Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:04, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ТОРГОВЛЯ КАК ВИД КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ И ФУНКЦИЯ
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
ТЕМА 4 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ

Файлы: 1 файл

3 Конспект лекций.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

     В состав коммерческих служб включаются торговые или товарные отделы, отделы по изучению спроса или конъюнктуры торговли, коммерческие павильоны оптовых баз, залы товарных образцов и другие торговые подразделения предприятий (организаций).

     Актуальной  задачей коммерческих работников торговых организаций и предприятий является вовлечение в товарооборот продукции отечественных изготовителей.

     В связи с этим необходимо расширять  сферу договорных отношений с поставщиками и изготовителями товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки. Договоры поставки должны активно воздействовать на отечественное производство для всемерного увеличения выпуска товаров народного потребления, изготовления их из дешевого альтернативного сырья, формирование оптимального ассортимента товаров для населения.

     При рыночной экономике качество коммерческой работы зависит прежде всего от умения активно изыскивать товары, реализуемые в порядке свободной продажи, заинтересовать промышленные или сельскохозяйственные предприятия, кооперативы, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в изготовлении нужных населению товаров.

     Для выполнения этих задач коммерческим работникам необходимо хорошо знать  свой экономический район и его природные богатства, реально оценивать состояние промышленности, сельского хозяйства, производственные возможности и ассортимент изделий, вырабатываемых предприятиями региона.

     Для изучения поставщиков и их возможностей работники коммерческих служб должны принимать участие в

     работе  товарных бирж, оптовых ярмарок, выставок-продаж и выставок-просмотров образцов лучших и новых изделий, следить за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, бюллетенях спроса и предложений, биржевыми сообщениями, за проспектами, каталогами и т. п. Целесообразно посещать производственные предприятия (поставщиков) для ознакомления с их производственными возможностями, объемом и качеством выпускаемой продукции, принимать участие в совещаниях с работниками промышленности.

     Важными задачами коммерческой службы в торговле являются изучение и прогнозирование  емкости региональных и товарных рынков, развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности, координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей. Для этого необходимо перенимать опыт зарубежных стран в использовании маркетинга, позволяющий успешно организовать коммерческую деятельность предприятий в условиях рынка.

     На  современном этапе коммерческая работа торговых организаций и предприятий должна способствовать расширению сферы внешнеэкономической деятельности с использованием различных форм экономико-финансовых связей (бартер, клиринг, расчеты в свободно конвертируемой валюте и др.).

     Повышение уровня коммерческой работы требует  постоянного совершенствования ее технологии, и особенно использования новой техники управления, АСУ, автоматизированных рабочих мест (АРМ) коммерческих работников компьютеризации управления коммерческими процессами в том числе оптовой и розничной продажи товаров.

     Постоянный  учет и контроль оптовых закупок  товаров характеризующихся большим  количеством поставщиков, Десятками  тысяч наименований товаров сложного ассортимента, возможен лишь с помощью ЭВМ. Ручная, карточная

     форма учета поставок, осуществляемая товароведами, трудоемка и не обеспечивает быстрого и точного их учета по всей совокупности ассортимента от большого количества поставщиков и по частным срокам поступления. Такая система учета выполнения договоров в групповом ассортименте, как правило, по кварталам не обеспечивает принятия оперативных мер воздействия на поставщиков, допускающих нарушения обязательств по поставкам товаров в развернутом ассортименте, приводит к срывам поставок и перебоям в поступлении товаров. Для этих целей необходима организация в товарных отделах, залах товарных образцов, коммерческих павильонах АРМ для оперативной обработки коммерческой информации и управления коммерческими процессами. Это обеспечивает автоматизацию учета поставки и реализации товаров по внутригрупповому ассортименту, освобождает товароведов от рутинной, ручной работы по ведению картотеки учета и движения товаров, высвобождает время для реальной коммерческой работы с поставщиками и покупателями, повышает производительность труда коммерческих работников.

     Компьютеризация учета розничной продажи товаров  в магазинах обеспечивает непрерывный  контроль за ходом реализации товаров  и выдачей заказов на пополнение и поддержание торгового ассортимента в оптимальных размерах.

     Компьютеризация коммерческих операций позволит создать информационную систему обработки и передачи коммерческой информации, составляющую техническую основу рыночной, маркетинговой деятельности в сфере товарного обращения.

     Коммерческая  деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, нуждается в значительном регулировании со стороны государства. Регулирование коммерческих отношений осуществляется в основном посредством принятия правовых актов, относящихся к этой сфере деятельности, например, Законы РФ "О защите прав потребителей", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", "Об использовании контрольно-кассовых машин в предприятиях торговли и общественного питания" и др. 

 

      ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА

                     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 

     1. Общая характеристика торговой деятельности как объекта

         экономического анализа. 

     Торговля — один из наиболее важных социально-экономических процессов, который начался еще до нашей эры. Роль торговли в современном обществе огромна.

     В настоящее время развитие торговли связано с тремя аспектами: 1) экономическим, поскольку торговля обусловлена созданием и потреблением материальных благ и услуг;

     2) территориально-географическим, т.е. с необходимостью размещения, перемещения и распределения товаров в пространстве;

     3) социальным, или с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей, распределением благ между отдельными группами и слоями населения.

