Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:04, курс лекций
ТЕМА 1. ТОРГОВЛЯ КАК ВИД КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ И ФУНКЦИЯ
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
ТЕМА 4 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря изучают в разрезе двух видов затрат: а) расходы на аренду; б) расходы на содержание основных средств. Прежде чем проводить анализ расходов на аренду, необходимо проверить наличие договоров на аренду, правильность отражения в них площади арендуемых торгово-складских помещений и ставок арендной платы. Далее изучают целесообразность аренды каждого объекта, выясняют, нет ли полупустующих и неиспользуемых помещений складов, кладовых и других объектов аренды, и разрабатывают меры по более рациональному использованию арендуемых площадей, прекращению аренды ненужных зданий, помещений и инвентаря. Одновременно проверяют соблюдение договорных обязательств об участии арендодателя в оплате расходов по ремонту, отоплению и коммунальному обслуживанию зданий и помещений.
Расходы на аренду зависят от арендуемой площади и средних арендных ставок, влияние которых можно измерить при помощи приема цепных подстановок или приема разниц.
Расходы на содержание основных средств включают целый комплекс затрат, анализ которых проводят по каждому виду в отдельности. В частности, изучают, как экономно расходуют топливо, электроэнергию, воду, нет ли утечки воды, неэкономного использования топливно-энергетических ресурсов. Следует также определить целесообразность установки водомеров, замены ламп накаливания более экономичным люминесцентным освещением, изменения схем включения светильников в торговых залах, складских и подсобных помещениях. Изучая расходы на содержание зданий и помещений в чистоте, определяют, нет ли расточительства в расходовании средств.
Анализ расходов на торговую рекламу проводят как по общей сумме,, так и по отдельным их видам: затраты на оформление витрин и выставок, световую рекламу, издание прейскурантов и альбомов, публикацию объявлений, уценку товаров, используемых в качестве рекламных средств, и т. д. По каждому виду расходов на рекламу изучают целесообразность и эффективность расходования средств. Для их снижения необходимо правильно подбирать товары для показа в витринах, более часто делать их замену на стендах и манекенах, а если возможно, то и в витринах.
Особенности анализа издержек обращения предприятий оптовой торговли. Издержки обращения оптовой торговли включают расходы оптовых баз и складов по транспортировке. хранению, подработке, подсортировке и оптовой реализации товаров, а также административно-управленческие расходы оптовых звеньев. Они измеряются в сумме и по уровню. Уровень издержек обращения в оптовой торговле определяется отношением их суммы к складскому и транзитному товарообороту с участием в расчетах.
Анализ общего объема издержек обращения проводится сопоставлением фактического их уровня с плановым, а также с уровнем расходов прошлого периода. Определяется относительная экономия (перерасход) издержек обращения. измеряется влияние отдельных факторов на их размер. Уровень и структура издержек обращения оптовых коптор и баз во многом зависят от состатва их товарооброта, доли в товарообороте складской реализации товаров и транзита с участием оптовых баз в расчетах. Реализация товаров со складов требует в 1,5—2,5 раза больше затрат, чем продажа товаров транзитом с участием в расчетах. При складской реализации товаров неизбежны расходы по аренде, амортигации и содержанию здании, помещении, оборудования и инвентаря, расходы по подработке, упаковке и хранению товаров, которые при реализации транзитом с участием в расчетах у .них обычно отсутствуют. Значительно выше при реализации товаров со складов транспортные расходы, товарные потери и другие издержки обращения. Поэтому при анализе нужно учесть и измерить влияние изменении в составе их товарооборота на издержки обращения, используя формулу по исчислению поправочных коэффициентов, предложенную Украинским научно-исследовательским институтом чоргопли и общественного питания:
К
=
где К — поправочный коэффициент;
У—средяин уровень издержек оптового предприятия
С – уд. вес складской реализации товаров в товарообороте с участием базы в расчетах
а—отношение уровня издержек по реализации товаров к уровню издержек по реализации товаров транзитом с участием оптовых баз в расчетах (“а” в среднем в оптодои торговле равно 2).
