Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:04, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ТОРГОВЛЯ КАК ВИД КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ И ФУНКЦИЯ
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
ТЕМА 4 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ

Файлы: 1 файл

3 Конспект лекций.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

     Проводя анализ оптового товарооборота, определяют степень выполнения плана по общему объему оптовой реализации товаров, изучают ее динамику, состав, ассортимент и структуру, выполнение договоров поставки товаров отдельным покупателям. По составу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчетах.

     Состав  оптового товарооборота характеризуется  абсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных  видов оптовой реализации товаров  в общем объеме товарооборота).

       Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчетов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли, т.е. от наличия складских помещений, а главное, от величины прибыльности проводимых оптовых операций. Наиболее экономичной является транзитная реализация товаров, особенно транзитная без участия оптового предприятия в расчетах.

     Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях формирования рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарныхгрупп).

     Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам).

     Поставка  товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания — для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики.

     К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятиям легкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и др.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений. Поставка товаров промышленным предприятиям для производственных нужд включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В фонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для производства определенной продукции (например, отпуск тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве вспомогательных материалов (нитки — для пошива одежды).

     Анализ  выполнения плана и динамики проводится по каждому направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде всего проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины выявленных отклонений.

     Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объему, ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, складском хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важным показателем, характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, является удельный вес рыночного фонда в общем объеме товарооборота. Рост доли рыночного фонда товаров в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую деятельность оптового предприятия.

     Oт ритмичной поставки товаров оптовыми предприятиями по рыночному фонду во многом зависят выполнение плана и динамика розничного товарооборота магазинов и предприятий общественного питания. В связи с этим при оценке развития оптовой реализации товаров по рыночному фонду следует учитывать степень выполнения плана и динамику розничного товарооборота у покупателей по номенклатуре товаров оптового предприятия.

     Высокие темпы роста оптовой реализации товаров рыночного фонда при  недовыполнении плана розничного товарооборота магазинами и предприятиями питания по ассортименту товаров, которые поставляет оптовое предприятие, свидетельствуют о том, что в снабжении имеются существенные недостатки (неритмичная поставка, «навязывание» товаров и др.). В таких случаях торговая деятельность оптового предприятия по поставке товаров рыночного фонда не должна оцениваться положительно. При анализе поставки товаров на промышленную переработку и промышленное потребление необходимо учитывать выполнение промышленными предприятиями плана выпуска продукции и изменения показателей их производственной деятельности в динамике.

     Анализ  оптового товарооборота должен проводиться  по отдельным покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по общему объему, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчетам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. Для этого применяют показатель «оптовый товарооборот с учетом выполнения договоров поставки товаров», который корректируется на недопоставку товаров отдельным покупателям.

       Анализ поставки и оптовой  реализации товаров необходимо проводить по способам их оплаты отдельными покупателями. В частности, выявляют пути, возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой, оптимизации расчетов с покупателями по мере отгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа). Результаты анализа отгрузки товаров и оптового товарооборота в разрезе покупателей оформляются специальными таблицами.

     Равномерность отгрузки и реализации товаров в  оптовой торговле имеет не меньшее  значение, чем в розничной. Своевременная и равномерная поставка товаров магазинам и предприятиям общественного питания обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей (потребителей).  

     3. Анализ рациональности товародвижения 

     Одной из основных задач оптовой торговли является совершенствование движения товаров от производства до потребителей. В условиях становления и развития рыночных отношений нередки случаи многократных оптовых перепродаж товаров, усложнения звенности товародвижения. Рационализации товародвижения способствуют изучение причин его усложнения и разработка оптимальных путей движения товаров от мест производства в районы потребления. Выбор рациональных путей товародвижения на основе интуиции и практического опыта обычно не обеспечивает его оптимальности. Решение этих задач «на глазок» ведет к нерациональным перевозкам товаров, росту транспортных расходов, замедлению товарооборачиваемости и к другим потерям для народного хозяйства республики.

     Совершенствованию товародвижения содействует применение в управлении процессом доведения товаров до покупателей методов математического программирования. В практике управления завозом и вывозом товаров применяются различные приемы линейного (математического) программирования: симплексный, распределительный, метод потенциалов и др. Такие задачи принято называть транспортными. Особенно эффективно при решении транспортных задач использование модифицированного распределительного метода, с помощью которого можно изучить оптимальность действующего варианта прикрепления получателей товаров к поставщикам и разработать наиболее экономичные маршруты движения товаров.

