Особенности российской аудитории печатных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей аудитории печатных СМИ на примере еженедельной газеты «Вечерние Челны».
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты особенностей российской аудитории печатных СМИ;
2. Осуществить анализ субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны»;
3. Вынести рекомендации по повышению рекламной деятельности еженедельной газеты «Вечерние челны».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ
1.1.Понятие аудитории печатных СМИ……...…………………….……..……..6
1.2. Особенности российской аудитории печатных СМИ…....……9
1.3. Методы изучения аудитории……..………………..………………….........14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
2.1. Общая характеристика еженедельной газеты «Вечерние Челны» г.Набережные Челны…………………………………………………………..…..23
2.2. Анализ и оценка субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны .....….………………………...25
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «ВЫЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АУДИТОРИИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
3.1 Программа исследования…………………………………………….30
3.1.1. Методологический раздел программы………………..……...…..30
3.1.2. Методический раздел программы…………………………..……31
3.2. Отчет о результатах исследования…………………………..………….…34
3.3. Рекомендации………………………………………………………….........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………49
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….................51

Файлы: 1 файл

курсовая смк.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте [20].

Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты. Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки.  Основной из них - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.

Обязательные требования данного метода это тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты, обстоятельная инструкция к ее заполнению, шифровка конвертов, вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты, напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).

Телефонный опрос – специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний [21] .

Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловлено отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

Обязательные требования этого метода: предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС, разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам, наличие телефонных справочников, соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС, особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров, повышенная требовательность к их честности, обязательность контроля за их деятельностью, перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.

Телевизионный экспресс-опрос – метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса, мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет", просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 мин), оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло, комментирование полученных результатов.

Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного [21].

Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосования – политические мероприятия, которые связаны с опросом населения, а поэтому должны быть использованы для социологического анализа общественного мнения и степени социальной напряженности. К сожалению, при разработке вопросов, выносимых на народное голосование, научные нормативы нарушаются в угоду политическим интересам и амбициям их представителей. Это резко снижает социологическую ценность их результатов, но не исключает целесообразности их учета в исследовательской работе, например, при конструировании гипотез.

Основное предназначение социологических опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.    

Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

     Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах [16, c.230]:

1. Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении.

Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

2. Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

     В прикладной социологии различают три вида интервью [9,c.411]:

1. Формализованное;

2. Фокусированное;

3. Свободное.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию [17, c.450].

      Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

2. Качественные  методы  можно  использовать  не  только  для   уточнения внутренней  структуры  и   динамики   общественного   мнения,   но   и   как вспомогательные при подготовке количественных исследований  -  например  при формировании  анкеты  (получение   спектра   ответов,   их   предварительная кластеризация), или при разработке рабочей гипотезы исследования  (выяснение специфических закономерностей восприятия  изучаемого  феномена  и  уточнение направлений исследования). Грамотно проведенное качественное исследование дает возможность  четко сформулировать   понятный   и   близкий   потребителю   (избирателю)   образ организации, товара, политика  и  выбрать  наиболее  эффективные  технологии

воздействия на общественное мнение [18, с.260].

Методы качественных исследований:

1. Экспертный;

2. Peer-группа;

3. Фокус-группа;

4. Диадическое интервью;

5. Глубинное интервью.

Получение предварительной "карты" изучаемого феномена, формирование структурного описания и рабочей гипотезы исследования.  

Выявление и формулировка проблем, которые могут быть исследованы с помощью  количественных опросов.     

Изучение разногласий противостоящих друг другу позиций и углубленное исследование их серию причин. Выявление механизмов противостояния мнений или их идентичности. Изучение иерархически организованных взаимодействий руководства и подчиненных.Изучение интимных    вопросов, в том числе, связанных с полом.

Сбор данных о психологических механизмах формирования мнения (источники, причины, мотивация, обусловленность, контекст) [18, с.263].