Поправочный коэффициент К показывает, насколько возрастает или снижается уровень издержек обращения оптовой базы на каждый процент увеличения или уменьшения удельного веса складской реализации товаров в общем объеме товарооборота с участием базы в расчетах:
ТЕМА 5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ОБЪЕМА
21
ТОВАРООБОРОТА (ПРОДАЖ)
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: "издержки — объем производства (реализации) продукции — прибыль" и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.
В основу этой методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные
(непропорциональные)
и использование категории
Марминальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет:
более
точно исчислить влияние
определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов; .
установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
обосновать
наиболее оптимальный вариант
Проведение расчетов, основанных на соотношении "затраты — объем — прибыль", требует соблюдения ряда условий:
необходимость
деления издержек на две части —
переменные и постоянные;
переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.
Разница между проданной и закупочной ценой товара называется торговая наценка. По реализованным товарам она еще называется валовым доходом.
Текущие затраты в стоимостном
выражении называют издержками.
Издержки обращения делятся на
условно-переменные и условно-
Точку безубыточности еще
Валовой доход или торговая
наценка по реализованным
ТЕМА 6 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ В ТОРГОВЛЕ
22. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых
результатов деятельности
торговых предприятий
Одними из основных требований хозяйствования в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности предприятий, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах рентабельности функционирующего капитала. Законом “О предприятиях в Республике Беларусь” установлено, что главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.
Источником формирования валового дохода розничных торговых предприятий являются торговые надбавки, а по некоторым товарам—торговые скидки.
Свободная розничная цена формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением оптовой и торговой надбавок в установленных торговым предприятием размерах.
Кроме реализованных торговых надбавок, предприятия розничной торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, от продажи товаров и имущества на аукционах, доходы по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций и других ценных бумаг и т. п. Основным источником формирования доходов на розничных торговых предприятиях являются реализованные торговые надбавки (валовой доход).
Основным показателем оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий, как известно, является прибыль. Различают прибыль от реализации товаров, прибыль (убыток) от прочей реализации, балансовую и чистую прибыль. Прибыль от реализации товаров определяют в торговле вычитанием из валового дохода, остающегося в распоряжении предприятий, издержек обращения. В бухгалтерской отчетности (форма № 2 “Отчет о прибылях и убытках”) прибыль от реализации товаров рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налога на добавленную стоимость, акцизов, других налогов и обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, и издержек обращения. В обоих случаях результаты расчета прибыли от реализации товаров будут идентичны. Предприятия могут также иметь прибыль или убыток от реализации и выбытия основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы и потери. Балансовую прибыль (убыток) определяют следующим образом: к прибыли (убытку) от реализации товаров добавляют прибыль от реализации и выбытия основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы и вычитают убытки от реализации и выбытия основных средств, прочих активов, внереализационные расходы и потери. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации товаров исключают экспортные налоги и тарифы.
Предприятия торговли, выполнившие план прибыли, имеют возможность своевременно сделать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, пополнить собственный капитал, создать необходимые специальные фонды, резервы и т. п. Чистую прибыль определяют вычитанием из балансовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Итак, в условиях формирования рыночного механизма хозяйствования прибыль является основным оценочным показателем работы предприятий.
Цель анализа финансовых результатов — выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли и рентабельности, изучают их динамику, определяют влияние факторов на финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста и особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.
До
проведения анализа необходимо проверить
правильность отражения в учете и отчетности
всех доходов, расходов, потерь и убытков
(распределение торговых накидок и издержек
обращения на реализованные товары и на
их остаток; своевременность, законность
и полноту списания доходов, расходов
и потерь на счета, учитывающие финансовые
результаты деятельности торговых предприятий).
Информация о работе Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"