Антикризисное управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение основных понятий и сущности международного разделения труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть основные понятия антикризисного управления;
проанализировать человеческий фактор антикризисного управления, в частности, механизмы конфликтологии в антикризисном управлении;
рассмотреть антикризисные характеристики, принципы управления персоналом, а также систему антикризисного управления персоналом.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление персоналом.docx

— 285.54 Кб (Скачать)

противоборство, конкуренция — это попытка  заставить принять свою точку  зрения любой ценой, не учитывать  мнение других участников конфликта.

 В  качестве примера этого стиля  можно привести следующие приемы: требование безоговорочного послушания, применение физического насилия,  попытка перехитрить своих оппонентов,, перекричать их, требование согласия  другой стороны во имя сохранения  хороших отношений и т. д.  Лицо, использующее такой стиль,  обычно ведет себя агрессивно. В результате одна сторона,  участвующая в конфликте, выигрывает, в другая проигрывает. Недостаток  этого стиля в том, что он  подавляет инициативу, создает вероятность  того, что будут учтены не все  важные факторы, поскольку принимается  во внимание лишь одна точка  зрения. Такое поведение человека  в конфликтной ситуации создает  о нем неблагоприятное впечатление,  в коллективе.

 В  то же время этот стиль разрешения  конфликта может принести и  положительные результаты. Например, в том случае, если определенное  лицо, обладающее значительной властью,  должно навести порядок ради  всеобщего благополучия. Однако  противоборство редко приносит  долгосрочные результаты. Проигравшая  сторона может не поддержать  решение, принятое вопреки ее  воле, или даже попытаться саботировать  его. Тот, кто проиграл сегодня,  завтра может отказаться от  сотрудничества;

приспособление  на деле означает подавление или сглаживание  конфликта.

  В  этом случае руководитель отказывается  признать наличие конфликта и  любой ценой пытается поддерживать  хорошие отношения и коллективе. Он старается не выпустить  наружу признаки напряженности  путем призывов и уговоров  типа: «не надо сердиться, это  не имеет большого значения, мы  все одна команда». При этом  он делает вид, что все в  порядке и продолжает действовать,  будто ничего не происходит. В  результате может наступить мир,  но проблема, послужившая причиной  конфликта, останется нерешенной. Эмоции загнаны внутрь, но они  живут и накапливаются, и в  конце концов это может привести  к взрыву.

         Подавление конфликта может быть  разумной тактикой, если противоречия  незначительны и не могут повлечь  за собой далеко идущих последствий.  В этом случае ситуацию действительно  лучше сгладить, чтобы не вносить  напряженность во взаимоотношения  в коллективе. Эта же тактика  годится для случая, если оппоненты  в данное время по какой-то  причине не готовы к спокойному, конструктивному диалогу или  если желательно во что бы  то ни стало сохранить добрые  отношения. В пользу этого стиля  говорит и тот факт, что конфликты  иногда сами разрешаются только  за счет того, что люди продолжают  поддерживать хорошие отношения;

разрешение  конфликта через компромисс означает такое поведение, когда умеренно учитываются интересы каждой из сторон, т. е. для каждой из сторон принимаемое  решение будет непроигрышным.

 Способность  к компромиссу — это ценное  качество, которое сводит к минимуму  недоброжелательность и часто  дает возможность быстро разрешить  конфликт. Но если компромисс  возникает слишком быстро и  просто, это может повлиять на  качество принимаемого решения,  ибо в этом случае скорее  всего проблема детально не  прорабатывается. Она решается  как арифметическая задача: поделить  что-то поровну, «по справедливости».  При этом не проводится тщательный  анализ других возможных вариантов  решения. И хотя это, безусловно, уже достижение в разрешении конфликтной ситуации, но для каждой из сторон «поровну» может быть не лучшим вариантом;

разрешение  конфликта через сотрудничество означает признание различий во мнениях  и готовность ознакомиться с иными  точками зрения, чтобы понять причины  конфликта и найти решение, приемлемое для всех сторон.

Во многих случаях каждый участник может выиграть что-то. Здесь вместо положения: «Я должен выиграть и поэтому я должен помешать тебе выиграть» — действует другое положение: «Я хочу выиграть и хочу, чтобы ты тоже выиграл». Преимущество такого подхода в том, что улучшаются взаимоотношения людей, а конфликт не имеет отрицательных последствий. Кроме того, если выигрывают обе  стороны, то они склонны поддержать и реализовать принятое решение.

