Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:04, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ТОРГОВЛЯ КАК ВИД КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ И ФУНКЦИЯ
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
ТЕМА 4 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ

Файлы: 1 файл

3 Конспект лекций.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

     Среднее квадратическое отклонение позволяет  оценить колебание в развитии изучаемого показателя. По коэффициенту неравномерности (вариации) можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Коэффициент равномерности  (Кравн) рассчитывают по следующей формуле:  

     

К
= 100 -
J 

     После изучения общего объема розничного товарооборота переходят к анализу его состава. По составу розничный товарооборот подразделяют на продажу товаров населению, мелкооптовый их отпуск и другие виды розничной реализации.

     Продажа товаров населению включает реализацию за наличный расчет и в кредит. Розничный  товарооборот могут также детализировать по применяемым формам торговли (продажа товаров по методу самообслуживания, с использованием других прогрессивных форм обслуживания и традиционных методов торговли), по месту реализации товаров (продажа товаров через магазины, палатки, ларьки, киоски, развозная и разносная торговля).

     Анализ  состава товарооборота проводят в абсолютных (стоимостных) и относительных  показателях. Относительным показателем, в частности, является доля отдельных видов реализации в общем объеме товарооборота.

     При анализе торговой деятельности необходимо проверить соблюдение ассортиментного перечня товаров, правил торговли, изучить качество и культуру обслуживания покупателей.

     Анализ  розничного товарооборота проводят также по каждому торговому предприятию, а внутри их — по отделам, секциям и бригадам. С целью выявления и устранения недостатков в торговой деятельности в первую очередь изучают работу подразделений, не выполнивших план товарооборота. Такое положение может быть результатом недостатков в снабжении товарами, организации торговли, рекламе, завышения планов по розничному товарообороту, длительного закрытия магазинов для проведения инвентаризаций, проверок, текущего и капитального ремонтов и т. п. Особое внимание уделяют изучению работы торговых предприятий, добившихся значительного роста товарооборота. 
 

      12Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных

           ресурсов 

     Главный фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие розничного товарооборота в динамике, более полное удовлетворение спроса покупателей. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:

     З

+П==Р+В+3

     где 3н — запасы товаров на начало отчетного периода; /7 — поступление товаров; Р — розничный товарооборот; В — прочее выбытие товаров; 3к — запасы товаров на конец отчетного периода.

     Влияние показателей товарного баланса  на объем розничного товарооборота  можно определить, применив следующую  формулу: Р=3н +/7—В—3к. Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают сверхнормативные завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров ” отрицательное — увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.

     Анализ  товарных ресурсов торговых предприятий  начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражают в товарном балансе по розничной стоимости. В товарный баланс должны включаться все товарные запасы (текущие, сезонные и досрочного завоза). За плановые товарные запасы на начало года берут их нормативы на четвертый квартал прошлого года; на конец года — нормативы четвертого квартала отчетного года. Если отсутствуют плановые данные о поступлении товаров, то их можно определить по формуле:

     П = Р+ В+ Зк-Зн

 

     Важным  вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения  между магазинами и другими торговыми  подразделениями. Основным показателем  оценки эффективности является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов.), который определяют по формуле 

     Э тов. =

 

     13 Анализ поступления товаров 

     После изучения влияния показателей товарного  баланса на выполнение плана и динамику розничного товарооборота переходят к анализу поступления товаров организации снабжения торговой сети товарами Анализ поступления товаров проводят в целом по торговому предприятию, по товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) — получателей товаров При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет

     с большей глубиной изучить выполнение плана и динамику поступления товаров по ассортименту и качеству, определить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна производиться по данным за каждый месяц и нарастающим итогом с начала квартала и года.

     Проводя анализ поступления в разрезе  товарных групп и товаров, необходимо установить, как на розничных торговых предприятиях соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если будет установлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазинов нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают увеличение розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров осела в товарных запасах и необходимо установить причины таких негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения.

     Особое  внимание уделяют изучению источников поступления^ товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые предприятия получили большие права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей-(государственных и частных промышленных предприятий, колхозов, совхозов, отдельных производителей), по импорту и т. п. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов. Проводя анализ, необходимо установить,

     от  каких поставщиков и в каком  объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются  возможности расширения их закупки  в будущем.