     Торговой  называется организация, выполняющая функции купли, продажи, дистрибьюции и хранения товаров, а также занимающаяся торгово-финансовой деятельностью.

     Деятельность  торговых организаций, бухгалтерский  учет, налогообложение, составление отчетности в торговле отличаются от аналогичных процессов в других отраслях хозяйства. Знание этих особенностей необходимо не только для внутреннего анализа, но и для внешнего — для чтения отчетности.

     Как отрасль торговля отличается от других отраслей хозяйства низкой фондоемкостью, широким применением живого труда, высокой потребностью в оборотных средствах и более быстрой их оборачиваемостью.

     Информацию  о деятельности торговой организации  в бухгалтерской отчетности показывают обобщенно, она ориентирована прежде всего на внешних пользователей  и проведение финансового анализа. Результаты управленческого анализа и основной объем информации, используемой для его проведения, как правило, носят конфиденциальный характер.

     Торгово-экономический  анализ включает дифференцированное сопоставление  затрат и результатов: по торговым точкам, по отделам крупного магазина, по товарным группам и отдельным видам товаров; по кварталам и месяцам, а также по дням недели, сменам. Помимо этого изучаются закономерности и тенденции процесса купли-продажи товаров, формирование и эффективность использования ресурсов, прогнозируются показатели деятельности торговой организации и т.д.

     Задача  управленческого анализа — детализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности, показать вклад каждого объекта аналитического учета в общий результат деятельности торговой организации. Например, в торговом товариществе «Братья Елисеевы» в начале XX в. издержки обращения отражались по 97 статьям. В СССР до Великой Отечественной войны они учитывались по 47 статьям, после войны —по 15.

     Экономический анализ торговых организаций проводится по двум основным направлениям: внешнему и внутреннему.

     Внешний экономический анализ предполагает рассмотрение:

     1) отношений между торговыми организациями  и предприятиями других отраслей и секторов общественного производства по поводу поставок товаров, работ и услуг, выполнения строительных работ, проведения рекламных кампаний и т.д.;

     2) отношений между торговыми организациями  и банками по поводу проведения  расчетно-платежных операций и  предоставления кредитов;

     3) отношений между торговыми организациями  и инвестиционными компаниями по поводу купли-продажи инвестиционных паев и инвестирования денежных средств в торговый бизнес;

     4) отношений между торговыми организациями  и фондовыми рынками по поводу  размещения акций и других ценных бумаг;

     5) отношений между торговыми организациями  и налоговыми службами по поводу перечисления налогов в бюджеты разных уровней.

     К внутреннему экономическому анализу относятся:

      1) экономический анализ образования  и увеличения уставного, резервного и других необходимых фондов;

     2) анализ и планирование максимизации  доходов, прибыли и минимизации  расходов; 3) распределение прибыли между всеми участниками торгового бизнеса;

     4) выплаты дивидендов акционерам;

     5) определение справедливого размера заработной платы персоналу. Одним из основных показателей торговых организаций, который дает оценку их финансового состояния, является товарооборот. Товарооборот отражает распределение общественного продуй среди юридических (оптовая торговля) и физических лиц, т.е. населения (розничная торговля).

     Экономический анализ в торговле развивался поначалу быстрее, чем в промышленности'. В  условиях царской России это было обусловлено частной и кооперативной формами собственности, необходимостью регулярно отчитываться перед собственниками или членами кооператива о результатах деятельности. Основное внимание в процессе анализа обращали на показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности. В экономном ведении дела предприниматели справедливо усматривали источник увеличения чистой прибыли.

     В послеоктябрьский период, в частности  в период нэпа, торговля сохранила  ведущую роль в развитии экономики  страны. Развертывание товарооборота между городом и деревней требовало создания разветвленного и экономичного торгового аппарата, поэтому вполне закономерным можно считать повышение внимания к анализу торговых расходов и рентабельности в торговле. В этот период разрабатывались также подходы к анализу оборачиваемости торгового капитала, рентабельности отдельных товаров и др.

     В дальнейшем анализ торговых организаций  по-прежнему развивался.

     Решение задач управленческого анализа  основано на использовании специальных приемов и методов, таких, как сравнение, группировка, детализация, факторный анализ приемами элиминирования.

     Источником  информации для управленческого  анализа является вся совокупность данных бухгалтерского, статистического  и оперативного учета, бизнес-планов, сведений, получаемых из средств массовой информации, и др. 

     2. Анализ товарооборота торговой организации 

     Важные  задачи анализа — изучение товарооборота как одного из основных показателей торговой деятельности, характеристика его объема, структуры, динамики.

     О величине товарооборота говорит  выручка от продажи товаров, т.е. товарооборот представляет собой показатель, характеризующий продажу товаров, их обмен на деньги. В основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на денежный эквивалент. Это составляет суть торгового процесса, что и определяет значение данного показателя для анализа. Различают два главных показателя:

     1) оптовый товарооборот, в ходе которого перемещаются и меняют владельца крупные партии товаров, а покупателями являются юридические лица;

     2) розничный товарооборот, в ходе которого товары переходят к индивидуальным потребителям, населению.

Информация о работе Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"