Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:04, курс лекций
ТЕМА 1. ТОРГОВЛЯ КАК ВИД КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ И ФУНКЦИЯ
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
ТЕМА 4 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ
В зависимости от того, на каком рынке преимущественно действует торговая организация, выделяют два учетных показателя: товарооборот оптовой торговой организации и товарооборот розничной торговой организации. Их не следует смешивать с показателями оптового и розничного товарооборота. В товарооборот оптовой торговой организации могут включаться розничные продажи, если они занимают менее половины общего объема товарооборота, а в товарооборот розничной торговой организации входят оптовые продажи, занимающие менее половины общего объема.
В соответствии с Инструкцией Госкомстата России от 1 апреля 1996 г. №25 по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации юридическими или физическими лицами.
Розничная
продажа товаров
Показатель товарооборота — основной финансово-экономический показатель организаций торговли — представляет собой стоимостную оценку всех актов купли-продажи товарных масс, совершающихся в процессе перехода от стадии производства к стадии коллективного или личного потребления. Нельзя отнести к товарообороту перемещение товаров с одного склада на другой в пределах одной торговой организации.
Товарооборот — показатель объема продаж товаров как в стоимостных, так и в натуральных единицах. Его натуральное содержание характеризует количество проданных товаров и объем товарных ресурсов. Так, масштаб розничных продаж в натуральных единицах в 2000 г. составлял 17 млн т хлебных продуктов, 3 млн т мяса и птицы, 2 млн т колбасных изделий, 2 млн холодильников и морозильников и пр.
Объектами изучения в процессе анализа являются объем, состав и структура товарооборота.
Состав товарооборота изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты. Товарооборот розничной торговли можно классифицировать следующим образом:
1) по видам продаж:
• розничный (населению, юридическим лицам),
• мелкооптовый,
• оптовый;
2) по организационным формам:
• стационарная торговля,
• передвижная торговля,
• торговля по каталогам и образцам,
• торговля по предварительным заказам;
3) по формам обслуживания:
• традиционная форма,
• самообслуживание,
• посылочная торговля;
4) по формам оплаты:
• за наличный расчет,
• по кредитным карточкам,
• по безналичному расчету
• в кредит.
Источниками информации для анализа товарооборота являются: 1) статистическая отчетность:
• форма №ТОРГ-3 «Отчет о продаже и остатках товаров» — товарный баланс, в котором отражается движение товаров, предназначенных для продажи в порядке розничной торговли; • форма №ТОРГ.-7 (розница) «Отчет о наличии торговой сети»; 2) первичные документы: товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки, продажу товаров в кредит, стоимость стеклопосуды в обмен на товар;
3) плановые данные (бизнес-план).
На основании товарно-денежного отчета розничный товарооборот определяется как сумма выручки, сданной в учреждения банков, на почту или в кассу своей торговой организации, и общехозяйственных расходов, произведенных из выручки.
В
отличие от промышленных предприятий,
поставляющих или получающих товары друг
от друга по безналичной форме оплаты,
торговые предприятия до 80—90% продаж товаров,
особенно населению, осуществляют наличными
денежными средствами. Исходя из этого
основное внимание уделяется экономическому
анализу денежной наличности. Однако и
здесь продажа товаров в кредит, оплата
товаров с использованием пластиковых
карт увеличивают долю безналичной оплаты.
К другим отличиям следует отнести то,
что в организациях торговли не создается
дополнительной потребительской стоимости,
а лишь происходит реализация товаров
потребителю с возможными доработками.
ТЕМА
3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО
ТОВАРООБОРОТА
10 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа розничного
товарооборота
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Он включает в себя продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров до 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает 90 % фонда личного потребления.
Розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс цен. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос покупателей на товары, как торговые предприятия улучшают структуру товарооборота, обеспечивают повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействуют на формирование разумных потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.
В соответствии с Инструкцией Госкомстата РФ 118] под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации:
• юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и организацию общественного питания;
• физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Значение анализа розничного товарооборота обусловлено ролью и значением торговой деятельности. Основные задачи анализа розничного товарооборота:
От объема и структуры товарооборота зависят такие важные показатели:
Информационной
базой для анализа
Основные
первичные документы для
11
Анализ динамики розничного
товарооборота
Розничный товарооборот торгового предприятия (организации) является составной частью товарооборота города и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику товарооборота предприятия следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота города и покупательной способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту его товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых товаров. Одновременно исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления на душу населения по продовольственным товарам и рациональными нормами — по непродовольственным позволяет оценить степень удовлетворения населения в материальных благах.
Анализ целесообразно начать с оценки выполнения самостоятельно установленного плана за отчетный период. Находятся суммы абсолютного отклонения, % выполнения плана, динамика товарооборота, определяются темпы роста (снижения) товарооборота в действующих и сопоставимых ценах. Разница между фактическим товарооборотом в сопоставимых ценах и товарооборотом предшествующего периода означает прирост или снижение физического товарооборота. Разница между фактическим товарооборотом в действующих ценах и фактически сопоставимых означает дополнительные расходы покупателей в связи с ростом цен.
Важным моментом анализа товарооборота является изучение динамики товарооборота за ряд лет. Определяются цепные и базисные темпы роста.
Анализ динамики товарооборота проводят не только в сравнении с данными прошлого периода, но и с фактическими показателями за ряд лет (в действующей и сопоставимой оценке).
При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:
Т
где Трост — среднегодовой темп роста изучаемого показа теля за п лет; Хп — изучаемый показатель в отчетною периоде; Хо — изучаемый показатель в базисном периоде п — число периодов.
Если в изучаемом периоде произошли организационно структурные изменения в сети торговой организации (предприятия), то необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота (если это не было сделано ранее) и анализ должен проводиться по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли, т. е. интенсивных факторов.
Для оценки равномерности и ритмичности товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по декадам, составив специальные аналитические таблицы. Для определения равномерности развития товарооборота целесообразно исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана. Коэффициент ритмичности устанавливают отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.
Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (d) и коэффициент вариации, или неравномерности (J):
d =
где Х — процент выполнения или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый квартал или
месяц; Х — процент выполнения плана или темп снижения или повышения по анализируемому показателю за год; " — число месяцев или кварталов изучаемого периода.
Информация о работе Курс лекций по "Анализу коммерческой деятельности"