Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:04, курс лекций
ТЕМА 1. ТОРГОВЛЯ КАК ВИД КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ И ФУНКЦИЯ
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
ТЕМА 4 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ
23.
Анализ валового дохода
в розничной торговле
Анализ финансовых результатов обычно начинают с изучения валового дохода (по общей его сумме и валовому доходу, остающемуся в распоряжении торгового предприятия). Реализованные торговые надбавки, остающиеся в распоряжении предприятия розничной торговли, изучают как по сумме, так и по их уровню (в процентах к обороту). В частности, анализируют степень выполнения плана и динамику валового дохода, измеряют влияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок. Сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной — от уплаченных налогов и других обязательных платежей за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяют прямым счетом. Сумма реализованных торговых надбавок, остающаяся в распоряжении предприятий торговли, кроме того, зависит от изменения их уровня в процентах к обороту и объема розничного товарооборота, влияние которых измеряется приемом разниц. Так, отклонение от плана или в динамике по уровню валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, умножают ”а фактический товарооборот отчетного периода и делят на 100, а изменение объема товарооборота умножают на базисный уровень реализованных торговых надбавок, остающихся в распоряжении предприятия (соответственно на плановый уровень или фактический прошлого периода) и полученный итог делят на 100.
Далее изучают влияние факторов на средний уровень валового дохода, остающегося в распоряжении торговых предприятий. Он может изменяться в результате изменения состава и структуры товарооборота, норм (размеров) торговых надбавок на отдельные товары и товарные группы, звенности товародвижения, наличия сверхнормативных товарных потерь, уценки и прочего расхода товаров.
Методика
анализа финансовых результатов деятельности
торговых организаций имеет некоторые
особенности, обусловленные спецификой
формирования прибыли от реализации. Прибыль
от реализации определяется как разница
между товарооборотом в ценах продаж,
товарооборотом в закупочных ценах и издержками
обращения.
Р
= Т/О
Валовой
доход – основной прибылиобразующий
фактор на 1 этапе проведения его
анализа
ВД
=
В этой модели видно, что на величину валового дохода влияют:
Далее
анализируется влияние
Влияние изменения уд. весов товарных групп с различным уровнем торговой надбавки рассчитывается как сумма произведений изменения доли соответствующей группы товаров на их УВД базовый.
Влияние изменения уровней ВД рассчитывается как сумма произведений уд. веса каждой товарной группы по факту на изменение УВД по каждой товарной группе.
При анализе определяется
Значительное
влияние на валовой доход оказывает
изменение структуры
24.
Анализ прибыли в розничной
торговле
В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.
Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, заготовкам, транспорту и т. п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и реализуют резервы роста чистого дохода.
Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговых предприятий, и среднего уровня издержек обращения. Для измерения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние изменения среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения определяют умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонения от плана или в динамике по ним и делением на 100. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли и убытков от прочей реализации, внереализационных доходов, расходов и потерь. Их влияние определяют прямым счетом.
Большое влияние на сумму прибыли оказывает изменение розничных цен на товары. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль от реализации товаров. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценностного фактора на прибыль измеряют приемом разниц, т. е. увеличение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения розничных цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100.
Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а отсюда и прибыли от реализации товаров. Для определения влияния этого фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и разделить на 100.
Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные доходы, расходы и потери. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам (по отдельным их видам, суммам и в целом по предприятию). Многие из них (в том числе и внереализационные доходы) являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Основным источником анализа внереализационных доходов, расходов и потерь являются форма № 2 “Отчет о прибылях и убытках” и данные их аналитического учета. Особое внимание при анализе уделяют изучению причин образования внереализационных расходов и потерь и разработке мер по их предупреждению.
Прибыль от реализации товаров зависит от:
1-ый
способ
Прибыль
от реализации =
Для изучения влияния на прибыль изменения товарооборота (Т/О) разность между фактическим и базовым товарооборотом умножают на базовую рентабельность продаж
2-ой способ
При
наличии раздельного учета
П =
Проводится
расчет влияния на величину прибыли
от товарооборота следующих
Влияние изменения величины постоянных издержек принимается в размере их абсолютного изменения с обратным знаком.
ТЕМА 7. АНАЛИЗ ОПТОВОГО
ТОВАРООБОРОТА
28Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового
товарооборота
Одним из основных звеньев в сфере обращения является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других покупателей. На оптовых предприятиях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров.
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям — для производственных целей и внерыночного потребления.
Основная цель анализа
В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и определить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия.
Анализ
должен показать, как оптовое предприятие
в своей хозяйственной
При
анализе торговой деятельности оптового
предприятия используют данные планов
его экономического и социального развития,
бизнес-планов, бухгалтерской и статистической
отчетности, текущего учета, первичных
и сводных документов и других источников
информации. Многие статистические отчеты
в оптовой торговле составляют с использованием
натуральных измерителей, что позволяет
углубить результаты исследования. Промышленные
предприятия нередко представляют оптовым
базам отчеты о выработанной продукции
(в ассортименте), движении и остатках
товаров на их складах, данные которых
также используются при анализе оптового
товарооборота.
29.
Анализ выполнения плана
и динамики оптового
товарооборота
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется прежде всего степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Многие оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения и анализа общего ^валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.
Информация о работе Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"