     Для оценки поступления товаров в  натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары. Используя данные о поступлении отдельных товаров и товарных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать потоварные средние розничные цены и измерить влияние ценностного фактора на размер товарных ресурсов. Средние цены определяют делением розничной стоимости поступивших товаров на их количество. Далее отклонения от плана или в динамике по средней розничной цене товара или товарной группы умножают на фактическое его количество отчетного периода и в результате измеряют влияние ценностного фактора на розничную стоимость поступившего товара. Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа необходимо определить степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки и т. п.; выявить случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить их причины. Нарушения в выполнении договоров поставки товаров могут быть по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров и согласование спецификаций; нарушения договорных обязательств по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров, срокам отгрузки и другим условиям их поставки) или по вине розничных торговых предприятий (несвоевременное заключение договоров и представление разнарядок и заявок поставщикам, отказ от заказанных товаров, нарушение действующего порядка расчетов и др.). В первом случае необходимо проверить, приняло ли торговое предприятие все необходимые меры воздействия на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению недостатков в поставке товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению товаро-снабжения. Причины нарушений договоров поставки товаров изучают по данным оперативного учета их выполнения, претензионным делам и другим источникам информации.

     Важным вопросом анализа является изучение частоты и своевременности завоза товаров. Несвоевременная поставка товаров по месяцам, декадам и отдельным дням, а по некоторым из них и по часам отрицательно сказывается на выполнении плана и динамики товарооборота, торговой деятельности магазинов. ?В то же время равномерный и частый завоз товаров сохраняет их качество и нормализует товарные запасы. На практике еще нередки случаи, когда преобладающая часть товаров поступает в магазины в конце отчетного периода (года, квартала, месяца) при недопоставке их в начале. Для оценки равномерности поставки товаров изучают выполнение плана поступления по кварталам, месяцам и декадам, а по продовольственным товарам и по отдельным дням. 
 
 

     14 Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых

          ресурсов 

     Вторым  фактором успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Анализ влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начинают с изучения обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Если по отдельным категориям работников фактическая численность значительно ниже плановой, то выясняют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности труда торговых работников. На розничных торговых предприятиях нередко недоукомплектованы штаты рабочих, грузчиков, уборщиц и некоторых других работников, что требует изыскания и использования резервов .механизации и автоматизации уборки помещений, выполнения транспортных и других трудоемких работ. Тем более, что уровень механизации труда в розничной торговле не превышает 20 %. Также изучают качественный состав кадров (обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе на данном предприятии, возраст и т. п.). Проверяют правильность распределения продавцов по категориям в соответствии со штатами и производственной необходимостью.

     Основной  целью анализа трудовых ресурсов состоит в изучении и оценке эффективности  использования трудовых ресурсов.

     Основные  задачи анализа:

  • изучение численности работников по составу и квалификации
  • выявление изменения текучести кадров
  • оценка эффективности труда
  • выявление влияния изменения факторов на изменение уровня ПТ
  • влияние использования трудовых ресурсов на объем товарооборота

           При анализе устанавливается:

  • соответствие штатному расписанию
  • выявление изменения в структуре персонала в динамике
  • выявление изменения квалификационного уровня персонала.

     В розничной торговле производительность труда в стоимостном выражении характеризуется выработкой (суммой товарооборота) на одного торгового работника и выработкой на одного торгово-оперативного работника. Применив прием разниц, можно количественно измерить влияние изменения среднесписочной численности торгово-оперативных работников и их выработки на выполнение плана товарооборота. Для этого отклонение от плана по численности торгово-оперативных работников умножают на плановую их выработку, а отклонение от плана по выработке — на фактическую среднесписочную численность торгово-оперативного работника. Аналогично изучают влияние трудовых факторов на динамику товарооборота(отклонение от данных прошлого года по численности торгово-оперативных работников умножают на фактическую их выработку за прошлый период, а отклонение в динамике по выработке торгово-оперативных работников умножают на фактическую среднесписочную их численность отчетного года).

     Для оценки динамики ПТ расчитывается индекс ПТ, равный отношению индекса товарооборота к индексу численности.

     Для исключения влияния фактора изменения  цен товарооборот учитывают в  сопоставимых ценах.

     В торговле на показатель ПТ влияют структурные  сдвиги в ассортименте. Кроме того, на ПТ вляют факторы, связанные с  технической оснащенностью труда, факторы связанные с организацией труда.

     На  рост ПТ влияют внешние факторы:

  • состояние производства товаров
  • степень насыщенности рынка товарами
  • динамика реальных денежных доходов населения

     Последствия роста ПТ:

  • снижение удельных затрат
  • рост товарооборота
  • увеличение прибыли
  • повышение финансовой устойчивости предприятия

     Эффективность труда в торговле оценивается  также показателями качества обслуживания, сокращением времени обслуживания.

Информация о работе Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"