При разрешении конфликтов на практике можно пользоваться любым из описанных стилей. Разумеется, общими рекомендациями невозможно разрешить  конкретные разногласия. Действия как  руководителей, так и других членов трудового коллектива будут зависеть от конкретной ситуации, подход к разрешению конфликта в каждом случае будет  индивидуальным. Но знания из области  управления конфликтом должны помочь менеджерам перейти от конфронтационного  мышления к истинному сотрудничеству.

 

2. Антикризизисное управление персоналом организации

2.1. Антикризисные  характеристики управления персоналом

 

В литературе по менеджменту нередко можно  встретить такие термины, как  «управление трудовыми ресурсами», «рабочей силой», «людскими ресурсами» и др. И это не случайно. Эти  понятия родились в период господства технократической концепции управления. Как справедливо подчеркивает профессор  Э.М. Коротков, новая гуманистическая  парадигма управления требует новых, более четких понятий, адекватно  отражающих ведущую роль человека в  теории и практике управления. По его  мнению, «понятие «персонал управления»  в большей мере соответствует  идее человеческого фактора в  современном управлении, чем какое-либо понятие. Но еще более этой идее соответствует  понятие «человеческий капитал»4.

Это не игра в термины, а отражение совершенно другого отношения к человеку в процессе управления. Человек может  рассматриваться как рабочая  сила и может рассматриваться  как капитал. Если человек выступает  как формальный, механический исполнитель  своих обязанностей, приказов и указаний начальства, и достаточно большое  число таких людей составляют определенную силу, но если человек  обладает развитым интеллектом, выраженной творческой индивидуальностью, предприимчивостью, новаторским складом характера  — это не просто рабочая сила, это — ценный капитал. И относиться к нему надо как к высшей ценности, как к ведущему фактору достижения всех управленческих целей.

Для повышения  эффективности управления необходимо выяснить, какие категории работников относятся к управленческому  персоналу. По этому вопросу у  исследователей, работников кадровых служб единства взглядов пока нет. Одни считают, что к управленческому  персоналу относятся все работники  аппарата управления организацией. Другие считают, что в основу решения  вопроса об отнесении того или  иного работника к персоналу  управления должен быть положен функциональный принцип: именно содержание выполняемых работником основных функций управленческого труда.

Руководствуясь  этим критерием, к персоналу управления следует отнести работников, которые  полностью или частично заняты управленческим трудом (руководители, их заместители, специалисты и технический персонал).

Однако  в аппарате управления организацией есть группы работников, которые непосредственно  управленческим трудом не занимаются (персонал охраны, оздоровительных  учреждений, водители служебных машин, работники учетно-расчетных служб  и т. д.). Данная категория работников составляет обслуживающий персонал организации.

Не принижая роль других групп управленческого  аппарата, следует подчеркнуть определяющее влияние на всю систему управления организацией руководителя органа управления.

В содержание понятия «руководитель» (менеджер), по нашему мнению, можно включить следующие  категории работников управления: во-первых, управленцев, которые в полной мере осуществляют руководство организацией, всеми ее подсистемами в предкризисный, кризисный и послекризисный периоды; во-вторых, категорию руководителей  отделов, служб, участков, цехов, в которых  также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах; в-третьих, категорию заместителей руководителей, которые в известной степени  являются дублерами руководителей. Заместитель руководителя в большинстве  случаев обладает полномочиями руководителя и не только юридически, но и фактически им является.

Руководитель  — центральная фигура системы  управления. Он направляет деятельность всего коллектива на реализацию поставленных целей, несет персональную ответственность  за своевременное принятие и осуществление  стратегических, оперативных и иных решений по всем жизненно важным вопросам функционирования и развития организации. Для этого руководитель добивается необходимой слаженности всего  аппарата управления.

Группа  специалистов — второе по значению звено аппарата управления. К ней  относится большая часть персонала  управления: экономисты, технологи, юристы, социологи, психологи, референты, консультанты и т. п. Отличительной особенностью этой группы является то, что к ее деятельности приложимы не все, а только часть признаков управленческого труда. На первое место в их работе выдвигается профессионально-аналитическая сторона. Такой существенный признак, как управленческая компетентность, применительно к труду специалиста имеет специфически-функциональное назначение.