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА  ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ»)

 

2.1. Общая характеристика еженедельной газеты «Вечерние Челны»

 

Газета Вечерние Челны - это еженедельное издание, входящее в холдинг Союз СМИ "Единство". Средства массовой информации распространяются по Татарстану.

Газета является лауреатом I общероссийского национального конкурса "Здоровый образ жизни - гармония с собой и миром" в номинации "СМИ, пропагандирующие здоровый образ жизни" (2002 год), призером республиканского конкурса журналистских работ "Разумный человек - разумный выбор" - II место в номинации "Лучшая печатная публикация" за 1999 год. Работы журналистов газеты отмечены многочисленными грамотами и дипломами государственных, муниципальных и общественных структур.

Газета Вечерние Челны сотрудничает с ведущими республиканскими информационными агентствами ("Татар Информ", "Эфир Информ", "Кама пресс"), печатными и электронными СМИ республики, пресс-службой городской администрации, пресс-центром Госсовета РТ.

Эксклюзивные рубрики газеты Вечерние Челны: "В городе моем", "Заглянем?", "И это все у нас", "Есть проблема", "Какие люди!", "А что у вас, КАМАЗ?", "Из первых уст", "Гости города", "Факты и комментарии", "Глазами очевидца", "Биржа труда "Вечерки".

Газета Вечерние Челны распространяется и широко известна в городах Нижнего Прикамья (Елабуга, Нижнекамск, Менделеевск, Альметьевск, Бугульма (киоски "Союзпечать"), часть тиража газеты продается в г. Казани.

Она зарегистрирована в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

Издается с 7 ноября 1996 года.

Девиз «Вечерки» - быть всегда в центре событий. Плюс объективная, непредвзятая подача публикаций. Именно этим и объясняется, что газету в Челнах признают и уважают.

Успехи газеты за столь непродолжительный период времени говорят о ее большом потенциале. Этому способствуют творческие возможности журналистов редакции и стабильный, дружный коллектив в целом.

Основные темы еженедельника [21]:

1. Новости города и Республики;

2. Политические обзоры;

3. Социальные проблемы;

4.Вопросы бизнеса и финансов;

5. Интервью с деятелями культуры;

6. Исторические экскурсы;

7. Освещение спортивных мероприятий;

8. Дискуссии, споры, конфликты.

А также, информация о событиях в г. Набережные Челны и в республике, политика, культура, экология, социальные проблемы.

  Тираж газеты составляет 28000 экземпляров. Полноцветная печать газеты формата А3. Объем газеты может составлять от 28 до 48 полос. С периодичностью выхода – 1 раз в неделю. День выхода – среда. Объем публикуемой рекламы – до 40 %

«Вечерние Челны» городская информационная газета, распростроняемая на территории Татарстана в городах: Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и др.

Распространение газеты происходит, как платно, так и с помощью предварительной подписка.

Читательскую аудиторию составляют служащие, рабочие, студенты, пенсионеры, предприниматели, ИТР (инженерно-технический работник).

 

2.2. Анализ и оценка субъективных характеристик аудитории  еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные  Челны

 

Результаты анкетирования читателей газеты «Вечерние Челны» (анкета опубликована в газете «Вечерние Челны» от 21.09.2009). Количество пришедших заполненных анкет – 734 штуки, количество анкет, проанализированных в результате случайно выборки  - 200 штук.

Еженедельную  газету «Вечерние Челны» преимущественно читают женщины (рис.2.1.).

 

 

Рис.2.1. Целевая аудитория. Пол респондентов газеты «Вечерние Челны» г.Набережные Челны (2009 г.)

 

 

 

 

Возраст читателей еженедельной газеты «Вечерние Челны» в основном 36-55 лет (рис.2.2.).

Рис.2.2. Возраст читателей газеты «Вечерние Челны» г..Набережные Челны (2009 г.)

Информация о работе Особенности российской аудитории печатных СМИ