Особенности российской аудитории печатных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей аудитории печатных СМИ на примере еженедельной газеты «Вечерние Челны».
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты особенностей российской аудитории печатных СМИ;
2. Осуществить анализ субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны»;
3. Вынести рекомендации по повышению рекламной деятельности еженедельной газеты «Вечерние челны».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ
1.1.Понятие аудитории печатных СМИ……...…………………….……..……..6
1.2. Особенности российской аудитории печатных СМИ…....……9
1.3. Методы изучения аудитории……..………………..………………….........14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
2.1. Общая характеристика еженедельной газеты «Вечерние Челны» г.Набережные Челны…………………………………………………………..…..23
2.2. Анализ и оценка субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны .....….………………………...25
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «ВЫЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АУДИТОРИИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
3.1 Программа исследования…………………………………………….30
3.1.1. Методологический раздел программы………………..……...…..30
3.1.2. Методический раздел программы…………………………..……31
3.2. Отчет о результатах исследования…………………………..………….…34
3.3. Рекомендации………………………………………………………….........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………49
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….................51

Файлы: 1 файл

курсовая смк.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

 

Рис. 3.2.13. Дифференциация газет по половому признаку респондентов печатных СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

 

Респонденты печатных СМИ возраста 12- 18 лет и свыше 65 лет предпочитаю газету «Единство», 19- 55 лет – газету «Челны ЛТД», 55 -65 лет- газету «Челнинские Известия» (рис.3.2.14.). 

Рис. 3.2.14. Предпочтение респондентов по видам печатных СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

 Социально- демографический портрет аудитории:

 

Из всех опрошенных респондентов печатных СМИ в возрасте от 12- 35 лет, примерно 10 % предпочитают газету «Вечерние Челны». Только в возрастной категории от 36-45 лет 16% респондентов выбирают газету «Вечерние Челны».

Респонденты в возрасте от 12- 18 лет  преимущественно мужчины (рис.3.2.1.). Респонденты этой возрастной группы в основном с  неоконченным средним образованием (рис. 3.2.2.), холостые/ не замужем (рис.3.2.5.), мало читающие (рис.3.2.6.). Практически половина респондентов этого возраста интересуется рекламой (рис. 3.2.10.) , 2,5 % в еженедельной газете «Вечерние Челны» (рис. 3.2.11.). Всего 8 % всех респондентов в возрасте от 12- 18 лет предпочитают еженедельную газету «Вечерние Челны» (рис. 3.2.14.). 

Из проведенного социологического исследования, выяснилось, что респонденты 12 - 18  лет мало читающие. Известно, что Россия подошла уже к критическому пределу пренебрежения чтением. И особую обеспокоенность вызывает молодежная аудитория, что и подтвердило исследование.

Подростки, как и их, более старшие товарищи, все больше общаются друг с другом и с организациями в режиме онлайн. Это явление, которое уже сейчас интегрируется в новостную индустрию. Это означает, что печатные СМИ должны будут адаптироваться, чтобы приспособиться к онлайн-эволюции, двигателем которой является ее будущая аудитория.

В главе 2.1. были рассмотрены основные темы еженедельной газеты «Вечерние Челны», где можно увидеть, что молодежных тем, которые могли бы заинтересовать возрастную аудиторию 12-18 лет -  нет.

Респонденты в возрасте от 19- 25 лет преимущественно женщины (рис.3.2.1.). Респонденты этой возрастной группы в основном  с неполным высшим образованием (рис.3.2.2.), холостые/ не замужем (рис.3.2.5.), мало читающие печатные СМИ (рис. 3.2.6.),  65,3%  интересуется рекламой (рис. 3.2.10.) , 4,7 % в еженедельной газете «Вечерние Челны» (рис. 3.2.11.). Всего 10 % всех респондентов в возрасте от 19-25 лет предпочитают еженедельную газету «Вечерние Челны» (рис. 3.2.14.). 

Проблемы этой  возрастной группы практически такие, как и у 12-18-летних. Практически 100% этой возрастной  аудитории имеют выход в интернет, откуда и узнают все новости и находят необходимую литературу.

Чтобы заинтересовать такую аудиторию нужно в газете больше освещать вопросы, которые затрагивают тему новостей города и Республики в разрезе молодежных программ, освещать социальные проблемы молодых семей, а так же подсказывать,  как вести себя в той или иной ситуации. Ведь в этом возрасте многие из них сталкиваются с многими проблемами впервые.

Респонденты в возрасте от 25- 35 лет преимущественно мужчины (рис.3.2.1.). Респонденты этой возрастной группы в основном имеют высшее профессиональное образование (рис.3.2.2.),   женатые/ замужем (рис.3.2.5.),    читают печатные СМИ (рис.3.2.6.),       72,1%  ориентированы на рекламу в печатных СМИ (рис.3.2.10.), 10% предпочитают   еженедельную газету «Вечерние Челны» (рис. 3.2.14.). 