Специалист  не связан со всеми операциями, стадиями управленческого цикла. Он не объединяет и не направляет управленческий процесс  в целом. Для специалистов не характерен признак лидерства. Но нельзя недооценивать  управленческий потенциал этого  звена персонала управления. Эффективность  всей системы управления нередко  определяется и обеспечивается активной, творческой деятельностью специалистов. Руководитель (менеджер), опирающийся  на профессиональные знания специалистов, их опыт, как правило, добивается успеха в достижении поставленных целей  с меньшими затратами материальных, финансовых и человеческих ресурсов.

Третьим крупным отрядом управленческих кадров является технический персонал аппарата управления. К этой группе также приложимы некоторые существенные признаки управленческого труда. Технический  персонал по поручению руководителей, специалистов и при их контроле выполняет  отдельные задания, относящиеся  к управленческой деятельности. Кроме  того, работники этой группы обеспечивают общий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобождают  линейных руководителей, специалистов аппарата управления от рутинных, технических  операций и дают им возможность сосредоточиться  на решении наиболее сложных управленческих проблем. От технических работников зависят четкое прохождение информации в различных сферах, доведение  решения до исполнителей, масса мелких организационных вопросов.

Разумеется, разделение персонала управления на эти группы нельзя  абсолютизировать, поскольку функции трех перечисленных  категорий аппарата управления неразрывно связаны и переплетаются. Скажем, линейный руководитель призван в  ряде случаев быть и специалистом, в принципе знать специфические аспекты деятельности управляемой организации. Речь может идти здесь лишь о преимущественной направленности деятельности работников аппарата управления. Но такое разделение имеет существенное значение при проведении операций и процедур отбора, расстановки персонала в аппарате управления.

Проведенные социологические исследования показывают, что эффективность управления в  государственных и предпринимательских  структурах снижается. Об этом заявил 71% опрошенных. Среди причин снижения эффективности управления были названы: слабая профессиональная подготовка управленцев  — 48% опрошенных, несовершенная система  отбора и расстановки персонала  управления — 52% опрошенных. Конечно, данные социологических опросов не следует  абсолютизировать и распространять на все организации, но нельзя и игнорировать их. По всей вероятности, не все благополучно у нас в стране складывается с  проблемой отбора, расстановки и  подготовки кадров управления.5

 

2.2. Система антикризисного  управления персоналом

 

Управление  не ограничивается сферой труда, технологией  и экономикой производства. В социально-экономических  системах центральным элементом  являются человек, его интересы, потребности, ценности и установки. Именно люди оживляют, генерируют систему. Человек в организации  выступает в качестве как объекта, так и активного субъекта управления. Персонал управления, будучи ядром  системы, нуждается в постоянном, глубоко продуманном и обоснованном управленческом воздействии.

Управление персоналом — это совокупность целенаправленных действий руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений, включающих определение потребности в персонале в соответствии с целью и возможностями организации; планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, подбор и высвобождение); расстановку и распределение персонала, его использование; исследование и оценку персонала; ротацию персонала, движение в системе управления, траекторию карьеры; развитие персонала, повышение квалификации, образования, компетенции, накопление опыта; мотивацию и стимулирование персоналу, создание благоприятных условий для эффективной деятельности.

Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т. п.), но и  совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера — демократический  стиль управления, заботливое отношение  к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и пр.

Значительные  перемены, наличие кризисной ситуации в социальной, экономической, политической, духовной сферах России одновременно как расширяют возможности, так  и создают серьезные ограничения  для каждого человека, стабильности его существования и роста. Антикризисное  управление персоналом в таких условиях призвано учесть целый спектр вопросов адаптации сотрудника к внешним  и внутренним условиям функционирования и развития организации. Особое внимание должно уделяться анализу мотивационных установок, умению их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Сюда же следует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации — работники, а за ее пределами — потребители продукции. Важно повернуть сознание персонала к потребителю, а не к угождению начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к новатору, а не к заскорузлому механическому исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на прочном экономическом фундаменте, не забывая о духовности и нравственности.

Информация о работе Антикризисное управление персоналом