001-2001 «Системы управления качеством. Требования».

Тут следует подчеркнуть, что этот международный стандарт не регламентирует одинаковость структуры системы менеджменту качества или одинаковость документации в разных предприятиях. Стандарт устанавливает требования  к системам менеджмента качества. Они общие для всех организаций из разных областей промышленности или экономики независимо от выпускаемой продукции. Этот стандарт не устанавливает непосредственно требования к продукции. Требования к продукции регламентируются другими нормативными документами - техническими условиями, стандартами на продукцию, техническими регламентами, контрактными документами.

Стандарт ДСТУ ISO 9001-2001 содержит требования к системам управления качеством, которые могут использоваться для внутренних целей организации, а также для сертификации, либо в контрактных целях (аудит второй или третьей стороной).

Конечной целью создания и работы системы управления качеством является максимальное удовлетворение потребителей и других причастных лиц. Для этого необходимо обеспечить наличие и гармонию между такими важными основополагающими элементами системы качества как ответственность руководства, документирование, организационная структура, ресурсы, процессы. Взаимодействие этих элементов показано на рис.1.

Ответственность руководства складывается из таких важных аспектов его деятельности, как: выполнение руководством взятых обязательств, ориентация на потребителя, политика в сфере качества, планирование, ответственности, полномочия и доведение информации, анализ со стороны руководства.

В определенный момент времени руководитель или руководители предприятия должны осознать, что нет другого пути развития кроме пути качества, если предприятие не хочет остаться на задворках технического прогресса  или вообще исчезнуть с рынка.

Единожды встав на путь качества, высшее руководство должно постоянно  предоставлять доказательства выполнения им взятых обязательств перед собой и предприятием в области качества относительно разработки и внедрения системы менеджмента качества и постоянного повышения ее действенности. Для этого руководство обязано постоянно доводить до персонала организации идею важности удовлетворения требований потребителей как основного источника благополучия организации, а также других обязательных и регламентных требований. Должна быть разработана и принята политика организации в сфере качества, сформулированы задачи предприятия в области качества, проведен анализ существующей системы управления предприятием, а также обеспеченности ресурсами.

Для повышения удовлетворенности клиентов высшее руководство должно предусматривать мероприятия по определению и выполнению их требований.

Руководство несет ответственность за формирование политики качества в предприятии. Реализация этой политики зависит от того, насколько хорошо разработана и эффективно работает система качества. Политики качества оформляется документально. Руководство обеспечивает ознакомление персонала предприятия с политикой качества и добивается ее восприятия и одобрения.

Политика качества должна соответствовать целям организации, содержать обязательства выполнения требований потребителей и постоянного повышения действенности системы управления качеством. На основании принятой политики качества принимаются и в дальнейшем пересматриваются задачи в области качества. Политика качества постоянно анализируется высшим руководством с точки зрения сохранения актуальности, и пересматриваться в случае необходимости.

По инициативе и под контролем  высшего руководства в организации  необходимо создать и задокументировать систему качества, обеспечить ее функционирование и постоянно повышать ее эффективность.

Для этого необходимо выявить все  процессы, которые прямо или косвенно влияют на качество продукции. Определить последовательность и взаимодействие этих процессов. Наметить критерии эффективности процессов и методы их измерения, необходимые как для оценки совершенства процессов, так и для управления ними. Обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для протекания процессов и контроля над их ходом. Организовать действия по контролю, измерению и анализу процессов. Выполнять действия, необходимые для получения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Таким образом, материальным свидетельством существования в предприятии  системы управления качеством является наличие задокументированного ее описания.

Документация на систему управления качеством должна состоять из таких элементов:

1. Изложение политики и задач в области качества. Политикой качества является письменно оформленные общие намерения и нацеленность организации, связанные с качеством, которые официально сформулированы высшим руководством. Задачами в области качества является формулирование работы, которую необходимо выполнить для достижения заданных целей качества. 

2. Руководство по качеству, которое является документом, регламентирующим систему управления качеством в организации. Руководство по качеству содержит информацию как внутреннего, так и внешнего использования про имеющуюся в организации систему управления качеством. Описывает систему качества в соответствии с установленной политико в области качества и целями, а также применяемыми стандартами. Руководящие указания по разработке руководства по качеству приведены в международном стандарте ISO 10013.

Информация о работе Система управления качеством. Определения, словарь терминов