 В этой возрастной категории респонденты имеют преимущественно высшее образование, а всего лишь 10% предпочитают   еженедельную газету «Вечерние Челны». Значит можно предположить, что для них,  возможно, проблематично купить эту газету или газета не вызывает у них интереса.

Респонденты в возрасте 36 - 45 лет преимущественно женщины (рис.3.2.1.). Респонденты этой возрастной группы в основном со средне - специальным образованием (рис.3.2.2) , женатые/ замужние (рис.3.2.5.), читающие печатные СМИ (рис.3.2.6.), 73,9%  интересуются рекламой (рис. 3.2.10.) , 4,9 % в еженедельной газете «Вечерние Челны» (рис. 3.2.11.). Всего 16 % всех респондентов  предпочитают еженедельную газету «Вечерние Челны» (рис. 3.2.14.). 

У этой возрастной категории наблюдается самый большой процент, которые еженедельную газету «Вечерние Челны».

Респонденты в возрасте 46- 55 лет преимущественно мужчины (рис.3.1.1.). Респонденты  этой возрастной группы в основном со средне- профессиональным образованием (рис.3.1.2.), женатые/ замужем (рис.3.1.5.), читающие печатные СМИ (рис.3.1.6.) , 74,2%  интересуются рекламой (рис. 3.2.10.) , 2,4 % в еженедельной газете «Вечерние Челны» (рис. 3.2.11.). Всего 15 % всех респондентов  предпочитают еженедельную газету «Вечерние Челны» (рис. 3.2.14.). 

Респонденты в возрасте 56- 65 лет преимущественно женщины (рис.3.1.1.).  Респонденты  этой возрастной группы в основном с общим средним образованием (рис.3.1.2.), женаты/ замужем (рис.3.1.5.), читающие печатные СМИ (рис.3.1.6.), 61,3%  интересуются рекламой (рис. 3.2.10.) , 2,7 % в еженедельной газете «Вечерние Челны» (рис. 3.2.11.). Всего 15 % всех респондентов  предпочитают еженедельную газету «Вечерние Челны» (рис. 3.2.14.). 

Респондентов в возрасте свыше 65 лет одинаково как женщин, так и мужчин (рис.3.1.1.), преимущественно со средне - специальным образованием (рис.3.1.2.) , читающие печатные СМИ (рис.3.1.6.), 84,6%  интересуются рекламой (рис. 3.2.10.) , 7,1 % в еженедельной газете «Вечерние Челны» (рис. 3.2.11.). Всего 9 % всех респондентов  предпочитают еженедельную газету «Вечерние Челны» (рис. 3.2.14.). 

Из проведенного социологического исследования, можно сделать вывод, что большой процент респондентов 60- 85 % интересуются рекламой все респонденты (рис.3.2.10.).Но очень низок процент интересующихся рекламой в еженедельной газете «Вечерние Челны» 2- 7 % (рис. 3.2.11.). Выбирают же еженедельную газету «Вечерние Челны» лишь 8- 15 % респондентов (рис. 3.2.15). Независимо от пола, образования, семейного положения, не велик процент читающих еженедельную газету «Вечерние Челны».

 Возраст респондентов читающих газету «Вечерние Челны» г. Набережные Челны по сравнению с 2009 годом не изменился, по прежнему респонденты от 36 и до 55 лет являются самой многочисленной аудиторией газеты «Вечерние Челны». (рис. 2.2; рис. 3.2.10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Рекомендации

Средством повышения эффективности воздействия на аудиторию газеты «Вечерние Челны» может служить:

1. Надо обратить особое внимание  на респондентов 12- 18 лет, т.к. большинство крупных рекламодателей пришло к выводу, что эта возрастная группа оказывает очень сильное влияние на формирование семейных бюджетов и приоритетов потребления.

В газету необходимо ввести  развлекательные молодежные рубрики, может даже и  западного образца (звездные скандалы, мода, клубы, анонсы к фильмам и т.д.)

2. Увеличение объема рекламы.

По итогам проведенного исследования  60- 85 %  респондентов  интересуются рекламой в печатных СМИ, поэтому ее увеличение в газете привлечет больше потребителей. 

3. Респондентов 19 – 25 лет можно  привлечь не только новостной  молодежной темой, а ее осмыслением. То есть, тема должна быть раскрыта  и осмыслена, сделаны выводы, а  не только сообщена новость. Можно ввести рубрику «Наш ребенок».

4. Ввести  рубрику  «сад-огород»  для садоводов- любителей, ориентировано на возраст от 35 и выше.

5. При бешенном темпе жизни  необходима такая рубрика, как  «Психологические советы», это касается  всех возрастных групп.

6. Доступные формы продажи газеты.

Продажа газет может осуществляться в кассах магазинов, что привлечет внимание покупателей.

7. Освещение проблемы ЖКХ г. Набережные  Челны и желательно в диалоге  с представителями отвечающими  за коммунальное хозяйство города. 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Индустрия печатных СМИ переживает сегодня не лучшие времена. За последние 15-20 лет электронные каналы массовой коммуникации заметно ослабили влияние газет и журналов, а стремительное развитие интернета в двухтысячных нанесло решающий удар по прессе. Аудитория сегодня уже не готова покупать информацию: в мировой паутине она распространяется бесплатно, причем намного быстрее и в колоссальных объемах.

