Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:43, дипломная работа
В условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции и роста издержек непременным условием выживания строительной организации становится маркетинг. Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере строительства, в международной сфере и некоммерческой сфере осознают, что для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходима программа маркетинга, которая влияет на повышении эффективности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ
1 НЕОБХОДИМОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ № 8»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Строительный трест №8»
2.2 Анализ выполняемых объемов работ
2.3 Анализ финансового состояния ОАО «Строительный трест № 8»
2.4 Организационная структура управления ОАО «Строительный трест № 8»
2.5 Анализ формирования и распределения прибыли ОАО «Строительный трест № 8»
2.6 Охрана труда в ОАО «Строительный трест № 8»
3 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Основные заказчики ОАО «Строительный трест № 8»
3.2 Характеристика конкурентов ОАО «Строительный трест № 8»
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ОАО «СТРОИТЕЛНЫЙ ТРЕСТ № 8»
4.1 Особенности маркетинговых исследований рынка строительной продукции в ОАО «Строительный трест № 8»
4.2 Выделение сегмента рынка для ОАО «Строительный трест № 8»
4.3 Политика ценообразования в ОАО «Строительный трест № 8»
4.4 Разработка рекомендаций по организации рекламы и «PR» для ОАО «Строительный трест № 8»
4.5 Маркетинговые стратегии ОАО «Строительный трест № 8»
4. 6 Бюджет маркетинга ОАО «Строительный трест № 8»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
HHI = å
Dk²,
где HHI – индекс Гиршмана-Герфиндаля;
Dk – доля k-го крупного предприятия на рынке;
m – число крупных предприятий.
Приближенно можно оценить: CR(3) = å Dk
Индекс
учитывает как численность
Индекс Херфиндаля-Хиршмана трактуется как наиболее адекватная характеристика интенсивности конкуренции. Этот показатель предлагается использовать в сочетании с коэффициентом концентрации CR3. Если при этом окажется, что величина CR3 больше 70%, а величина ННI – 2000, то можно говорить о высокой степени концентрации рынка и слабом развитии конкурентной среды. Если CR3 больше 45%, но меньше 70%, а ННI меньше 2000, то наблюдается умеренная степень концентрации рынка. Если же CR3 меньше 45%, а ННI меньше 1000, то рынок является слабо концентрированным и его можно характеризовать как демонополизированный.
Одним из основных показателей деятельности строительных организаций является объем выполненных подрядных работ за период. Значение данного показателя будет использовано при расчете индекса концентрации рынка. Целесообразно проводить анализ конкурентного рынка строительных работ и услуг по 2008 году, поскольку многие процессы могут быть необратимыми и неизвестна вероятность возвращения строительных организаций к прежним объемам подрядных работ. Кроме того, расчет индекса концентрации и Херфиндаля-Хиршмана целесообразно проводить только в рамках рынка Брестской области, ввиду того, что на рынке Бреста количество конкурентов значительно сокращается. Данные по объему подрядных работ выполненных в 2008 году в Брестской области ОАО «Строительный трест № 8» и его конкурентами, необходимые для расчета индекса концентрации, представлены в таблице 3. 1.
Таким образом, индекс концентрации CR3 рассчитывается следующим образом:
CR3 = (335 248 + 128 814 + 70 907) / ((335 248 + 128 814 + 70 907) + (38 762 + +48 091+25 438 + 21 057)) = 0, 777 = 77, 7%
Доли рынка трех наиболее крупных предприятий, необходимые для расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана, представлены на рисунке 3. 3.
Таким образом индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается следующим образом:
ННI = 48² + 19² + 10² = 2 765
Приближенно можно оценить: CR(3) = å Dk = 48 + 19 + 10 = 77%
Ввиду того, что найденный выше коэффициент концентрации CR > 70%, а также индекс Хиршмана-Херфиндаля HHI > 2000, на рынке подрядных работ наблюдается высокая степень концентрации и слабое развитие конкурентной среды. Предприятия ГППСУП «Объединение Брестоблсельстрой», ОАО «Строительный трест № 8», и ОАО «Строительный трест № 2» являются лидерами на данном рынке, имеют значительные доли, являются конкурентами между собой и не имеют более серьезных соперников.
Однако следует заметить, что анализ конкурентов по объемам подрядных работ не дает четкого представления о степени их значимости для ОАО «Строительный трест № 8». Немаловажными характеристиками при анализе конкурентов являются такие как, специфика их строительной деятельности, районы застройки, условия работы с заказчиками, цена квадратного метра, сроки строительства и ряд других.
