Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:04, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ТОРГОВЛЯ КАК ВИД КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ И ФУНКЦИЯ
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
ТЕМА 4 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ

Файлы: 1 файл

3 Конспект лекций.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

     В зависимости от того, на каком рынке преимущественно действует торговая организация, выделяют два учетных показателя: товарооборот оптовой торговой организации и товарооборот розничной торговой организации. Их не следует смешивать с показателями оптового и розничного товарооборота. В товарооборот оптовой торговой организации могут включаться розничные продажи, если они занимают менее половины общего объема товарооборота, а в товарооборот розничной торговой организации входят оптовые продажи, занимающие менее половины общего объема.

     В соответствии с Инструкцией Госкомстата  России от 1 апреля 1996 г. №25 по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации юридическими или физическими лицами.

     Розничная продажа товаров преимущественно  оплачивается наличными денежными средствами, оптовая и мелкооптовая — по безналичному расчету. Однако повсеместное использование пластиковых банковских карточек, продажи по каталогам и образцам, электронная торговля и т.п., совершенствование банковского дела ведут к постепенному прекращению наличных расчетов и в розничной торговле.

     Показатель  товарооборота — основной финансово-экономический показатель организаций торговли — представляет собой стоимостную оценку всех актов купли-продажи товарных масс, совершающихся в процессе перехода от стадии производства к стадии коллективного или личного потребления. Нельзя отнести к товарообороту перемещение товаров с одного склада на другой в пределах одной торговой организации.

     Товарооборот — показатель объема продаж товаров как в стоимостных, так и в натуральных единицах. Его натуральное содержание характеризует количество проданных товаров и объем товарных ресурсов. Так, масштаб розничных продаж в натуральных единицах в 2000 г. составлял 17 млн т хлебных продуктов, 3 млн т мяса и птицы, 2 млн т колбасных изделий, 2 млн холодильников и морозильников и пр.

     Объектами изучения в процессе анализа являются объем, состав и структура товарооборота.

     Состав  товарооборота изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты. Товарооборот розничной торговли можно классифицировать следующим образом:

     1) по видам продаж:

     • розничный (населению, юридическим лицам),

     • мелкооптовый,

      оптовый;

     2) по организационным формам:

     • стационарная торговля,

     • передвижная торговля,

     • торговля по каталогам и образцам,

     • торговля по предварительным заказам;

     3) по формам обслуживания:

     • традиционная форма,

      самообслуживание,

     • посылочная торговля;

     4) по формам оплаты:

     • за наличный расчет,

     • по кредитным карточкам,

     • по безналичному расчету

     • в кредит.

     Источниками информации для анализа товарооборота  являются: 1) статистическая отчетность:

     • форма №ТОРГ-3 «Отчет о продаже и остатках товаров» — товарный баланс, в котором отражается движение товаров, предназначенных для продажи в порядке розничной торговли; • форма №ТОРГ.-7 (розница) «Отчет о наличии торговой сети»; 2) первичные документы: товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки, продажу товаров в кредит, стоимость стеклопосуды в обмен на товар;

     3) плановые данные (бизнес-план).

     На  основании товарно-денежного отчета розничный товарооборот определяется как сумма выручки, сданной в учреждения банков, на почту или в кассу своей торговой организации, и общехозяйственных расходов, произведенных из выручки.

     В отличие от промышленных предприятий, поставляющих или получающих товары друг от друга по безналичной форме оплаты, торговые предприятия до 80—90% продаж товаров, особенно населению, осуществляют наличными денежными средствами. Исходя из этого основное внимание уделяется экономическому анализу денежной наличности. Однако и здесь продажа товаров в кредит, оплата товаров с использованием пластиковых карт увеличивают долю безналичной оплаты. К другим отличиям следует отнести то, что в организациях торговли не создается дополнительной потребительской стоимости, а лишь происходит реализация товаров потребителю с возможными доработками. 

     ТЕМА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА 

      10 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа розничного

           товарооборота 

     Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается  хозяйственная деятельность предприятий  торговли. Он включает в себя продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров до 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает 90 % фонда личного потребления.

     Розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс цен. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос покупателей на товары, как торговые предприятия улучшают структуру товарооборота, обеспечивают повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействуют на формирование разумных потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.

     В соответствии с Инструкцией Госкомстата  РФ 118] под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации:

     • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и организацию общественного питания;

     • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

     Значение  анализа розничного товарооборота  обусловлено ролью и значением торговой деятельности. Основные задачи анализа розничного товарооборота:

  1. оценка объема и структуры товарооборота как основного условия обеспеченности прибыльности продукции;
  2. изучение и количественное измерение влияния основных факторов на величину розничного товарооборота;
  3. выявление вариантов путей роста товарооборота по структурным единицам, отдельным товарам или товарным группам.

     От  объема и структуры товарооборота  зависят такие важные показатели:

  • издержки обращения;
  • прибыль;
  • рентабельность.

     Информационной  базой для анализа товарооборота  является:

  • бухгалтерская и статистическая отчетность;
  • бизнес-план;
  • данные текущего бух. учета;
  • первичные документы;
  • внеучетная информация;
  • товарный отчет.

     Основные  первичные документы для анализа: товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки. 

      11 Анализ динамики розничного товарооборота 

     Розничный товарооборот торгового предприятия (организации) является составной частью товарооборота города и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику товарооборота предприятия следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота города и покупательной способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту его товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых товаров. Одновременно исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления на душу населения по продовольственным товарам и рациональными нормами — по непродовольственным позволяет оценить степень удовлетворения населения в материальных благах.

     Анализ  целесообразно начать с оценки выполнения самостоятельно установленного плана  за отчетный период. Находятся суммы  абсолютного отклонения, % выполнения плана, динамика товарооборота, определяются темпы роста (снижения) товарооборота в действующих и сопоставимых ценах. Разница между фактическим товарооборотом в сопоставимых ценах и товарооборотом  предшествующего периода означает прирост или снижение физического товарооборота. Разница между фактическим товарооборотом в действующих ценах  и фактически сопоставимых означает дополнительные расходы покупателей в связи с ростом цен.

     Важным  моментом анализа товарооборота  является изучение динамики товарооборота  за ряд лет.  Определяются цепные и базисные темпы роста.

     Анализ  динамики товарооборота проводят не только в сравнении с данными  прошлого периода, но и с фактическими показателями за ряд лет (в действующей и сопоставимой оценке).

     При анализе динамики товарооборота  необходимо определить и изучить  среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

     Т

    =  

     где Трост — среднегодовой темп роста изучаемого показа теля за п лет; Хп — изучаемый показатель в отчетною периоде; Хо — изучаемый показатель в базисном периоде п — число периодов.

     Если  в изучаемом периоде произошли  организационно структурные изменения  в сети торговой организации (предприятия), то необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота (если это не было сделано ранее) и анализ должен проводиться по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли, т. е. интенсивных факторов.

     Для оценки равномерности и ритмичности  товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по декадам, составив специальные аналитические таблицы. Для определения равномерности развития товарооборота целесообразно  исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана. Коэффициент ритмичности устанавливают отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

     Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (d) и коэффициент вариации, или неравномерности (J):             

     d =

;                  J =

     где Х — процент выполнения или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый квартал или

     месяц; Х — процент выполнения плана или темп снижения или повышения по анализируемому показателю за год; " — число месяцев или кварталов изучаемого периода.

Информация о работе Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"