В реальности можно констатировать слабую обратную связь с аудиторией, а порой и полное отсутствие контакта с ней.

Отношение, в частности молодежной аудитории, к печатным СМИ не изменилось. Как утверждает вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов, в России в этом плане похвастать нечем, «читательская аудитория не увеличивается, не растет охват, не появляются новые читатели, аудитория стареет».

В связи с этим, в работе были изучены теоретические аспекты особенностей российской аудитории печатных СМИ, проведен анализ, субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» и вынесены рекомендации по повышению рекламной деятельности еженедельной газеты «Вечерние Челны».

Были рассмотрены методы изучения аудитории, проведен анализ и оценка субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» (п. 2.2.). Целевая аудитория газеты преимущественно женская, 36- 55 лет, с низким материальным благосостоянием, с разносторонним родом занятий. Практически все читатели газеты интересуются рекламой, а так же уделяют внимание статьям о товарах и услугах.  При выборе товара, ориентируются  на рекламу.

Актуальной проблемой, на сегодняшний день, является изучение и обобщение субъективных характеристик аудитории печатных СМИ г. Набережные Челны именно для того, чтобы выяснить, кто является основной аудиторией печатных СМИ г. Набережные Челны, выяснить их предпочтения и дать необходимые рекомендации для повышения эффективности еженедельной газеты «Вечерние Челны». Все это определило актуальность социологического исследования.

Воспользовавшись системой выборки, ее расчета, а так же методом обработки информации с помощью статистической программы QuAn, применив двумерный и сравнительный анализы, мы получили социально –демографический портрет аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны»: возраст респондентов, читающих еженедельную газету «Вечерние Челны» в большинстве своем в возрасте 36 - 45 лет, преимущественно женщины (рис.3.2.1.). Респонденты этой возрастной группы в основном со средне - специальным образованием (рис.3.2.2) , женатые/ замужние (рис.3.2.5.), читающие печатные СМИ (рис.3.2.6.), 73,9%  интересуются рекламой (рис. 3.2.10.) , 4,9 % в еженедельной газете «Вечерние Челны» (рис. 3.2.11.). Всего 16 % всех респондентов  предпочитают еженедельную газету «Вечерние Челны» (рис. 3.2.14.). 

Проведенное социологическое исследование показало, что еженедельная газета «Вечерние Челны» не занимает лидирующего положения у аудитории г. Набережные Челны, поэтому, были разработаны рекомендации для поднятия рейтинга газеты, особенно у респондентов 12- 25 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2006. – 200c.

2. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Рекламный рынок: методика изучения. М.: Экзамен, 2010 - 150с.

3.Песоцкий Е. Современная реклама: теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 326с.

4. Королько В.Г. Основы паблик рилейшенз. – РЕФЛ – БУК, К.:  

ВАКЛЕР, 2007. –  с.135

5. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. M.; Ростов н/Д : МарТ, 2008. – 246c.

6. Катернюк А.В. Современные рекламные технологии: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 382с.

7. Рощупкин С.Н. Язык рекламы: учеб. пособ. - М.: МГУКИ, 2008. – 337c.

8. Сэндидж Ч. Реклама: теория и практика. - М.: Сирин, 2001.- 250с.

9. Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2008. – 380с.

10. Ритцер Дж. Современные социологические теории: 5-е издание. М.; СПб.; Н. Новгород; Воронеж; Ростов н/Д; Екатеринбург; Самара; Киев; Харьков; Минск, 2007. - 409c.

11. Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ./Под ред. Л.А. Волковой. – СПб: Питер, 2006. – 558с.

12.Аронсон Э. Реклама: современные технологии. - М.: Маркетинг, 2008. - 400с.

13. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности: учеб. пособ. - М.: РДЛ, 2006. - 216с.

14. Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Рекламное законодательство: учеб. пособие в схемах. - М., 2007. - 44с.

15. Картер Г. Эффективная реклама. - М: Маркетинг, 2006. - 226с.

16. Матищев А.Н. Эффективность рекламы. – М.: Издательство «Финпресс», 2008. – 313с.

17. Савельева О.О. Социология рекламного воздействия М.: «РИП-холдинг», 2006  — 254с.

18. Ромат Е.В. Реклама. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 440с.

19. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006.-254с.

20. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. М.; СПб.; Н.Новгород, 2010. - 262с.

21. Газета «Вечерние Челны» Режим доступа: http://vechernie-chelny.zurbazar.ru/

22. Газета «Вечерние Челны» Режим доступа: http://onlinegazeta.info/tatarstan/tatarstan_gazeta_vechernie_chelni.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 
Анкета

АНКЕТА

«Субъективные характеристики аудитории

печатных СМИ г. Набережные Челны»

Информация о работе Особенности российской аудитории печатных СМИ