     При решении транспортной задачи распределительным  или другим методом математического программирования составляют специальную таблицу (матрицу) из т строк и п столбцов.

     В строках указывают поставщиков  и наличие у них товаров; в  столбцах — получателей и потребность их в товарах. В правом верхнем углу каждой клетки матрицы записывают расстояние перевозки от данного поставщика к данному получателю товаров (критерий оптимальности). Критерием оптимальности может быть также полная стоимость доставки одной тонны товара от каждого поставщика к каждому получателю по установленным тарифам или себестоимость перевозки единицы массы товара (тонны). На практике при решении транспортных задач по оптимальному закреплению получателей товаров за поставщиками за критерий оптимальности чаще всего принимают расстояние перевозки грузов.

     Одним из основных условий решения транспортной задачи является равенство наличия товаров у поставщиков и их потребности у получателей. В случаях, когда количество товаров у поставщиков превышает их потребность, в матрицу вводят фиктивного получателя с максимальным расстоянием перевозки (М), которому записывают излишек товара (разность между наличием и потребностью в товаре)^ и задача решается обычным способом. Если спрос получателей превышает наличие товара у поставщиков, вводится фиктивный поставщик с максимальным критерием оптимальности (расстоянием перевозки), которому записывают недостаток в товаре, и решение задачи проводится обычным способом.

     Для ускорения решения транспортной задачи необходимо правильно сделать  первоначальный вариант закрепления получателей товара за поставщиками. Он чаще всего проводится по способу двойного предпочтения, когда по каждой строке и каждому столбцу отмечают наименьшее расстояние перевозки. В первую очередь загружают клетки, отмеченные дважды (имеющие наименьшее расстояние перевозки товара по строке и столбцу). После этого заполняют клетки, отмеченные один раз. Оставшееся количество товара распределяют с таким расчетом, чтобы полностью удовлетворить потребности в нем получателей. В каждую клетку может быть записано наименьшее количество товара (с учетом наличия товара у поставщика и потребностью в нем у получателя). В первоначальном и во всех последующих вариантах распределения товара количество заполненных клеток должно быть т+п— 1. В случаях, когда количество заполненных клеток больше, то их следует сократить до указанного размера. Если заполненных клеток меньше числа т + п— 1, то недостающее их количество заполняют нулевой поставкой с таким расчетом, чтобы можно было определить коэффициенты всех строк и столбцов.

     С целью облегчения расчетов при решении  транспортной задачи необходимо соблюдать  следующие требования.

     1. Решение задачи должно выполняться на белом плотном листе бумаги.

     2. Исходная информация (наименование поставщиков и получателей, наличие и потребность в товаре, расстояние перевозки) записывается чернилами (шариковой ручкой), а все остальные данные (изменяющиеся) — простым мягким карандашом. При новом распределении при построении контура-цепи цифры, написанные карандашом (коэффициенты строк и столбцов, изменяющиеся объемы поставки товара в отдельных клетках), стираются и на их место заносятся новые данные. Окончательный вариант распределения товара записывается шариковой ручкой или чернилами.

     3. Данные о наличии и потребности в товаре можно до начала расчета умножить или разделить на одно и то же число. В нашем примере их можно сократить в десять раз. Аналогично поступают и с показателями критерия оптимальности. В окончательном варианте прикрепления получателей товара к поставщикам приводятся реальные данные, имеющиеся в матрице до их сокращения.

     Если  производится распределение скоропортящихся  товаров и необходимо учитывать предельную продолжительность их перевозки, задача решается обычным путем. После определения оптимального варианта закрепления получателей товара за поставщиками изучается продолжительность каждой поездки и, если отдельные из них не удовлетворяют предъявляемым требованиям, производится новое распределение по указанным клеткам до нахождения искомого варианта. 

     30. Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана

         и динамику оптового товарооборота 

     Выполнение  плана и динамика оптового товарооборота, как и розничного, зависят от трех групп факторов:

     • обеспеченности и использования товарных ресурсов;

     • обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;

     • состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли.

       Анализ товарных ресурсов обычно  начинают с составления товарного баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров). В приходную часть товарного баланса включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года, но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом оптовой реализации является поступление платежей за поставленные покупателем товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в пути и товаров отгруженных. Товарный баланс может также составляться и изучаться в целом по торговой фирме (по оптовой и розничной торговле).

Информация о работе Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"