Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:04, курс лекций
ТЕМА 1. ТОРГОВЛЯ КАК ВИД КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ И ФУНКЦИЯ
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
ТЕМА 4 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ
Относительную экономию или перерасход ФЗП можно расчитать по следующей формуле:
ФЗП
факт. -
15Анализ состояния, развития и использования материально-
технической базы торговли
Большое влияние на выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы торговли. Под материально-технической базой прежде всего имеются в виду основные средства (фонды). В торговле по принадлежности они подразделяются на собственные и арендованные. В процессе анализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности. Основные средства подразделяют на производственные и непроизводственные. Производственные основные средства классифицируются по отраслям народного хозяйства: торговли и общественного питания, промышленности, строительства, сельского хозяйства, заготовительных организаций и др. Непроизводственные основные средства включают здания, сооружения и инвентарь, находящиеся в ведении жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения, культуры, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения. Проводя анализ, в первую очередь изучают производственные основные средства, обеспечивающие нормальное функционирование торговых предприятий. По выполняемым функциям основные производственные средства подразделяются на активные и пассивные. К активным относят машины, оборудование, приборы и тому подобные основные средства, непосредственно участвующие в торгово-производственном процессе. Пассивные основные средства включают здания, сооружения, передаточные устройства и транспортные средства, обеспечивающие нормальное функционирование активных основных средств. По назначению основные средства торговых предприятий подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование (с выделением автоматических машин и современной вычислительной техники), транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных средств.
Анализ материально-технической базы торговли обычно начинают с изучения состава и структуры основных производственных средств.
Анализ
показателей состояния основных
средств обычно проводят в динамике,
так как на практике отсутствует
необходимая планово-
Рост фондовооруженности и особенно технической вооруженности ведет к повышению производительности труда. Поэтому их следует изучать взаимосвязанно (сопоставлением за ряд лет темпов роста производительности труда, фондовооруженности и технической вооруженности труда). Для оценки технической оснащенности торговых предприятий определяют стоимость активной части основных производственных средств на 100 м торговой площади.
Важным показателем технического состояния основных производственных средств является возрастной состав машин и оборудования. Машины и оборудование со сроком службы свыше 10 лет физически и особенно морально устаревают и их необходимо своевременно заменять. Анализ возрастного состава машин и оборудования должен проводиться по отдельным их видам с
использованием стоимостных, натуральных и относительных показателей. Относительным показателем, в частности, может быть удельный вес (доля) каждой возрастной группы в общем количестве или в общей стоимости машин и оборудования.
Показателями эффективности использования материально-технической базы на розничных торговых предприятиях (в том числе и в магазинах самообслуживания) помимо объема товарооборота на 1 м торговой площади является фондоотдача (размер товарооборота на один рубль всех основных производственных средств или активной их части), фондоемкость (размер основных средств •на один рубль товарооборота). Анализ показателей фондоотдачи и фондоемкости в торговле чаще всего проводят в динамике, так как сложно определить плановую среднегодовую стоимость основных производственных средств. В процессе анализа основное внимание уделяют выявлению и мобилизации резервов роста фондоотдачи при повышении качества обслуживания покупателей. Если в изучаемом периоде произошли изменения розничных цен на товары или переоценка основных средств, то их влияние на фондоотдачу исчисляют путем ее расчета до и после указанных изменений и сравнением полученных прчупктятпи
В
процессе анализа эффективности
использования материально-
В розничной торговле определяют такие показатели:
Завершается
анализ разработкой мер по реализации
выявленных резервов повышения эффективности
использования материально-технической
базы торговли, улучшения обслуживания
покупателей. Особое внимание уделяют
прогнозным резервам, использование которых
должно быть осуществлено в будущем периоде.
16.
Анализ товарных запасов
и товарооборачиваемости
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети и на складах оптовых предприятий должны быть определенные товарные запасы. По назначению их подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения, повседневной, бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничные торговые предприятия должны иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т. е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное — к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, к снижению объема розничного товарооборота. Сезонные запасы товаров создают в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относят досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).
Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объем розничного товарооборота и умножить на количество дней изучаемого периода. При анализе принято считать в месяце 30 дней, квартале — 90, в году — 360 дней. При изучении фактических товарных запасов по данным за квартал их обычна
исчисляют в днях исходя из товарооборота отчетного квартала. При анализе по данным за месяц фактические товарные запасы в днях на конец месяца определяют к товарообороту истекшего месяца.
В процессе анализа устанавлива-ют, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населения необходимыми товарами; выявляют причины отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов.
Наряду с анализом товарных запасов на отдельные даты проводят изучение их средних размеров. При исчислении средних товарных запасов необходимо привлекать как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчетов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут определяться по формуле средней арифметической (путем суммирования их нормативов за четыре квартала отчетного года и делением полученного итога на четыре) или по средней хронологической следующим образом:
Зср.
=
где З1, З2,.. Зn—запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;
п — число дат, за которые взяты данные.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение: высвобождаются оборот-- ные средства, вложенные в товары; снижаются товарные потери и другие издержки обращения; сохраняется качество товаров; улучшается обслуживание покупателей и т. п.
Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по следующим формулам:
Тдн.=
где Тдн — товарооборачиваемость в днях; Д — количество дней анализируемого периода (год — 360 дней, квартал — 90, месяц — 30 дней); Рдн — среднедневной объем розничного товарооборота.
Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) определяют по следующим формулам:
Тоб.=
где
Тоб.- товарообрачиваемость в количестве
оборотов (скорость обращения товаров
ТЕМА 4 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК
ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ
обращения
Затраты по доведению товаров от производства до потребителей, показанные в денежном выражении, называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых организаций и предприятий.
Цель
анализа – оценка их с позиции
рациональности и выявления вариантов
их экономии в текущем и предстоящем
периоде. Рациональным является такое
использование затрат, которое способствует
улучшению конечного
Издержки обращения торговых предприятий измеряются в сумме и по уровню. Уровень издержек обращения представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Он является одним из важнейших качественных показателей торговых предприятий и показывает, сколько процентов занимают издержки обращения в розничной стоимости товаров. В торговле заложены неисчерпаемые возможности относительно снижения издержек обращения при повышении качества торгового обслуживания населения, сокращении затрат времени покупателей на приобретение товаров. Однако используются эти возможности недостаточно.
Задачи анализа издержек обращения — не только изучить выполнение плана и дать объективную оценку соблюдению их сметы, но и выявить резервы сокращения расходов и разработать меры по их использованию путем устранения непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительства и обеспечения наиболее экономного, целесообразного и эффективного использования средств и труда. В процессе анализа необходимо изучить динамику издержек обращения, выявить и измерить влияние основных факторов на их размер.
Анализ издержек обращения проводят по данным бухгалтерской и статистической отчетности, материалам текущего их учета, первичных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений. Основной отчетный источник анализа издержек обращения — квартальные и годовой “Отчеты по торговой деятельности” (форма № 1-ф), в которых показываются фактические суммы расходов по отдельным статьям и в целом по торговому предприятию. Месячные данные об издержках обращения (в целом по торговому предприятию, по отдельным статьям расходов и хозрасчетным подразделениям) можно получить из регистров аналитического их учета и машинограмм. Для изучения причин отклонений от плана и в динамике по издержкам обращения используют данные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и др.), материалы проверок, обследований, личных наблюдений. Так, только побывав на местах, можно выявить случаи утечки воды, нерационального расходования электроэнергии, материалов, топлива, использования транспорта и т. п.
Информация о работе Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"