Сравнивая стройтрест с его основными конкурентами, необходимо отметить, что все предприятия имеют ряд специфических особенностей деятельности принципиально отличающих их друг от друга. Так, например, ООО «Облик» занимается, прежде всего, строительством «элитного» жилья из мелкоштучных материалов (кирпич) в центре Бреста. КУП «Брестжилстрой» осуществляет в основном крупнопанельное домостроение в Бресте и Брестской области. Объединение «Брестоблсельстрой» – это в первую очередь строительство на селе. Что касается ОАО «Полесьежилстрой», то его основной отличительной чертой является долевое строительство. ОАО «Строительный трест № 2» и ОАО «Строительный трест № 25» также как и Стройтрест № 8 относятся к числу предприятий Министерства архитектуры и строительства, поэтому их преимуществом является получение значительного количества государственных заказов. Что же касается самого ОАО «Строительный трест № 8», то оно осуществляет все виды строительства (жилищное, промышленное, культурно-бытовое и др.) из различных видов материалов. По сути, Стройтрест является лидером на рынке строительных услуг Бреста. Недаром существует высказывание «Трест застроил Брест». За столь длительный период своего существования трест № 8 построил практически все основные объекты Бреста, к которым относятся Гребной канал, дворец «Виктория», Ледовый дворец и многие другие. Трест зарекомендовал себя как надежный партнер и имеет существенные конкурентные преимущества перед другими строительными предприятиями.
В современных условиях преимущественное положение на строительном рынке имеют предприятия, которые могут гарантировать строительство объектов в сжатые сроки, минимальную, однако реальную стоимость и высокое качество. При проведении торгов подряда именно качество продукции, стабильно высокие его показатели становятся доминирующим фактором, формирующим репутацию организации как надежной.
Получение
ОАО «Строительный трест № 8» сертификата
соответствия требованиям СТБ ИСО серии
9000 положительно сказалось на повышении
конкурентоспособности при участии
в торгах. По этой причине в 2008 году проведено
внедрение системы управления охраной
труда в соответствии с СТБ серии 18000, а
в 2008-2009 гг. – внедрение системы экологического
менеджмента в соответствии с СТБ ИСО
серии 14000.
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ
МАРКЕТИНГА
ОАО «СТРОИТЕЛНЫЙ ТРЕСТ
№ 8»
4.1
Особенности маркетинговых
исследований рынка
строительной
продукции в ОАО «Строительный
трест № 8»
Исследования маркетинга рынка строительной продукции в ОАО «Строительный трест № 8» включают сбор, обработку и анализ данных рынка строительной продукции, состава субъектов рынка, специфические запросы потребителя. По результатам изучения рыночной конъюнктуры вырабатываются и принимаются маркетинговые решения. Специфика исследований рынка строительной продукции в стройтресте связана с особенностями ее продвижения, прежде всего со слабым влиянием на рынок строительной продукции коммерческих посредников. Широкое распространение в строительстве прямых заказов потребителей делает ненужным для треста довольно распространенные в маркетинге методы анализа емкости рынка путем анкетирования. ОАО «Строительный трест № 8» проводит исследования, где объектами являются товары, потребители, конкуренты. Опыт показывает, что в специфических условиях строительства непрерывное ведение маркетинговых исследований по широкому спектру проблем совершенно не обязательно.
Однако для завоевания рынка крупномасштабного строительства авторитета ОАО «Строительный трест № 8» может быть недостаточно. При выборе подрядной фирмы заказчика интересует не только уровень и качество работ, выполняемых подрядной фирмой, но и дополнительные услуги, которые могут быть предложены конкурентами, — кредиты, проектирование и строительство объекта «под ключ» и другие. Поэтому в комплекс маркетинговых исследований в строительстве необходимо включать вопросы возможности обеспечения заказчика наиболее привлекательными дополнительными услугами.
Маркетинговые исследования могут проводиться либо собственными силами подрядной строительной или проектно-изыскательской организации, либо путем привлечения внешней специализированной организации. ОАО «Строительный трест № 8» проводит маркетинговые исследования рынка строительной продукции собственными силами. Возможность количественных методов в маркетинговых исследованиях строительной продукции ограничена изменчивостью и непредсказуемостью рыночной конъюнктуры строительного рынка. Трудно предположить, что можно количественно измерить вкусы и эмоции людей, которые нередко и определяют их потребительские предпочтения. Поэтому в маркетинговых исследованиях рынка строительной продукции стройтреста № 8 преобладают эвристические методы, основанные на знании психологии поведения потребителей строительной продукции.
Однако, как уже отмечалось в пункте 2. 4. данной дипломной работы, в организационной структуре стройтреста нет специализированного отдела, занимающегося маркетинговыми исследованиями и вопросами маркетинга в целом. Решение данных вопросов возложено на специалистов различных отделов предприятия. Поэтому, для эффективного управления маркетингом и возможности осуществления маркетинговой программы, предлагается ввести в ОАО «Строительный трест № 8» специализированный отдел – отдел маркетинга. В рамках организационной структуры управления стройтреста данный отдел будет подотчетен заместителю генерального директора по экономике. Предлагаемая функциональная организация отдела маркетинга в ОАО «Строительный трест № 8» представлена на рисунке 4. 1.
Рисунок 4.1 Предлагаемая функциональная организация отдела маркетинга ОАО «Строительный трест № 8»
Примерные
должностные обязанности
Должностные обязанности директора по маркетингу:
Должностные обязанности менеджера по сбыту:
Должностные обязанности менеджера по рекламе и PR:
Информация о работе Проект программы маркетинга ОАО “Строительный трест № 8”